Основные принципы журналистики. Как их сформулировали в США

В 1997 году в США Комитет заинтересованных журналистов начал общенациональный диалог между гражданами и журналистами с целью выявления и разъяснения принципов, лежащих в основе журналистики. После четырех лет исследований, включая 20 общественных форумов по всей стране и национальный опрос журналистов, они выпустили Заявление об общей цели, в котором определены девять принципов. Они легли в основу книги «Элементы журналистики», написанной директором Комитета заинтересованных журналистов Томом Розенстилом и старшим советником этой организации Биллом Ковачем.

В этом Заявлении об общей цели говорится, что после тщательного изучения журналистами характера журналистики в конце двадцатого века они предлагают общее понимание того, что определяет журналистику.

«Основная цель журналистики — предоставить гражданам точную и надежную информацию, необходимую им для функционирования в свободном обществе. Это включает в себя множество ролей, помогающих определять сообщество, создавая общий язык и общие знания, определяя цели сообщества, героев и злодеев. Эта цель также включает другие требования к СМИ, такие как быть развлекательными, служить сторожевым псом демократии, предлагать голос безмолвным», — говорится в заявлении.

Согласитесь, весьма необычная трактовка. Со временем журналистские организации США разработали девять основных принципов для решения описанных задач. Кратко перечислим их:

  1. Журналисты должны говорить правду
  2. Необходимо быть лояльными, терпимыми к людям и мнениям, которые отличаются от наших убеждений
  3. Тщательно проверять информацию
  4. Сохранять независимость насколько это возможно
  5. Мониторить действия власти и оценивать их справедливо
  6. Предоставлять слово тем, кому есть что сказать, особенно тем, кто видит проблемы в обществе и готов указать на них
  7. Преподносить важную информацию интересно, повышая интерес к проблемам и их решению
  8. Сохранять правильные пропорции всех важных тем, не уделять преувеличенное внимание одним проблемам и не игнорировать другие
  9. Каждый журналист должен чувствовать личную ответственность и формировать у себя правильные этические нормы

Эти основные принципы, в том или ином виде, повторяются во всех списках, хартиях и этических кодексах не только в США, но и во всех странах мира.