Поиск инфоповода в работе журналиста

Оперативная обработка инфоповода – одна из основных задач профессионального журналиста. Об информационном поводе мы писали неоднократно. Если не вдаваться в подробности, то это актуальное событие, которое берется за основу в журналистском материале. В этом тексте пойдёт речь о некоторых особенностях инфоповода как важной части работы журналиста.

Журналистика – это деятельность, результаты которой, как правило, актуальны совсем недолго. Даже если речь идет о продукте не информационного агентства, которое специализируется на оперативной подаче самых свежих новостей, а специализированного делового или политического издания, то журналист всё равно имеет дело с инфоповодом, которому спустя некоторое время суждено потерять актуальность. На смену старых приходят более свежие и актуальные новости.

Информационная повестка имеет довольно короткий жизненный цикл, поэтому одним из базовых и важных навыков для журналиста является умение находить новые инфоповоды и оперативно их обрабатывать, то есть превращать в журналистский материал, готовый к публикации.

Еще раз закрепим понимание информационного (новостного) повода. Инфоповод – это недавнее событие, которое предоставляет интерес для широкой массовой аудитории. В качестве его основных параметров стоит отметить актуальность, новизну и значимость для большого количества людей. Поиск и выделение инфоповодов – хорошая практика для начинающих журналистов. Интересные и актуальные инфоповоды всегда можно посмотреть в новостных агрегаторах, таких как Яндекс и Гугл.

Недавно один из наших онлайн-студентов поинтересовался: «а если в заметке описываются два события, то какое из них брать за основу, то есть как инфоповод?». Как правило, то которое произошло раньше. Конечно, если это первое событие было недавно. Например, что-то произошло и какой-то политик прокомментировал это событие. Инфоповодом будет событие, а комментарий будет вторичен. Но если эта новость уже совсем не новость, а актуальность ей придают как раз слова политика, то именно его высказывание берется за основу. Приведем другой пример. Условно говоря, если пишем о Великой отечественной войне и раскопках поисковиков, которые нашли захоронение, то война хоть и была раньше, но не может быть информационным поводом. Инфоповод — это нечто, что произошло недавно.

Процесс отбора и выделения наиболее значимых и актуальных инфоповодов – одна из основных компетенций профессионального журналиста, который должен уметь чувствовать повестку дня, постоянно быть в курсе происходящих событий и уметь правильно на них реагировать.

Яна Зайнитдинова, Евгений Захаров