Студентка наших онлайн-курсов Татьяна из Алматы прислала свою заметку, которую мы внимательно разберем и отметим её плюсы и минусы (наши комментарии отмечены синим цветом).
Территория OFFROAD – мы не выбираем дороги, мы выбираем направления!
Слишком длинный заголовок. Звучит как слоган. Можно просто — «Территория OFFROAD» (если пишем для газеты или журнала) или «Состоялся горный этап чемпионата Казахстана по трофи-рейдам» (если пишем для информационного сайта).
«Территория OFFROAD» — один из самых ожидаемых и любимых во внедорожной среде, единственный горный этап открытого Чемпионата Казахстана по трофи-рейдам, состоялся 14-15 июня в изумительно красивых местах нашей страны, таких как плато Ассы, ущелье Кара Арша и Кызыл-Аус.
Лид (первый абзац) написан хорошо в том плане, что в нём есть вся основная информация. Но предложение слишком длинное и сложносочиненное, его можно было разбить на два предложения. Старайтесь, чтобы ваши предложения были короче, читателю будет легче читать и понимать текст.
Традиционно в соревнованиях приняли участие спортсмены пяти категорий: ТР1 — внедорожники серийного производства, с размером авторезины 31 дюйм включительно. ТР2 — автомобили также серийного производства, но с измененной подвеской, установленными лебедками и резиной 35 дюймов включительно. Настоящие монстры — ТР3 — прототипы, подготовленные к серьезному бездорожью, с неограниченным размером резины. В «Свободный класс» вошли автомобили, которые по своим техническим характеристиками не подпадают ни под одну из выше перечисленных категорий. И класс «ATV» составили квадроциклы.
Ой, слишком много специфичной информации. Если пишете для профильного издания, которое читают профессионалы-гонщики, то можно так написать. А обычный читатель «зависнет» от этих категорий и дюймов. Даже если вы пресс-секретарь спортивного клуба, то надо найти компромисс и подготовить пресс-релиз так, чтобы редакции СМИ захотели его опубликовать и читателям было интересно и понятно читать текст. Также пресс-служба может подготовить два варианта текста — для обычных СМИ и для профессиональных, которые пишут о спорте.
И вот, согласно жеребьевке, с интервалом в пять минут, тринадцать автомобильных экипажей и шесть квадроциклов один за другим уходят на трассу. В задачу спортсменов входит не только проехать весь маршрут от старта до финиша и уложиться в зачетное время, но и при помощи приборов навигации отыскать и собрать по пути контрольные точки, координаты GPS которых они получили незадолго до старта.
Этот абзац написан хорошо. Всё понятно и динамично описано — правила, задача спортсменов и т.д. Отлично.
Среди контрольных точек предусмотрены так называемые «обязательные», «невзятие» которых грозит аннулированием результата с присвоением участнику последнего места. И «необязательные», за пропуск которых приплюсуют 20 минут к итоговому времени в качестве штрафа. По замыслу организаторов интригу создала, одна, так называемая, «трехчасовая точка» №20. Довольно таки сложная в прохождении и ставшая для многих переломным моментом в гонке, поскольку за ее «невзятие» участник штрафуется на целых три (!) часа. То есть проехал ты быстренько весь маршрут, собрал все точки кроме этой, а на финише тебе – бац! – три часа пенализации, и что ехал, что не ехал.
Опять много специфичной информации. Я, конечно, поднапрягся и всё понял, но 16-летний подросток в общественном транспорте и пенсионер на своей кухне уже закрыли бы этот текст 🙂
Спортсменам предстояло пройти два примерно равноценных по сложности Специальных Участка (СУ), в первый и во второй день гонок соответственно. А итоговый результат экипажа определялся уже суммой баллов, полученной после прохождения всех спецучастков. Организаторы обещали ну ооочень (не надо таких текстовых трансформаций, лучше просто написать «очень») сложную трассу и дали 12 часов на прохождение маршрута. Но все участники финишировали в среднем уже часа через четыре, а то и раньше. А все потому, что когда за неделю до старта трофи-рейда организаторы расставляли точки, то в горах как раз в очередной раз выпал снег. И предполагалось, что на взятие всех этих точек экипажи потратят много времени и сил, пока они будут буксовать, увязать в грязи, «лебедиться» (что такое «лебедиться»? какой-то специфичный жаргон) и долго мучиться. Поэтому точек сделали мало. Но у погоды свои капризы, и в последующие дни также внезапно наступила сильная жара, снег за неделю растаял, земля просохла, что значительно облегчило прохождение маршрута и все буквально пролетели трассу за несколько часов.
Так что в целом гонка оказалась не слишком сложной и не слишком разрушительной, трофи-рейд прошел с минимальными потерями: всего-то пробитые бензобаки, оторванные глушители, помятые бока. Экипаж Збродова Евгения под номером 007 прям возле лагеря порвал задний мост и выбыл из дальнейшей борьбы. Еще один казус произошел с квадроциклом Максима Антимирова – буквально за несколько метров до финиша первого СУ у квадрика отломался руль. Технический сход Максима избавил оставшихся квадроциклистов от довольно таки сильного соперника, поскольку Максим многократный победитель всевозможных трофи-рейдов.
Всё, я как читатель устал читать. Слишком длинный текст, слишком много специальных терминов. Видно, что автор «в теме», написано всё хорошо, но заметка должна быть раза в два меньше и написать её нужно более ясным, простым, человеческим языком.
Однако, несмотря на то, что участников было не так уж много, борьба между ними была напряженной. Многие экипажи, можно так сказать, шли ноздря в ноздрю и буквально дышали друг другу в затылок. Так в категории ТР1 первое место разделили сразу два экипажа — Калиламбекова Ихсана и Ракова Вячеслава. На третьей ступеньке пьедестала в этом классе – экипаж Старицина Сергея. В классе ТР2 места распределились таким образом: экипаж Нурисламова Марселя на первом, следом за ними экипаж Мандриченко Олега и замыкает призовую тройку экипаж Нурашева Рустама. В классе ТР3 выступало всего два экипажа, поэтому и места они поделили между собой – лидировал экипаж Ахмудова Руслана, а следом за ним экипаж Исакова Тимура. В категории ATV тоже два лидера, поделивших первое место – Сергей Кистанов и Владимир Альбицкий, и отстав буквально на несколько минут от лидеров, на третьем месте разместился Алексей Никижев.
Конечно же никакими словами и никакими фотографиями не передать всего того природного великолепия, масштабности, грандиозности и молчаливой величественности гор, того драйва и адреналина, который получаешь преодолев все препятствия. Это романтика гор. Романтика бездорожья. Не все поймут, но кто хоть раз попробовал, равнодушным уж точно не останется.
В целом написано хорошо, но есть замечания, о которых я уже написал. Последний абзац, завершение, написано хорошо.