Сторителллинг в журналистике

Сторителлинг — это рассказывание историй. Еще недавно повествование об историях не было популярным в СМИ. Всё таки журналистика — это сообщение о новостях, экспертные мнения и интервью, аналитика. И тем не менее сторителлинг был и в советской журналистике, только его не называли этим иностранным словом и он набирает популярность в наши дни.

Приведем примеры. Группа туристов отправились в горы и заблудились, им на выручку поспешили спасатели. Спустя сутки они были найдены и спасены, но не обошлось без травм и других проблем. Или другой пример. Путешественник отправляется на лодочке вплавь через пролив и с колоссальным трудом преодолевает его. Конечно, можно написать об этом в стиле новостной заметки по такому примерному плану: такого-то числа группа туристов потерялась, на их поиске отправились спасатели и все основные подробности. Или взять интервью и задать путешественнику вопросы, получить интересные ответы. Но есть еще один способ рассказать об этих событиях — рассказать историю от начала до конца, как маленький рассказ, как маленький сценарий фильма.

И тут в ход могут пойти все возможности мультимедийной журналистики — видеосъемка с дронов и интервью, изображения географических карт и гугл-снимков со спутника, фотографии, текст и так далее. Всё это будет гармонично объединено в одну историю.

Структура журналистского сторителлинга — это структура полнометражного фильма, в нем есть завязка, развязка и кульминация. Для начала нужно захватить внимание читателя, с первой строчки, заинтриговать и намекнуть о чем пойдет речь дальше. Поскольку это всё таки журналистика, а не художественное вымышленное произведение, то нужно сообщить самое главное — «пошли и потерялись» или «отправился в плавание, пытаясь войти в Книгу рекордов Гиннесса».

Человек (читатель или зритель) всегда ставит себя на место главного героя, сопереживает ему, думает о том как он бы действовал в этой ситуации. Герой не должен быть идеальным, это обычный человек, который попадает в необычную историю.

Еще не до конца понимаете какова должна быть структура подобного материала, о чем писать в начале, а о чем в конце? Вспомните «Ералаш», эти истории всегда имеют завязку, затем события разворачиваются и вот есть финал, удивляющий нас и веселящий.

Даже если вы пока не публикуетесь в СМИ, то принципы сторителлинга можно использовать в работе копирайтера, при съемке видео, при написании поста в социальной сети или своем блоге и во многих других ситуациях. Сторителлинг применяется и в рекламе. Вы, наверное, помните серию рекламных роликов от Банка Империал? Это сторителлинг в чистом виде!

Медиаграмотности и основам журналистики может научиться каждый. «Школа журналистики» приглашает вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика» по очень доступной цене. Узнать больше и записаться можно на странице курс.журналистика-обучение.рф.