Пишем по пресс-релизу

Основам журналистики может научиться каждый. «Школа журналистики» и «Молодежный центр реконструкции и развития» приглашают вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика». Запись на странице курс.журналистика-обучение.рф.

пресс-релиз как источник информацииКаждый журналист ежедневно получает большое количество пресс-релизов (информационное сообщение для прессы), это один из основных источников информации.

 

Рассмотрим несколько вариантов Вашей возможной работы с пресс-релизами.

• Вы работаете в редакции газеты. На электронный адрес редакции или Ваш личный e-mail из госорганов, частных и общественных организаций приходят пресс-релизы о тех или иных событиях.
• Вы работаете внештатно на несколько изданий и сами запрашиваете получение пресс-релизов в различных организациях. После этого начинаете получать их на регулярной основе.
• Вы пишите статьи по заказу для сайтов. В этом случае информация из пресс-релизов используется в основном для дополнения к материалам (например, статистика, предыстория и так далее).

В идеале Вы не должны писать материал только по пресс-релизу, потому что Вы получаете эту информацию от заинтересованного источника, который подаёт события однобоко, с выгодной для себя позиции. Рассмотрим простой пример:

Городская администрация присылает Вам пресс-релиз, в котором говорится о переносе рынка. Подаётся это исключительно с позитивной стороны, отмечаются только плюсы: новый рынок более комфортабельный, на нем в отличие от старого соблюдаются все санитарные условия, предприниматели счастливы и с воодушевлением пакуют вещи…

Если Вы напишите статью только по этому пресс-релизу, то материал получится не соответствующий действительности. Съездите на старый и новый рынки, сделайте фотографии, поговорите с владельцами бутиков и торговцами и Вам откроется совсем иная картина. Допустим, окажется, что переселяют их принудительно, на новом рынке нет приемлемых условий, а аренда выше почти в два раза…

В этом случае Вам нужно изложить позиции всех сторон (минимум двух противоположных) – градоначальников, администрации двух рынков, торговцев и собственников магазинов и прилавков, горожан.

Однако на практике звонки, а тем более поездки отнимают слишком много времени и нервов. Порой журналисты пишут только по пресс-релизу, плюс собственное мнение, плюс что-то знают по этой теме, плюс нашли какую-то информацию в интернете. Я считаю, что это не идеальный вариант, но вполне допустимый.

Стройте с пресс-службами долговременные доверительные отношения – пишите правду, не передергивайте факты, критика возможна, но в меру.

Пройдемся непосредственно по пресс-релизу. Прочитайте его. Выделите главное событие, главную мысль. Например: «открытие нового рынка», «повышаются пенсии» или «наградили архитектора». Теперь выберите ключевые слова, например, в случае с архитектором – премия, награда, деньги, приз, мэр, заслуги. Придумайте заголовок, оперируя ключевыми словами. А главную мысль вынесите в подзаголовок или лид.

Например: «Новый рынок – подарок или наказание» (длинный заголовок, желательно более короткий, но за неимением лучшего вполне подойдет и этот). В лиде пишем – «Администрация города такого-то переносит центральный рынок на улицу такую-то. Большинство предпринимателей воспринимают эту инициативу настороженно».

Далее не копируем весь текст пресс-релиза в свою статью, а лишь берем наиболее интересные мысли, цифры и так далее. Где-то это можно оформить как цитату, где-то «пустить» просто текстом.
Задайте себе вопросы: «Писал/-ла ли я на эту тему ранее?», «Что об этом писали коллеги?», «Что можно об этом можно найти в интернете?», «Кто может мне дать комментарий?» и другие.
Кстати, сами журналисты редко говорят «пресс-релиз», обычно обходясь простым наименованием «релиз».

И не забывайте, освоение журналистики – это 10 процентов теории и 90 процентов практики. Читайте пресс-релизы и статьи, пишите и еще раз пишите, сотрудничайте с разными СМИ и порталами.