В конце этой статьи вы можете посмотреть 9 фотографий с сайта Института журналистики Рейнольдса. Что их объединяет? Необычность. Именно такие фотографии привлекают внимание, кажутся нам интересными и часто побеждают в международных конкурсах. Условно говоря, девочка в костюме лисицы с автоматом Калашникова в руках. Или бомж, играющий на скрипке. Или 25 голубей, летающих вокруг священника. Только напоминаем: в фотожурналистике всё происходящее должно быть настоящим, не постановочным.
В чём секрет таких фото? Они вызывают эмоции. Заставляют остановиться, всмотреться, вчитаться, задуматься. Необычное изображение действует как крючок, который цепляет наше внимание, а дальше вступает в дело контекст — и вот уже перед нами не просто кадр, а целая история, рассказанная одним щелчком затвора. Такие фотографии не нуждаются в долгих объяснениях — они говорят сами за себя.
Второй важный фактор (после необычности изображенного на фото) — это особенный контекст события, который часто становится понятным из подписи к фото. Вроде просто стоит грустная женщина на фоне полуразрушенного здания, но если в подписи указано, что это женщина, которая только что потеряла своих близких в результате землетрясения, то фото обретает особый смысл.
Или позитивный пример: просто мальчик смеётся и подбрасывает какую-то медальку вверх. Но если в подписи указано, что этот мальчик с пяти лет занимался боксом, невзирая на ДЦП, и вот спустя 9 лет тренировок впервые победил и получил медаль на соревнованиях, то эта фотография моментально становится намного интереснее.
Поэтому вот и рецепт невероятных фотографий: особенный контекст происходящего, плюс необычность изображенного. Придуманные примеры:
— последствия атаки дронов и дети-квадроберы, играющие на руинах
— мать, воспитавшая 7 приемных детей, на Крещение купается в прорубе, на её теле множество татуировок
— меценат, который оплатил лечение 100 детей, разделывает тушу убитого животного на охоте
— и так далее
Контекст придаёт глубину. Без него фото остаётся поверхностным — просто картинка, не вызывающая отклика. А когда за изображением стоит история, мы воспринимаем его совсем иначе. Оно начинает трогать, вдохновлять, удивлять, возмущать — вызывает ту самую эмоциональную реакцию, ради которой фотографии публикуются в медиа и получают премии.
Но это мы описывали какой-то идеальный, максимально интересный вариант фотожурналистики. Такие снимки достойны международного признания, дипломов и наград. Но в повседневной работе журналистов всё гораздо проще. Нужна просто хорошая иллюстрация к тексту. Пишете про открывшийся детский сад — сделайте фото этого детсада с людьми, которые участвуют в открытии. Пишете про заслуги сельского учителя — сфотографируйте её в школе на фоне детей. Материал про бездомных животных — подловите на снимке какую-нибудь собачку на свалке.
Учитесь видеть необычное в обычном и не забывайте искать историю за каждым кадром. Именно это отличает сильного фотожурналиста — умение не просто нажать на кнопку, а рассказать через изображение нечто большее. Настоящее, живое, значимое.