Источники информации для журналиста

источники информации

Работа с источниками информации — сложная, но необходимая составляющая в деятельности любого журналиста.

Что самое сложное в работе журналиста? Наверное каждый репортёр может выделить тот или иной аспект своей деятельности, как самый трудный. Если выбор темы и написание самой публикации может вызвать муки творчества и нехватку идей, то для выбора источника информации нужны порой куда более затратные трудоресурсы.

Для предоставления объективной картины в будущей публикации необходимо осветить мнение нескольких сторон. Как правило, это непосредственно герой сюжета и противоположенная сторона. Но помимо этого необходимо и мнение независимого эксперта или представителя госструктур, спецслужб.

Например, произошла драка в школе, где один из школьников получил серьёзные травмы. Родители по понятным причинам дают субъективную информацию, но материал потенциально интересный и нужно получить комментарии директора школы, полиции, департамента образования.

Существует множество ситуаций, когда спикеры готовы дать комментарий, но появляется новая проблема — не все источники имеют необходимые полномочия и компетенции для того, чтобы счесть полученные сведения достоверными.

После получения редакционного задания или на этапе возникновения идеи будущего материала, первое над чем задуматься журналисту, кто отвечает на вопросы на темы этой статьи: комитеты, департаменты, отделы. На сайте компаний и государственных органов есть телефоны пресс-секретарей, которые могут помочь получить комментарий у интересующих персон.

Наилучший вариант — долговременное сотрудничество. После того, как удалось наладить контакт с тем или иным спикером, нужно постараться узнать его личный номер и следить за его деятельностью и жизнью в информационном пространстве, чтобы своевременно узнавать обо всех изменениях. Сейчас у всех политических персон и руководителей госструктур есть аккаунты в Твиттере. Подписавшись на спикеров, можно не только получать публичные комментарии, но и поймать интересные информационные поводы.

Важно, чтобы спикер был согласен обнародовать своё имя, иначе безликий комментарий не будет выглядеть убедительно и при возникновении сложной ситуации репортёра могут заподозрить в фейковой информации. Лучше всегда записывать разговор на диктофон, и важные аудиозаписи хранить несколько лет.
Однако, согласно 41-ой статье о средствах массовой информации, СМИ должны сохранять в тайне источник информации и не разглашать имя лица, которое предоставило те или иные сведения.

Часто журналисту удаётся разговорить нужного спикера, но в процессе разговора он может сказать, что это не для печати. Если не удастся уговорить эксперта все-таки упомянуть эти данные в будущем материале, следует поступать согласно закону.

Ссылаться на источник можно разными способами. Например: «По информации из достоверного источника»…, если человек отказался от разглашения его персональных данных.

Автор текста: Анна Коротченкова

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Школа журналистики (@journalism_training)

Тренер Школы журналистики Сергей Барановский: «Про источники информации я могу кратко повторить то, что есть в уроках наших курсов. Самый очевидный источник — все сайты государственных органов и пресс-службы этих организаций. Также вы можете искать информацию на сайтах крупных частных компаний и общественных организаций, запрашивать информацию у их пресс-секретарей. Городские паблики, афиши, объявления о событиях в вашем городе, аккаунты известных людей/чиновников/политологов, всевозможные рассылки — тоже могут быть для вас источниками. Люди — если вас знают как журналиста, то люди сами будут писать вам и звонить, подкидывать идеи и просить о чем-то написать. Организации, проводящие социологические исследования, всякие аналитические центры — конечно, тоже являются хорошими источниками информации. И здесь совет банальный: найти их через поисковик Гугл или Яндекс, оценить какую информацию они публикуют и время от времени просматривать эти сайты».