Объяснительная журналистика – термин, который поначалу может сбить с толку. На самом деле это не какая-то особенная журналистика, это просто подход, при котором что-то сложное и непонятное для большинства объясняется простыми словами.
Например, не все понимают кто такие «дивидендные аристократы» или что такое «новые медиа«. Если вы в журналистском материале объясните простыми словами, понятными большинству людей, что это такое, то это будет объяснительная журналистика.
При этом надо понимать, что такой текст не должен быть просто текстом в стиле Википедии. Нет. Это настоящий журналистский материал, с информационным поводом, с разными мнениями, с цитатами экспертов, но в котором есть моменты объяснения, разъяснения чего-то сложного. Дать простое определение сложному термину или рассказать о том, как малопонятное макроэкономическое событие коснется читателя/зрителя – вот основная задача объяснительной журналистики.
Как оформлять такие материалы, в чем их особенности? Оформление таких журналистских материалов может быть различным. Можно просто в тексте пояснить о чем идет речь, а можно прибегнуть к инфографике, списку вопросов и ответов, объясняющим видео и т.д. Как тут не вспомнить фразу, приписываемую Альберту Эйнштейну – «если Вы не можете что-то объяснить ребенку, то Вы сами этого не понимаете». Например, журналист должен уметь объяснить подростку сложные экономические понятия, а бабушке на понятном для неё языке рассказать о современных технологиях.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сделайте это своей привычкой. Никогда не забывайте о необходимости объяснения слов и терминов, которые могут быть кому-то непонятны. Даже привычные для нас слова, например, «лайфхак» или «сторис», могут быть кому-то непонятны, поэтому всегда уместно ненавязчиво пояснить что это такое. Вас должно быть понятно читать и слушать большому количеству самых разных людей. В этом заключается высший пилотаж журналиста-профессионала, что его интересно читать и смотреть и эксперту с тремя высшими образованиями, и девушке-подростку из глухой деревни. Да, у вас есть целевая аудитория, для которой вы вещаете в первую очередь, но тем не менее информация должна быть понятна и несведущим в рассматриваемом вопросе людям.
В Википедии совершенно справедливо отмечается, что любая журналистика с момента её зарождения несла в себе роль объяснительную. Но всё же возникновение жанра объяснительной журналистики связывают с именем редактора газеты The St. Petersburg Times Джина Паттерсона, который активно продвигал идею объяснения людям сложных понятий простым языком. Даже если это не станет вашей основной «фишкой», постарайтесь объяснять людям сложное простыми словами и аудитория ответит вам благодарностью и симпатией.