Сторителлинг и мультимедийная журналистика

Сторителлинг — это рассказывание историй. Еще недавно повествование об историях не было популярным в СМИ. Всё таки журналистика — это в первую очередь сообщение о новостях, экспертные мнения и интервью, аналитика. И, тем не менее, сторителлинг был и в советской журналистике, только его не называли этим иностранным словом, но сейчас он набирает особую популярность.

Сторителлинг идет рука об руку с мультимедийной журналистикой. Рассказывать истории проще и интереснее для читателей и зрителей, если используется и текст, и фотографии, и видео, и изображения географических карт, и многое другое.

Приведем примеры. Группа туристов отправились в горы и заблудились, им на выручку поспешили спасатели. Спустя сутки они были найдены и спасены, но не обошлось без травм и других проблем. Или другой пример. Путешественник отправляется на лодочке вплавь через пролив и с колоссальным трудом преодолевает его. Конечно, можно написать об этом в стиле новостной заметки по такому примерному плану: такого-то числа группа туристов потерялась, на их поиске отправились спасатели и все основные подробности. Или взять интервью и задать путешественнику вопросы, получить интересные ответы. Но есть еще один способ рассказать об этих событиях — рассказать историю от начала до конца, как маленький рассказ, как небольшой сценарий фильма.

И тут в ход могут пойти все возможности мультимедийной журналистики — видеосъемка с дронов и интервью, изображения гугл-снимков со спутника, фотографии, текст и т.д. Всё это необходимо гармонично объединить в одну историю.

Структура журналистского сторителлинга — это структура полнометражного фильма, в нем есть завязка, развязка и кульминация. Для начала нужно захватить внимание читателя. С первой строчки, с первой минуты заинтриговать и намекнуть о чем пойдет речь дальше. Поскольку это журналистика, а не художественное вымышленное произведение, то нужно сообщить самое главное — «пошли и потерялись» или «отправился в плавание, пытаясь попасть в Книгу рекордов Гиннесса».

Человек (читатель или зритель) всегда ставит себя на место главного героя, сопереживает ему, думает о том как он бы действовал в этой ситуации. Герой не должен быть идеальным, это обычный человек, который попадает в необычную историю.

Еще не до конца понимаете какова должна быть структура подобного материала, о чем писать в начале, а о чем в конце? Вспомните «Ералаш», эти истории всегда имеют завязку, затем события разворачиваются и вот есть финал, удивляющий нас и веселящий.

Даже если вы пока не публикуетесь в СМИ, то принципы сторителлинга можно использовать в работе копирайтера, при съемке видео, при написании поста в социальной сети или своем блоге, а также во многих других ситуациях. Сторителлинг применяется и в рекламе. Вы, наверное, помните серию рекламных роликов от Банка Империал? Это сторителлинг в чистом виде!

Для начала потренируйтесь. Просто придумайте историю для журналистского материала и опишите идею как эту историю можно описать, какие фотографии и видео использовать и т.д. Вы понимаете, что в журналистике нельзя придумывать истории, они должны быть настоящими, но сейчас мы тренируемся.

Например, если бы мне дали такое задание, то я придумал бы что-нибудь вроде этого: «История про мальчика-инвалида, который не смотря на своё заболевание увлекся спортом и при поддержке мамы увлеченно занимался плаванием. На его счету было много побед в областных и республиканских соревнованиях. А сейчас он готовится к олимпиаде для паралимпийцев. В ход пойдет текст, короткие видеоинтервью с ним и с мамой, фотографии соревнований». Придумайте такую историю и подумайте как её можно было бы воплотить в журналистском материале на сайте.