Поговорим об источниках дохода для журналиста. Как денег-то заработать своим творческим трудом и интеллектом? На получение каких дополнительных ресурсов может рассчитывать журналист? Есть разные интересные варианты кроме заработной платы и гонораров. Мы разберем некоторые из них. Но для начала как раз поговорим о работе в редакции, должности собственным корреспондентом и сотрудничестве на внештатной основе.
Дом-2. Так в шутку мы называли редакции, в которых работали. Они действительно были для многих из нас вторым домом. Возможно, нам просто повезло, но с нами работали вежливые, интеллектуальные, чуткие люди. Работа в штате предполагает, что вы приходите на работу в 9 утра, а уходите домой вечером в 18 часов. А, например, в «газетный день», когда верстается сама газета, ночью печатается в издательстве, а на утро она уже будет лежать на прилавках газетных киосков, работа в редакции может затянуться и до полуночи.
Тем не менее, находиться каждый день в помещении вам не придётся. За это многие журналисты и любят свою работу. Утром редактор даёт вам задание, и вы отправляетесь – на семинар в местную администрацию, на детский утренник или в приемную к министру. После обеда вам нужно вернуться в редакцию и по возможности «отписать» материал, то есть напечатать всё, что вы хотите изложить об увиденном и услышанном. Отдельный разговор о работе редактором, он главный в газете (если говорить именно о редакции, а так-то у газеты еще есть собственник, владелец).
Почти свободная птица. Собкоры (собственные корреспонденты) – особый подвид журналистов. «Внештатники» – еще одна их разновидность. Собственные корреспонденты в регионах находятся на особом счету. Они работают на крупные издания и информагентства, в самом же городе у них нет начальства, никто их не контролирует, а с редакции (которая как правило находится в столице) дают конкретные задания довольно редко. Собкор сам решает — на какую тему ему писать, сколько подготовить материалов и так далее. Редакция, как правило, может что-то подсказать, или порекомендовать. В сюжетах на телевидении вы, наверное, неоднократно слышали фразы типа «передаёт наш собственный корреспондент Андрей Мартинюк». В этом случае корреспондент был специально командирован телеканалом на место события или работает в этом регионе, регулярно передавая новости.
Внештатные журналисты — менее привилегированные работники СМИ. Если вы предложите свои услуги как автор статей, разослав письма в издания, то из некоторых вам ответят: «да, конечно, присылайте свои тексты, будем работать внештатно» (то есть за гонорар, но без оформления на постоянную работу). «Внештатник» имеет в своей работе минусы (непостоянство, небольшие доходы), а также может похвастаться плюсами (возможность работать с разными СМИ, свобода действий).
Конкурсы. Периодически для журналистов проводят конкурсы статей. Организаторами могут выступать общественные фонды, городская администрация или другие госструктуры, частные компании. Как правило, конкурс объявляется на определенную тему, например, «охрана окружающей среды» или «борьба с коррупцией в органах власти». Устанавливается крайний срок подачи заявки. Может предлагаться определенная форма заявки, которую нужно будет заполнить. Также обозначается период времени, в течение которого статьи должны были быть опубликованы.
Вы пишете статью, публикуете её и подаёте заявку организаторам конкурса. Возможно, вам не придётся писать статью специально под конкурс, если ранее вы как раз писали на подходящую тему. Конкурсы предполагают определение победителей и вручение премий и ценных подарков. Приведем пример: наш тренер участвовал в конкурсах статей много раз, при этом примерно в трети случаев оказывался среди победителей. Кроме дипломов, он получил в одном случае цифровой диктофон, в другой раз ему вручили 300 долларов, а в третьем случае это был новенький ноутбук. Согласитесь, приятное дополнительное вознаграждение за свою творческую работу?
Информация о конкурсах, также как и о грантах, о которых пойдет речь в следующих абзацах текста, можно найти в интернете или получить из электронной рассылки, посвященной журналистике и всевозможным конкурсам.
Гранты, стипендии, стажировки. Также периодически объявляются грантовые программы, конкурсы на присуждение стипендий и возможность стажировки, в которых могут принять участие журналисты. Приведем придуманный, но правдоподобный пример: посольство Китая объявляет конкурс стипендий для журналистов по освящению в СМИ темы китайско-российских отношений. Журналисты подают заявки, организаторы отбирают на их взгляд лучших претендентов. В итоге победители получают в течение полугода по 35 тысяч рублей в месяц, при одном условии – нужно за весь период опубликовать 6 статей на объявленную тему.
Или это может быть объявленный конкурс проездных грантов для журналистов. Хотите побывать на чемпионате мира по футболу, за чужой счет, да потом еще об этом написать в статье. Пожалуйста, есть шанс – принимайте участие в объявленном конкурсе. Напоминаем, примеры придуманные. Это может быть грант на обучение в зарубежном университете, стипендия для блогеров или грант за вклад в отечественную журналистику. Также речь может идти о стажировке, когда на конкурсной основе отбирают журналистов для практики в иностранных изданиях. При этом все расходы по проезду, проживанию и питанию берут на себя организаторы.
Следите за конкурсами, ищите информацию в интернете через поисковые системы и на сайтах, посвященных конкурсам и журналистике.
Семинары, тренинги, конференции. Если есть желание поездить по стране, ближнему и дальнему зарубежью – то подавайте заявки на участие во всевозможных учебных мероприятиях. Принцип тот же: ищите информацию и участвуете. В подавляющем большинстве случаев, все расходы берут на себя организаторы. Не подумайте, что хвастаемся, говорим исключительно ради примера: мы обычные журналисты, но за последние годы побывали во многих крупных городах СНГ, а также летали заграницу. Множество сертификатов тому подтверждение. Всё это были какие-то семинары и тренинги – учились, учились и еще раз учились.
Хотели бы отметить, что во всех случаях (гранты, стажировки, конкурсы и так далее) для участия не обязательно быть штатным журналистом, достаточно чувствовать себя журналистом и хотя бы иногда где-то публиковаться.
Заказные статьи. Этот ресурс — на любителя. Мы редко брали деньги за позитивные материалы. Похвалить хороший бизнес и получить за это вознаграждение? Почему бы нет. Но в нашем случае оно того не стоило. Повторимся: у нас было всего несколько таких случаев и полученные деньги не сделали нас богаче. Особенно будьте осторожны с «черным» пиаром (когда на кого-то клевещут, «очерняют») — мало того что это не этично, так можно еще заработать и массу проблем.
Процент от подписки и рекламы. Вы можете договориться с изданием, с которым сотрудничаете, что будете искать для них рекламодателей и подписчиков. В случае с рекламой ваш гонорар будет составлять примерно 10-15 процентов от привлеченных средств. Мы на этом больших денег не заработали, но есть примеры, когда журналисты государственных изданий на проценте от подписки (которая во многих странах СНГ добровольно-принудительная) зарабатывали крупные суммы.
Правило. Находитесь в постоянном поиске информации о ресурсах. Примеряйте на себя — в чем я могу принять участие? Посещайте тематические сайты, оформляйте получение электронных рассылок. Участвуйте в конкурсах.