Анна Коротченкова
Работая в СМИ, так или иначе сотрудники сталкиваются с таким понятием, как общественное мнение. С одной стороны, продукты деятельности масс медиа влияют на его формирование, а с другой оно и само влияет на то, как и каким образом формируется наполнение прессы.
Под общественным мнением принято понимать продукт массового осмысления социальной реальности. Оно включает в себя индивидуальные и коллективные мнения, которые появляются в процессе межличностных и коллективных обсуждений. В основном это понятие касается наиболее общих позиций, без углубления в более частные случаи.
Именно в этом моменте общественное мнение отличается от того, что исследуют с помощью различных соцопросов, особенно в узких контрольных группах. В таковых изучают мнения в определённых социальных ячейках. Общественное же мнение охватывает все слои населения.
Его объектом выступает некая действительность, которая становится предметом обсуждения в обществе. В это время субъектом общественного мнения становится непосредственно аудитория.
Составляющей общественного мнения является также социальная оценка, как результат коллективных обсуждений.
Оценка в свою очередь состоит из нескольких компонентов. К рациональному относятся знания общественных масс о социальных процессах. На его наполнение влияют достоверность и количество известных аудитории сведений.
Ещё один компонент является эмоциональным фактором, который влияет на общественную группу и проявляется в ее суждениях. Он помогает вместе с первым компонентом создать образ объекта суждения и обсуждения. Из этого вытекает следующий компонент — волевой. Это уже осознанные целевые действия группы, которые обосновывают значимость своего мнения и возможность реализации неких действий в отношении объекта мнения. При этом волевой компонент определяет и образ действия группы. То есть это определяет поведение общественной массы под влиянием общественного мнения.
Основной функцией общественного мнения выступает социальная регуляция социальной системы с помощью внутренней связи общества во всех сферах.
Следующая функция — регулятивная. Она отвечает за общественное воспитание и соцконтроль. Речь идёт об ответственности личной и коллективной за своё поведение перед обществом. За это отвечает процесс социализации.
К важным функциям относят и сохранение баланса социальной системы. Играют роль традиции, принятые в обществе нормы, социальные ценности. Аудитория сравнивает свои мысли и поступки с некими стереотипами.
Есть ещё функция регулирования отношений между управляющей и управляемой подсистемами. Она помогает добиваться компромиссных решений относительно той или иной социальной ситуации. Близка к ней и функция нейтрализации социального напряжения. Это нужно для выхода накопленных в общественных группах эмоций, для организации возможности высказать своё мнение. В качестве примера можно привести митинги, демонстрации, программы на телевидении в форме дискуссии, обсуждение в прессе, на форумах изданий.