Лайфхаки объяснительной журналистики

Мы уже писали об объяснительной журналистике в этой статье. Не пугайтесь раньше времени, это ни какая-то другая особенная и уникальная журналистика. Это просто метод, применяемый в журналистских материалах, в ходе которого что-то сложное и малопонятное (например, термин или событие) объясняется простыми и понятными большинству людей словами.

Наша Школа журналистики не только проводит онлайн-обучение по основам журналистики, и не только готовит абитуриентов к поступлению на журфак, но и рассказывает на сайте о всех нюансах журналистики. Вот наши рекомендации по теме объяснительной журналистики:

Поясняйте просто. Например, купить акции какой-то компании, это всё равно что стать собственником маленькой части этой компании. Упомянули сложный термин – объясните его простым языком. Скажем, сторителлинг — это просто рассказывание какой-то истории.

Если пишете или говорите аббревиатуру, то расшифруйте её. Даже такие известные буквенные сочетания как ООН, НАТО, ОДКБ и подобные нужно расшифровать. Не все знают, не все поймут, поэтому в журналистском материале необходимо пояснить.

Чтобы не запутать вашего читателя, убирайте из своих материалов всё незначительное и неважное. Сообщите о самом важном, дополните важными и любопытными деталями и уберите всё лишнее, неважное и малозначимое. Особенно не злоупотребляйте собственным мнением и своими размышлениями. Журналистика — это сообщения о новостях, о событиях. А если хотите щедро делиться своим мнением, то ведите блог.

Используйте аналогии для объяснения. Например, 3 процента населения – это всё равно что один ученик из класса, в котором 30 учащихся. А в гомеопатии используется столь малое количество вещества, что это равноценно 1 песчинке на всех пляжах мира, при этом, скорее всего, в капсуле «чудодейственного» гомеопатического лекарства вовсе не встретится ни одной молекулы веществ, о которых упомянуто на коробке с лекарственным средством.

Поупражняйтесь в написании материала в духе объяснительной журналистики. Например, придумайте новость на какую-нибудь сложную тему – «дивидендные аристократы», «наблюдатели на выборах» или «новые медиа в современном мире«. Не берите информацию откуда либо, а придумайте её. Так делать в журналистике нельзя, но для обучения — это полезное упражнение.

Придумайте событие на эту тему, включите в свой текст придуманные цитаты людей, вымышленные цифры/статистику, подберите подходящее фото из интернета. А затем добавьте в свой текст объяснение в одно-два предложения – кто такие наблюдатели и зачем они нужны, или какие компании называют дивидендными аристократами, или о чем идет речь, когда мы говорим о новых медиа. То есть сделайте свой текст в стиле объяснительной журналистики.

Не пугайтесь сложных тем. Журналисты часто пишут на сложные темы, при этом они не могут разбираться во всем. Немного почитайте об этом в интернете и напишите.