Бильдредактор – экземпляр штучный

сельская газета курсы журналистикиКаждый ли владелец издания вводит в штат должность бильдредактора? Каковы основные обязанности данного специалиста? Есть ли в нем острая необходимость? Давайте разбираться.

Но для начала предложим вам пройти наш крутой онлайн-курс по фотожурналистике, вся информация по этой ссылке. Подавляющее большинство фотографий фотожурналистов идут как иллюстрация к журналистскому тексту. Журналист уже работает на мероприятии, затем он напишет текст, а фотожурналисту нужно сделать фотографии, которые могут проиллюстрировать этот текст. Или кто-то из редакции напишет по пресс-релизу и не выходя из офиса, а проиллюстрировать материал хотят своими фотографиями.

Фотожурналист выезжает на место события и делает серию снимков. Скорее всего, в итоге будут использованы всего одна-две фотографии. Но на сайте СМИ и на страничках в соцсетях могут быть опубликованы много фотографий. В любом случае фотожурналисту нужно сделать достаточное количество снимков, затем выбрать из них лучшие и передать редактору. Из них редактор выберет лучшие на его взгляд и опубликует их.

Бильдредактор – это специалист, отвечающий за визуальную информацию: фотографии, рисунки, графика. В крупных изданиях в штате есть должность и бильдредактора, и фоторедактора. Последний, как правило, выполняет роль ассистента. На сегодняшний день такой человек в редакции – не просто технический специалист, но одновременно журналист и эксперт. В подобных работниках нуждаются газеты, информационные агентства, журналы, электронные средства массовой информации. Он обеспечивает фотоматериалами, которые привлекают читателя и помогают разобраться в теме той или иной публикации, редактирует снимки, пополняет архив, принимает участие в разработке проектов художественного оформления изданий и др.

Ни в коем случае нельзя ограничивать обязанности достаточно редкого специалиста исключительно работой с фотографиями. Конечно, он обязан отбраковывать фото, которые не соответствуют техническим параметрам, но бильдредактирование – широкое поле для деятельности. Такой сотрудник должен принимать самое активное участие в процессе подготовки материала: подсказать интересную тему для репортажа, проверить фотоматериалы на достоверность, оценить значимость изображений, грамотно скомпилировать снимки, выявить специфику жанра. Это должен быть эрудированный человек, понимающий природу медиадизайна.

Кадрированием изображений может заниматься и сам фотожурналист, но есть случаи, когда без помощи макетчика или бильдредактора ему просто не обойтись. Основная цель – не вытянуть слабый кадр, а улучшить нужный снимок посредством изменения композиции, подобрать серию изображений, которые грамотно иллюстрируют текст. Где же найти необходимые материалы? Давайте рассмотрим несколько существующих вариантов:

  1. Фотобанки. Это вместительные интернет-архивы, содержащие огромное количество разнообразных снимков. Из этого множества специалист выбирает подходящие изображения и делает заказ.
  2. Внештатные фотографы. В их базе встречаются любопытные кадры по заданной теме. Бильдредактор должен держать руку на пульсе и вовремя приобретать работы.
  3. Фотоархив. Бильдредактор должен вести архив фотографий, которые в разное время были опубликованы в издании. Кроме того, он должен без труда ориентироваться в нем, чтобы в кратчайшие сроки найти нужные материалы.
  4. Штатные фотографы. Специалист может предложить съемку определенного события фотографу, с которым у редакции заключен договор, чтобы затем выбрать лучшие снимки.
  5. Свободный поиск. Бывают ситуации, когда нужные иллюстрации невозможно найти ни в одном из перечисленных источников, поэтому редактор отправляется на поиски в интернет. Если снимок подобран, то бильдредактор обязан связаться с автором работы и договориться об условиях сотрудничества.

Сочетанием даже самых безликих снимков можно достигнуть эмоционального сюжетного эффекта при расположении их в правильном порядке. Если соседство оправдано, то текст и иллюстративный материал дополняют друг друга, и статья воспринимается как единое целое.

Бильдредактор должен понимать эстетическую и идейную значимость фотоматериалов, не просто чувствовать, а знать, почему так скомпонованы снимки. Его знания – своеобразный барьер перед безвкусицей, угрожающей информационному изданию. На его плечах лежит ответственность за иллюстративный материал, поскольку фотограф или редактор, принимающий окончательное решение, не так авторитетны в данном вопросе. Бильдредактор – знаток фотографии, поэтому он должен проверять комментирующую способность изображения к тексту. Профессиональный редактор иллюстраций сочетает в себе способности фотографа и литератора, его мышление можно квалифицировать как визуально-словесное, а зрительные образы должны раскрывать суть публикации.

Над созданием печатного или интернет-издания трудится целая армия специалистов. Фотографы, дизайнеры, корреспонденты, бильдредакторы и другие представители прессы работают, чтобы обеспечить читателя актуальной информацией. Бильдредактор – должность достаточно редкая, но возможностей для карьерного роста, к сожалению, не так много. Со временем он может возглавить соответствующий отдел в крупном издательстве, уйти в книгоиздательство или полиграфию.

Елена Гуляева