Тексты и медиатексты: теория для журналистов

Теория текста берет своё начало во второй половине ХХ века и происходит от различных наук: информатики, лингвистики, психологии, риторики, социологии и многих других. Текст называется в теории текста «коммуникативной единицей высшего порядка» (Валгина Н.С. «Теория текста»).

В переводе с латинского языка текст (textus) – это «ткань, сплетение, соединение».

Говоря о журналистском тексте, можно подразумевать как общий текст определённого выпуска печатного или электронного СМИ, так и отдельное журналистское произведение, написанное в определённом жанре.

Построение текста определяется темой, информацией и задачей.

Текст является моделью передачи информации. Тип текста и его содержание определяют друг друга. Текст в рамках лингвистики – это способ выражения естественного языка, наделённый рядом свойств. Его характеризуют связность и завершённость. Текст обладает определённым выраженным началом и концом.

Термин «текст» часто встречается также в литературоведении. Это – речевая основа литературного произведения, в которой выделяют также предметные и образные аспекты, идейно-смысловые моменты.

Но самым простым считается определение текста как определенной последовательности речевых единиц. Различают основу статьи и ее второстепенный текст: заголовок, примечания, эпиграфы, предисловие, ремарки.

В современной журналистике же центральным понятием является медиатекст. Этим термином обозначают тексты массовой коммуникации.

Медиатекст объединяет параллельные или пересекающиеся аспекты – массово-коммуникативный текст, массмедийный текст, журналистский текст, публицистический текст, газетный текст, телетекст, рекламный текст, PR-текст, Интернет-текст и так далее.

Сейчас медиатекст получил статус базового тезиса в медийной лингвистике, стилистике, культуре – новых ответвлениях философских и педагогических наук.

По мнению большинства современных исследователей, медиатексты – это тексты массовой коммуникации, включающие журналистские, рекламные, PR- тексты.

Одним из основных параметров медиатекста является декодируемость, доступность сообщения, способность аудитории к его восприятию в соответствии с заложенным писателем смыслом.
Автор, журналист обязан пользоваться доступными аудитории формами – текст, аудио, видео.

Разговаривать с аудиторией всегда необходимо на ее же языке. Для этого автор должен владеть этим языком, четко отслеживать смысловое наполнение слов, составляющих ее лексический запас.

Также нужно вводить новые для аудитории слова, подробно разъясняя их значение, что поспособствует их правильному усвоению. Это одна из задач журналиста – развитие своей аудитории. Тогда читатели смогут не только быть в курсе событий, но и увеличивать свой интеллектуальный, культурный уровень.

Анна Коротченкова