Новостная заметка — это королева журналистики и самый популярный жанр в СМИ. Давайте напишем такую заметку, ведь это классика работы журналиста. Для начала учиться надо с самых простых вариантов, поэтому вам нужно:
1. Найти сообщение о недавнем событии на любом государственном сайте. Как правило, там публикуются пресс-релизы, новости, отчеты. Такой источник информации для нас очень важен, ведь это официальная информация, которая не окажется фейковой.
2. Через поисковик Гугл или Яндекс найти сообщение в СМИ об этом же событии или на эту же тему. В идеале мы не должны использовать инфо из других СМИ. Но сейчас мы только учимся и прибегнуть к такому варианту можно. Средства массовой информации тоже используют информацию, опубликованную на других сайтах, но при этом указывают источник. Например, так: «…, сообщило информагентство ТАСС».
3. Взять комментарий по этой теме у жителя вашего города/населенного пункта. Можно взять комментарий даже у друга/подруги или родственника. Но, конечно, более ценен коммент эксперта в той области, о которой повествует новостная заметка. Например, если пишем о состоявшемся медиафоруме, то это могут быть комментарии журналистов, организаторов, участников мероприятия.
4. Написать новостную заметку, используя информацию из пресс-релиза, сообщения СМИ и включив в неё взятый комментарий. Не забывайте, что в заметке должен быть интересный заголовок, хороший лид (это первый абзац журналистского материала), можно включить бэкграунд. Посмотрите примеры информзаметок на сайтах информационных агентств и вам всё станет понятно. На первом этапе можно писать просто подражанием.
5. Проверить уникальность текста на одном из сайтов по проверке уникальности (она должна быть не менее 80 процентов). Если используете информацию из пресс-релизов, то желательно переписать её своими словами, то есть прибегнуть к рерайту. Работая в СМИ, нужно учитывать пожелания и требования редактора — иногда допускается более низкая уникальность текста, если он подготовлен по сообщениям госорганов.
6. Подобрать подходящее изображение (сфотографировать самостоятельно, взять с сайта государственного органа или из СМИ, а можно и просто найти в интернете подходящую иллюстрацию). С фотографиями из СМИ и интернета проявляйте осторожность — у них есть авторы, а некоторые люди бывают очень жадные и могут предъявить вам претензии и обвинения в плагиате. Фотки от госорганов можно использовать смело, но желательно в подписи к ним указать источник этой иллюстрации. Например, так: «Фото пресс-службы министерства здравоохранения».
Шаблон заметки от информагентства
Чтобы вам было проще справиться с этой задачей публикуем внутреннюю редакционную инструкцию-шаблон, которую рекомендует своим корреспондентам одно из информационных агентств:
- Заголовок — Самое основное, что произошло — коротко.
- Лид — Тоже самое, что в заголовке, но подробнее.
- Подробности — Описание события и всех основных деталей.
- Цитата — Релевантная (подходящая) краткая цитата, оформленная как прямая речь. Указывается КТО сказал, КОМУ сказал (корреспонденту, на пресс-конференции и т.п.) и КОГДА сказал (в понедельник, во вторник и т.п.)
- Дополнительная информация от спикера — Кратко, самую суть, оформляем не как цитату, а в такой конструкции: «При этом он(а) пояснил(а), (отметил, подчеркнул, что…)»
- Бэкграунд (бэк) — Предыстория этого события, дополнительная информация из произошедшего ранее.