Пропаганда и журналистика

Пропаганда в журналистике — не редкость. Чем отличается пропаганда от объективного журналистского материала? Можно ли считать блогера пропагандистом? Эти и многие другие вопросы волнуют наших студентов и других людей, интересующихся журналистикой. Постараемся на них ответить.

Журналист передаёт информацию как можно объективнее, он пишет как бы отстраненно и только о фактах, а также даёт слово спикерам (экспертам и заинтересованным людям, которых касается тема материала). А пропагандист хвалит и ругает, «продавливает» определенное мнение, часто намеренно искажая реальность. А ведь журналистика должна как зеркало отображать события и это зеркало не должно быть искаженным.

Допустим материал про плохую работу чиновников, курирующих работу общественного транспорта. Журналист напишет: «жители отмечают плохую работу транспорта», а пропагандист напишет: «городские власти не справляются со своими обязанностями». Еще раз подчеркиваем: пропагандист — это тот, кто активно навязывает какое-то мнение. Или в случае пропаганды напишут: «Путин хлестко ответил западным лидерам, заставив их заткнуться», а адекватный журналист напишет: «Путин ответил на выпады западных политиков».

Поразительно, но факт: у нас учатся 16-17-летние девочки и к ним никогда нет претензий в плане необъективности и склонности к пропаганде. У них нет большого жизненного опыта, нет четко сформированной своей позиции и нет желания взбодрить читателя громкими заявлениями. И они легко пишут объективные новостные заметки.

Можно ли считать блогера пропагандистом? Если берет деньги за публикацию своего материала, то в этом случае он пропагандист. Если не берет, то нет, просто высказывает своё мнение. Но если это реклама и он не выдает рекламный материал за обычный информационный, то это уместно. В этих «пропагандист-не пропагандист» можно запутаться.

Одно мы знаем и в этом абсолютно уверены: журналистика должна быть нейтральной и сдержанной. Советский журналист нахваливает КПСС и ругает капитализм — это не журналистика, а пропаганда, даже если он сам верит в написанное. Опытный журналист за версту видит непрофессиональный и пропагандистский материал, это очень заметно по хлестким словам и выражениям.