Форма и содержание: как привлечь читателей правильными абзацами

Анна Коротченкова

Абзацы, как путеводные маячки — ведут читателя в нужном направлении. Оказывается, на привлекательность материала влияет не только содержание, но и форма. От длины абзаца, их количества и чередования зависит восприятие текста аудиторией.

Критик Дэвид Липски как-то раскритиковал одного из авторов за то, что он слишком семенил абзацами. А писатель и преподаватель Рой Питер Кларк решил прокомментировать этот пример и в своей книге «Пятьдесят приемов письма». Он считает, что выбирать длину нужно исходя из задач конкретного текста, точнее его участка. У текстовых явлений есть свои понятия. Например, логикой изложения принято называть согласование больших частей текста между собой. А когда так связаны предложения, то принято говорить о последовательности изложения мысли и текста.

Абзац должен заключать себе конкретную мысль, соответственно не мериться количеством символов, а исчерпывающе описывать то, что хотел сказать автор. А объем уже зависит от навыков писателя сформулировать, описать и заключить мысль в один абзац. Важно также не путать читателей короткими, разорванными абзацами, разбивая одну мысль на несколько частей только потому, что абзац вам показался слишком большим.

Зачем вообще нужны абзацы? Автор как бы дает понять читателю о том, что одна мысль завершена, можно выдохнуть, при необходимости перечитать или приостановить чтение. Не зря же учителя говорят в школе: «Дочитываем до конца второго абзаца». Преподаватель уже знает на каком участке текста можно остановиться, чтобы у учащихся не потерялась важная мысль, высказанная в книге, и, возобновив чтение, они легко вспомнили на чем остановились.

При этом правила оптимального абзаца не существует. Одних раздражает обилие коротких абзацев, другие утомляются от слишком длинных. Есть авторы, которые считают абзацы частью своего фирменного стиля, и специально пишут материал в определенном объеме. Поэтому, встретив текст с абзацами длинной в целую печатную страницу – не удивляйтесь, и не пытайтесь разгадать причину такого решения.

Также Рой Питер Кларк приводит еще один пример чередования абзацев разной величины. Автор может написать короткий абзац после длинного, чтобы усилить некий эффект драматизма, подвести к прочтению более длинного, чтобы сконцентрировать внимание читателя. Работники СМИ чаще авторов используют абзацы не читателя ради. А для того, чтобы подогнать текст под необходимый размер. Авторы и писатели используют длинные абзацы, чтобы читатель не отрывался часто от книги.

Не стоит забывать и о читательской лени, когда вы работаете над абзацами. Слишком длинные не заставят аудиторию нырнуть в море текста с головой. А наличие передышки в виде коротких абзацев обнадежит и заставит прочитать больше.

Есть дельный совет: перечитать свои работы, проанализировать свои абзацы и подумать, что изменится, если их переделать.