Какие знания нужны журналисту?

Предположим, вы будете работать в газете или писать для неё внештатно. Конечный продукт, который ждут от вас – это качественный текст и хорошие фотографии. Поэтому первостепенно важно уметь хорошо писать журналистские материалы. Затем важно научиться хорошо фотографировать, понимая такие особенности как то, что в кадре обязательно должен быть человек или люди. Учитесь выставлять параметры ISO, диафрагмы и выдержки, чтобы получать отличные снимки.

Но у газеты есть свой сайт и страницы в социальных сетях. Поэтому вам нужно не только уметь писать журналисткие материалы и снимать фото, но и снимать видео, обрабатывать фото и видео, знать особенности разных социальных сетей. Также важны умение общаться с людьми, дисциплинированность и работоспособность, ведение своей базы экспертов и множество других навыков. Без преувеличения, журналист учится и совершенствуется всю жизнь.

Частая проблема и советы по её решению

Наша студентка описала очень частую проблему, с которой встреаются начинающие авторы: «Написание текстов любого содержания всегда давалось мне с трудом. Мысленно все получается очень красиво и интересно, но, как только дело касается изложения на бумаге, начинаются трудности: мысли убегают далеко в перед и теряются в просторах памяти. В результате над несколькими предложения приходится сидеть довольно долго. Профессия моя позволяла какое-то время не сильно переживать по этому поводу. С недавних пор я принимаю участие в выпуске газеты и вынуждена писать для нее статьи. Нехватка знаний в этой области подтолкнула меня на поиск подходящих курсов в сети Интернет. Думаю, что Школа журналистики даст мне возможность не только легко и грамотно писать тексты в различных журналистских жанрах для газеты, но и принимать участие в телевизионных проектах».

Посоветую парочку приемов, которые могут помочь.
1. Пишите первоначальный вариант так как идет, не старайтесь писать хорошо, просто потоком мыслей на бумагу. Как если бы я, придя после пресс-конференции, стал бы писать: «Я был на пресс-конференции. Её тема была такая-то. Мероприятие проходило в красивом здании. А лысый мужик сказал о том, что это очень важное событие для города». Я утрирую, но сначала напишите просто. А потом читайте и думайте что исправить, изменить, добавить. И вот уже получается что-то вроде: «В городской администрации состоялась пресс-конференция на такую-то тему. Председатель правления такого-то банка, открывая мероприятие, сказал об исключительной важности обсуждения этой темы». 2. Вторая рекомендация еще проще. Пишите более простыми, более краткими предложениями. Журналистика — это не сочинение, и не проза. Вы передаете информацию, чем она будет понятнее читателю, тем лучше.

В 40 лет жизнь только начинается?

Героине фильма «Москва слезам не верит» казалось сложным обрести личное счастье в 40 лет. Кто бы мог подумать, что, спустя три десятилетия, так же сложно будет найти в этом возрасте работу. В последнее время у многих из нас появился страх потерять рабочее место. Сплошь и рядом сокращение должностей, ликвидация предприятий, минимизация количества работников. Никто не знает, когда эта проблема постучится в нашу жизнь.

Различные сайты, центры занятости, газеты объявлений предлагают нам тысячи вакансий. Казалось бы, выбирай и работай дальше. Но на практике найти новую достойную работу совсем не просто. С проблемой трудоустройства после 35-40 лет сталкивается если не каждый второй, то каждый третий соискатель. Откуда появились эти не всегда понятные ограничения? Чем руководствуются современные работодатели? Почему здоровые, энергичные и еще молодые люди становятся для низ людьми «второго сорта»? Читать далее

Конкурс статей «Мои советы начинающему журналисту»

К участию в конкурсе приглашаются журналисты, блогеры, фриласеры и все, кто хочет дать дельные советы начинающим журналистам.

Конкурс бессрочный, каждый месяц будет выявляться лучшая работа и её автор будет награждаться специальным дипломом и подарком.

Приветствуются практические рекомендации – как написать лид, придумать заголовок, источники информации, особенности работы с пресс-службами, жанры журналистских материалов, с кем можно сотрудничать, где учиться, компьютерные программы в работе журналиста и так далее.

Организаторы конкурса – общественное объединение «Молодежный центр реконструкции и развития», «Школа журналистики» и инициативная группа журналистов.

Все работы будут публиковаться на сайте «Школы журналистики» и в социальных сетях.

Присылайте работы на электронный адрес press@3buna.com Обязательно разместите ссылку на конкурс на своей странице в социальной сети и пришлите нам ссылку. Спасибо!

Сейчас в журналистику попасть намного проще?

На сайте Школы журналистики пользователь из Казахстана оставил любопытный комментарий, наглядно отражающий подход к журналистике в СССР. Он пишет:

«В одно время решил попробовать себя в журналистике… Поехал в Алматы, нашел ответственного секретаря Союза журналистов и попросился в журналистику. Мне дали название 12 тем… 6 месяцев корпел над репортажами, новеллами, рассказами, стихами, отчетами и т.д. по заданной теме… Тогда модно было писать про экологию… Не все материалы смог опубликовать в Таразе, где тогда жил … Ездил в Караганды, Шымкент, Талдыкорган и Алмату…За одну тему областной аким шею намылил…. Наконец то предстал перед строгой комиссией со своими материалами… Задавали более 20 уточняющих вопросов и потом вынесли свое решение…Из-за отсутствия специального образования в журналистику не пригоден… Рекомендовали поступить в КазГУ или КарГУ… У меня к тому периоду уже было 4 диплома… Конечно не стал учиться на журналиста… Домашние не поймут…»

Из этих воспоминаний просится вроде как очевидный вывод: раньше журналистом было стать сложнее и подход к этому делу был серьезнее. Да, но с небольшими замечаниями. Например, как утверждает Владимир Познер, в Советском Союзе вообще не было журналистики. Журналисты были, а журналистики не было! Была одна пропаганда.

Сейчас всё намного проще. Вы можете утром написать информационную заметку или статью, выслать её в редакцию и возможно, в обед она уже будет опубликована на сайте информационного агентства. Образование — это очень хорошо, но в журналистике важнее навыки, практика, чутье, любовь к своей работе. Важнее конечный результат. Например, для журналиста печатного издания — это текст и фото к нему. Двадцать моих сертификатов о дополнительном образовании в сфере журналистики радуют только меня, а редактору нужен просто хороший текст.

Вопросы студентки и наши ответы

Хотелось бы задать несколько вопросов: 1) В прошлом письме мы говорили о том, что можно отправить материал в местную газету. Хочу уточнить, как происходит такой процесс? Можно просто позвонить в редакцию и предложить им свой материал? 

Лучше предложить свой материал по электронной почте. В письме вы представляетесь, говорите что начинающий журналист. далее есть несколько вариантов. Первый: вы высылаете готовый материал и просите его опубликовать. Второй: вы заранее договариваетесь о том, что хотите пойти на такое-то мероприятие и спрашиваете интересен ли им материал об этом. Если они пару дней не отвечают, то не огорчаетесь и отправляете такое же письмо в другую редакцию.

Читать далее вопросы и ответы, полезную информацию для начинающих журналистов

Эффект присутствия

Плох тот журналист с дипломом или слушатель многих курсов журналистики, который время от времени не говорит о неком «эффекте присутствия», который должен создаваться в ходе подготовки репортажа. Давайте об этом и мы поговорим. Но для начала вспомним что такое репортаж.

Репортаж — это когда мы освещаем события, являясь их участниками, находясь на месте событий. Во время репортажа с помощью разных приемов мы создаем у читателей этот самый «эффект присутствия»…

Итак, эффект присутствия — это создание у читателей, зрителей или радиослушателей ощущения присутствия на месте событий. Человек чувствует себя участником события или какого-то мероприятия, он сильнее сопереживает, в его душе возникает сильный отклик. Читать далее

Эссе студентки Школы журналистики Анны

Это только кажется, что если у человека грамотная речь, и он умеет доступно излагать свои мысли, то написать пару-тройку статей для него пустяковое дело. Я легко сочиняла рассказики и сказки для ребенка, придумывала сценарии для праздников, шуточные песенки и стишки. А когда муж попросил написать несколько статей для своего блога, дав только тему и ключевые слова, я оказалась в затруднении. Отучившись на филфаке, я научилась отбирать из разных источников главное, выстраивать структуру будущего текста. Но все равно времени на сочинительство, а скорее даже – реферат, ушло очень много, да и проверка на плагиат была неутешительной. Кроме этого, я написала несколько статеек для местной газеты. За первую похвалили и сразу напечатали, а дальше для меня началась морально-умственная каторга. Я не могла понять, что от меня требуется в конечном итоге, каким должен быть текст. «Твое сочинение похоже на путеводитель». «Слишком эмоционально». «Теперь слишком академично». Выпустили еще две статейки, но они были уже не мои – урезанные, отредактированные до неузнаваемости. Читая газету, возникала только одна мысль: «А для чего вообще все это написано?» И когда я получила новое задание, поняла, что больше не могу и не хочу заниматься этим без элементарных знаний. В сети, конечно, огромное количество информации на эту тему. Но как мне, новичку, отделить нужное и полезное от воды? К тому же важно, чтобы знающий человек комментировал и направлял, указывал на ошибки и недочеты. Читать далее

Эссе нашей студентки Алины

Мысль об обучении журналистике пришла ко мне в классе шестом, тогда мне было всего лишь двенадцать лет. Как и другие дети, я не знала какой путь уготован мне в жизни, кем мне быть и где работать. Но рассказ моего дедушки об одном военном корреспонденте периода Великой Отечественной войны, внезапно раскрыл мне глаза. Героем его рассказа был М.А. Шолохов-известный всему миру писатель, но помимо писательства, Шолохов работал и в сфере журналистики.

История его журналисткой деятельности сильно потрясла моё сознание. «Герой, настоящий герой»,- думала я. Не щадя своей жизни, он ездил на фронт, дабы описать реальные события, которые происходили во время военных стычек. Несмотря на всю опасность боевых действия, он писал, писал много очерков и рассказов в журналы, а всё для того, чтобы люди знали о геройстве своих соотечественников. Ведь это очень важно. Важно знать всю правду людям, как и настоящему журналисту важно преподносить правдивую информацию. Шолохов не боялся властей, он не старался возвеличивать правительство, всё своё внимание он уделял простому люду, простым солдатам и рабочим. Так называемые «маленькие люди» стояли на первом месте в его приоритетах.  Даже в своих произведениях он уделял им особое внимание.

Читать далее

Что брать с собой в командировку журналисту

Примерно такой набор (как на этом изображении) я беру с собой в командировку. С собой журналисту обязательно надо взять: фотоаппарат, диктофон, ноутбук, модем для подключения к интернету, блокнот и ручку. Может быть что-то забыл… Впереди у меня очередная поездка в другой город, так что надо ничего не забыть!

И всё же… Что журналисту надо взять с собой в командировку? Давайте разберем чуть подробнее.

1. Документы гражданские. Возьмите с собой паспорт или удостоверение/вид на жительство, при их наличии.

2. Деньги. Они всегда могут пригодиться в поездке. Бывают разные форс-мажорные обстоятельства. С деньгами в поездке вы будете застрахованы от неприятных ситуаций.

3. Служебное удостоверение. При необходимости также помимо служебного удостоверения захватите командировочные документы.

4. Телефон. Это и телефонная связь и набор инструментов, которые могут пригодиться — интернет, встроенные диктофон, фотоаппарат и т.д.

5. Фотоаппарат. Тут всё понятно и без комментариев. Фотоаппарат, плюс с функцией видеосъемки, нам очень нужен для работы.

6. Диктофон. Скорее всего ваш профессиональный диктофон пишет звук лучше чем смартфон, поэтому возьмите его.

7. Удобная сумка/рюкзак/чемодан.

8. Еда. Возьмите с собой сухофрукты, орешки, фрукты или что-то еще, что может пригодиться в поездке. Бывают ситуации, когда есть уже очень хочется, а возможности для этого нету.

9. Фотографии документов 🙂 Сфотографируйте все свои основные документы на фотоаппарат и телефон. Если вы потеряете документы или у вас их украдут, то электронные версии могут хоть как-то вам помочь.

10. Модем, с помощью которого ноутбук можно будет подключить к интернету. Возможно, вам потребуется отправить срочно материал в редакцию.

11. Флэш-карта, на которую при необходимости можно будет «скинуть» пресс-релизы и другие документы в электронном виде.

Я что-то забыл? Пожалуйста, напишите в комментариях что вы берете с собой в дорогу.

По традиции приглашаю вас пройти обучение на нашем дистанционном курсе в Школе журналистики. Это новые технологии обучения журналистскому ремеслу. Через 20 дней вы будете максимально подкованы теоретически и с первыми написанными и опубликованными текстами. Ждем вас.