Обмани меня, если сможешь (опубликовано в газете «Деловой Казахстан»)

Участники форума, посвященного насильственному экстремизму, интересуются проектом «Три точки», фото автора

Сообщения в мессенджерах, лента Instagram, посты в социальных сетях, новости на сайтах и в приложениях телефона – поток разношерстной информации, порой сомнительного качества, льется на современного человека как из рога изобилия. Много информации, из которой можно выбрать интересующее тебя — это, безусловно, хорошо, но есть и обратная сторона медали. Поддельные новости (фэйки), неудачные шутки, ошибки и злонамеренное искажение информации – вот с чем сегодня сталкивается каждый пользователь интернета. Что делать? Эксперты настаивают: нужно учиться фильтровать информацию, при необходимости её проверять, быть более медиаграмотными людьми.

Сообщения о терактах, которых на самом деле не было; о несуществующих педофилах, которые якобы объединились в банду; о конфликтах на национальной почве и о многом другом – такие сообщения создаются тысячами каждый день во всех странах, на разных языках и быстро распространяются. Доверчивые люди не только верят подобной информации, но и сами распространяют эту опасную ложь. Давайте услышим мнение медиаэксперта, задумаемся о критическом мышлении и присмотримся к проектам, которые могут помочь гражданам быть более грамотными при потреблении информации.

Обилие фэйков и манипуляций

На одном из мероприятий, организованных международной организацией Internews, инициатор и руководитель первого в Центральной Азии фактчекингового проекта factcheck.kz Адиль Жалилов продемонстрировал участникам примеры фэйковых фотографий. На одном из таких изображений, распространяемых в интернете, американский сенатор Джон Маккейн стоит рядом с террористом Усамой бен Ладеном. На самом деле на оригинальной фотографии сенатор стоял с президентом Афганистана Хамидом Карзайем. Подобные поддельные фотографии изготавливаются за считанные минуты, но могут наделать много шума. Такие подделки легко вычислить – достаточно, например, воспользоваться поиском похожих изображений в Google. Труднее вычислить видеофэйки и всевозможные хитрые манипуляции.

«Приведу пример: фэйк о том, что в Алматы открылась биолаборатория, предназначенная для хранения опаснейших патогенов и там работают американцы, которые разрабатывают биологическое оружие. Это ложь, на самом деле лаборатория работает с 1948 года и там нет никаких американцев. Или фэйк о том, что врачи-террористы под видом лекарств вводят пациентам вирус — распространяется в WhattsApp. Лжи и манипуляций очень много, но любые фэйки можно выявлять», — говорит Адиль Жалилов.

Он привел примеры высказываний известных людей, которые не соответствуют действительности. Например, новость о том, что 24 тысячи казашек вышли замуж за китайцев. Это недостоверная информация, которая может вызвать волну ксенофобии и конфликты. На самом деле цифры значительно более скромные – примерно 30 казашек выходят замуж за граждан Китая и столько же казахов берут в жены китаянок.

Какое отношение эти примеры имеют к насильственному экстремизму? Самое прямое! Подчас подобные фэйки могут спровоцировать насилие, нетерпимость и противоправные действия. Идеологи экстремистских организаций также активно используют такие приемы, чтобы повлиять на своих потенциальных адептов.

Медиаграмотность, фактчекинг и критическое мышление

В современном мире не только журналисты, редакторы и политологи должны быть медиаграмотными людьми. Понимать основные процессы, происходящее в медиапространстве, должен даже школьник, в руках которого есть смартфон с выходом в интернет.

Кстати, о школьниках. Например, в Швеции уже с 1980 года есть отдельный предмет в школе – медиаобразование. Детей учат рассуждать и критически оценивать информацию, которую они видят и читают в интернете, на телевидении или в сообщениях своих мессенджеров. В этой стране есть несколько интернет-ресурсов для учителей, на которых медиаэксперты подсказывают какие события в мире и фэйки можно взять в качестве примера для разбора на уроке. При обучении в ход идут мультфильмы, кроссворды, тесты, веселые картинки и многое другое — и всё для того, чтобы сделать детей медиаграмотными. Люди вырастают более грамотными в вопросах распространения информации и уже не пересылают знакомым сообщения о зараженных СПИДом бананах и прочей нелепице.

Медиаграмотность – это набор навыков и умений, которые позволяют людям анализировать и оценивать распространяемую информацию, а также самим не допускать ошибок при создании контента. Одной из важнейших составляющих медиаграмотности является так называемый фактчекинг (от английского «fact checking», что переводится как «проверка фактов»).

«Есть несколько видов фактчекинга – развенчание мифов и фэйков, проверка фактов, проверка обещаний и заявлений, — говорит Адиль Жалилов. -Также важной частью является обучение. Я считаю, что фактчекингу необходимо обучать в школах и вузах, чтобы у молодежи были базовые навыки».

Еще одним важным звеном медиаграмости является критическое мышление – способность человека ставить под сомнение информацию, которую он получает. Ставить под сомнение даже свои убеждения, которые могут быть ошибочны. Задавать самому себе вопросы и думать над ответами. «А правда ли это?», «кому может быть выгодно говорить неправду?», «есть ли альтернативное мнение?», «где еще можно почитать/посмотреть об этом» — эти и многие другие вопросы позволяют человеку не быть пешкой в руках пропагандистов и злоумышленников, распространяющих всевозможные фэйки.

Казахстанские проекты по медиаграмотности

В Казахстане уже есть несколько серьезных проектов, направленных на повышение медиаграмотности и обучение фактчекингу. Сегодня уже не остается сомнений в том, что подобных востребованных проектов вскоре станет больше. Дойдет ли дело до введения специального предмета в школе – вопрос открытый, но всевозможные учебные программы и тренинги будут и должны проводиться. Не все имеют возможность принять участие в специальных семинарах, но каждый может в интернете почитать материалы и посмотреть видео на эту тему.

Проект factcheck.kz является наиболее интересным. Здесь есть множество интересных и полезных материалов по теме, приводятся любопытные примеры. На сайте есть интересная рубрика, в рамках которой проводится проверка обещаний казахстанских чиновников и политиков. Подробно разбираются поддельные новости, тиражируемые казахстанскими СМИ. Достаточно простых действий, чтобы выявить ложь, придуманную для повышения посещаемости сайта или с иными целями. Почитав материалы этого портала, любой человек станет на голову выше в плане медиаграмотности.

Еще одной яркой и популярной инициативой является проект «Три точки». Материалы готовят в рамках информационной кампании по медиаграмотности «Знай, что смотришь!», которая реализуется в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии» при финансовой поддержке Европейского Союза. Суть проекта сформулирована как желание показать роль медиаграмотности и критического медиапотребления в предотвращении радикализма, ведущего к насильственному экстремизму. Проект представлен в нескольких социальных сетях, для каждой из стран региона – на национальном языке. Здесь можно познакомиться с увлекательным и понятным контентом, сделанным с большой долей творческих инсайтов.

Как обстоят дела с обучением медиаграмотности в соседних странах? Лидером в этом вопросе можно назвать Кыргызстан, где медиаграмотности уже учат в школах. Пилотный проект реализуется в ряде школ Бишкека и Чуйской области. Инициатива, поддержанная министерством образования, реализуется в рамках проекта по повышению медиа-информационной грамотности в Кыргызстане при поддержке Федерального министерства по экономическому сотрудничеству и развитию Германии и Академии Deutsche Welle. Разработана и издана книга для учителей и старшеклассников, созданы видеоуроки, анимационные ролики, онлайн платформа. Все материалы разрабатывали действующие журналисты и профессионалы из сферы образования.

В Узбекистане, как и во многих других странах, распространение фэйков – не редкость. В стране в прошлые годы проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение медиаграмотности. Общение с коллегами-журналистами из Ташкента и поиск в интернете не позволил найти какие-то значительные и популярные проекты, реализуемые в стране в сфере медиаграмотности. Тем не менее, представительство ЮНЕСКО в Узбекистане прикладывает усилия, регулярно организуя учебные мероприятия и круглые столы по теме медиаграмотности.

Борьба со злоумышленниками, которые из хулиганских или иных целей, создают злостные фэйковые сообщения – дело правоохранительных органов. Но это вечная борьба с переменным успехом и без видимой победы. Как же быть нам с вами? Что делать особенно тем, кто не работает в медиасфере и не «подкован» в этих вопросах, но является потребителем информации? Нужно учиться отличать правду от лжи, достоверный источник информации от сомнительного и шаг за шагом становиться более медиаграмотными.

Сергей Барановский