Анонс – это предварительное оповещение о каком-то предстоящем событии. Как правило, в пресс-релизах сообщают либо о том, что произошло, либо о том, что произойдет (анонсы). Примеры информационных поводов анонсов – «такого-то числа состоится открытие нового завода», «в Санкт-Петербурге в эти выходные пройдет выставка работ такого-то фотохудожника» и т.д.
Также анонс будущего материала может быть опубликован в СМИ. Например: «читайте в следующем номере об изменениях в пенсионной системе». В телевизионной журналистике анонсами называют краткие сообщения о материалах, которые запланированы в программе. В этом случае главная цель анонса — заинтриговать зрителя, заинтересовать его, чтобы он не переключился на другой канал во время рекламы.
Брифинг – короткая пресс-конференция для журналистов, посвященная одному вопросу. Например, брифинг по поводу новых карантинных ограничений или по случаю произошедшего землетрясения. На брифинге сначала спикер даёт краткую информацию, потом журналисты задают свои вопросы. Иногда такое мероприятие сразу начинают с вопросов.
Бэкграунд – предыстория события, дополнительные подробности. Как правило, бэкграунд идет в конце материала. Например, в случае с новостью об открытии нового филиала банка, в бэкграунде можно сообщить год основания банка, сколько у него уже есть филиалов и т.д. В случае с падением самолета, в бэкграунде можно сообщить были ли ЧП у этой авиакомпании ранее, сколько авиакатастроф происходит в России и мире.
Верстальщик – человек, который занимается вёрсткой газеты.
Вёрстка – процесс расположения текстов и иллюстраций на газетной полосе. Верстальщик в графической программе подбирает шрифты, формирует колонки и т.д. Где будет находиться тот или иной материал, какие к нему будут фотоиллюстрации – это решает редактор, а верстальщик делает всю техническую часть. Этот газетный термин был заимствован и телевизионщиками, где вёрсткой называется сборка воедино телепрограммы из всего отснятого материала.
Видеоряд – набор разноплановых кадров в сюжете. Например, если видеосюжет о проливном дожде, то можно показать людей с зонтиками, лужи, мокрого кота, порванный от шквального ветра рекламный плакат и т.д. Всё вместе – это видеоряд.
Выходные данные – это опубликованные на сайте или в газете/журнале данные об издании (название СМИ, номер лицензии, дата регистрации, тираж и т.д.)
Вычитка – процесс исправления ошибок и опечаток после редактуры. Редактор уже внес свои правки, а затем корректор делает «вычитку» — прочитывает текст и исправляет ошибки.
Глянец – вид красочных журналов, отпечатанных на глянцевой бумаге.
Гражданская журналистика. Деятельность людей, которые не являются журналистами, но которые пишут для СМИ на актуальные злободневные темы. Некоторых общественников и блогеров можно назвать гражданскими журналистами.
Дедлайн – окончательный срок сдачи журналистских материалов редактору. Также дедлайнами называют окончательные сроки приема статей и грантовых заявок на конкурс.
Джинса (жаргонизм) – заказная рекламная статья. Сейчас «джинса» говорят довольно редко. Надо понимать, что рекламная статья рекламной статье — рознь. Если это материал, отмеченный значком «PR» или опубликованный с пометкой «оплачено рекламодателем», то всё нормально, здесь нет обмана читателя. А если это скрытая реклама, поданная как новость, то фактически происходит обман потребителя информации. Такой прием иногда используется, но осуждается настоящими профессионалами журналистики.
Желтая пресса – вид журналистики, специализирующийся на скандальных новостях, слухах, подробностях личной жизни знаменитостей. Осуждается многими профи, так как не несет пользу обществу, даёт непроверенную информацию, не брезгует публикацией фейков.
Закадровый текст – голос корреспондента, звучащий «за кадром». В это время корреспондента не видно, идет видеоряд, который озвучен его голосом.
Интервью – жанр журналистики, беседа журналиста и интервьюируемого.
Источник – обозначение людей и организаций, которые поставляют информацию журналистам.
Клевета — распространение заведомо ложных сведений, порочащих кого-либо, является преступлением.
Колонка – так называют столбец в печатном СМИ или рубрику, в которой пишет конкретный автор. Например, редакторская колонка – там пишет редактор.
Копирайт – знак, обозначаемый как ©. Указывает на частную интеллектуальную собственность, защищенную от незаконного копирования. Такой знак, поставленный, например, после телевизионной передачи, указывает кому принадлежат права на этот информационный продукт.
Корректор – сотрудник редакции, который проводит «вычитку» текста. Как правило, это очень грамотный бывший журналист или человек с филологическим образованием.
Корректура – процесс «вычитки» текста и исправления ошибок. Корректуру не стоит путать с редакторской правкой. Редактор может в процессе чтения журналистского материала исправить ошибку, но его главная задача заключается в другом. Он оценивает стиль текста, информацию, может что-то изменить или добавить.
Лид – первый абзац журналистского текста (после заголовка). Он очень важен, так как люди его видят первым и решают читать ли им дальше или нет. В лиде нужно захватить внимание читателя. Лиды бывают разные, но самый популярный и классический – просто рассказать кратко самое главное о событии.
Материал — обобщенное название продукта, произведенного журналистом.
Новые медиа — термин, применяемый для обозначения интерактивных электронных изданий. К традиционным СМИ относятся печатная пресса, телевидение и радио, а новые медиа – это сайты, на которых используется весь комплекс мультимедийной журналистики – текст, фото, видео, графики и т.д.
Опрос – общение журналиста со случайно выбранными людьми. Как правило, заранее заготавливаются один или несколько вопросов, которые журналист задает всем опрашиваемым. Цель таких опросов — выявить мнение, например, жителей города, по актуальным проблемам.
Папарацци — журналист, снимающий фото и видео известных людей без их разрешения. Такая деятельность не всегда законна и относится к желтой прессе.
Петличный микрофон, петличка (жаргонизм) — вид маленького микрофона, который крепится на воротник журналиста.
Пилот — пробный выпуск телепередачи.
Подводка — речь журналиста перед телесюжетом, которая подводит зрителя к новости. Это что-то вроде лида в печатном тексте.
Пресс-конференция, прессуха (жаргонизм) – мероприятие, проводимое для журналистов. Пресс-конференции организуют люди или организации, которые хотят что-то сообщить представителям СМИ.
Пресс-релиз – текстовое сообщение, подготовленное для СМИ и журналистов.
Репортаж – материал, подготовленный с места событий. В ходе репортажа журналист находится на месте событий и подробно описывает происходящее.
Сетка, сетка вещания – в телевизионной журналистике это расписание программ, их последовательность.
Спикер – человек, который что-то рассказывает. Например, проводящий пресс-конференцию или лектор.
Стендап – часть телесюжета, в которой корреспондент появляется в кадре и что-то говорит, обращаясь к зрителям.
Статья — жанр журналистики, в которой автор старается проанализировать какую-то ситуацию или проблему, выявить закономерности, сделать выводы.
Фотобанк – хранилище фотографий в интернете. Бывают платные и бесплатные фотобанки, на которых соответственно можно скачать изображения платно или бесплатно.
Фрилансер – журналист или фотокорреспондент, не состоящий в штате СМИ, но получающий гонорары за свои материалы.
Хромакей – технология замены фона на видео. Людей снимают на зеленом фоне, который затем в компьютерной программе заменяют на интересное изображение или видео. Хромакей применяется на телевидении и при съемке художественных фильмов, а также активно используется видеоблогерами.
Штат — постоянный состав редакции СМИ, эти люди получают заработную плату. Стажеры и фрилансеры в штат редакции не входят.
Эксклюзив – уникальная информация, которой нет у других СМИ.
B2B-издания (би-ту-би издания, business to business) – СМИ, которые создают информационные материалы для бизнеса.
B2C-издания (би-ту-си издания, business to consumer) – обычные СМИ, создающие материалы для обычных зрителей и читателей.
Подготовлено Школой журналистики