Информационное неравенство общества: как ищут знания сегодня

Появление и развитие социальных сетей повлияли на социум в разных ключах. Кто-то бежит вперед прогресса, кто-то идет в ногу со временем, а кто-то, наоборот, тяжело воспринимает любые происходящие изменения. Такое явление создает большой разрыв между разными социальными группами, возникают сложности в общении, понимании, восприятии людей с противоположенными ценностями. Возникает информационное неравенство.

Многим не позволяет воспользоваться всеми благами желание задержаться в зоне комфорта. Ведь для познания интернет-среды нужны определённые навыки, желание, причина для развития. Если человек не хочет познавать цифровую культуру, то ни адаптивные технологии, ни разработанное грамотно обучение ему не поможет.

В то же время доступность информации позволяет расслабиться и не искать глубже, как когда это было во времена библиотек, где пахло старыми книгами и свежими знаниями. Теперь информацию получают порционно, по мере необходимости, реже для общего развития. Конечно, зачем стремиться обнять все знания сразу, если возникнет потребность, то телефон будет под рукой. Доступность практически любых сведений снижает мотивацию и их ценность. Если помните, как это было до пришествия информационных технологий: доклады и рефераты в школе писали, выискивая знания по крупицам в одной или даже нескольких библиотеках. А помните, как в библиотеках не всегда были свободные места? Конечно, актуальности они не потеряли, и по сей день, но востребованы они уже не таким большим количеством читателей.

И в то же время объем возможных знаний увеличился до практически неисчисляемых масштабов. Это может напугать некоторый тип потребителей информации, иногда лучше не браться за что-то слишком объемное, все равно все не освоить. Так мыслят некоторые люди и предпочитают не «гуглить», а поискать информацию в устной форме поспрашивать знающих людей, а также взять почитать. Не все понимают, что на самом деле это же самое можно сделать и в интернете: зайти на форум, найти выдержки из книг.

Если вспомнить, с чего все начиналось, стоит упомянуть Friendster одну из первых социальных сетей в мире, основанную в 2002 году Джонатаном Абрамсом. В 2012 году на Friendster было зарегистрировано 115 миллионов пользователей. В последствии появление конкурентов ослабило его позиции. Сейчас уже каждая из имеющихся социальных сетей заняла свою нишу. Для молодежи, для деловых людей, для представителей старшего поколения аудитория по сути сама сформировала контент-наполнение. В соцсетях можно читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы.

Говоря проще, технологии позволяют выбирать самим, как и где черпать информацию.

Анна Коротченкова