«Публицистика» — это такое теоретическое слово, оторванное от реальной жизни, которое почти никогда и не используют в журналистской среде, в работе редакции и т.д. А, нет, иногда на вступительных экзаменах на журфак седовласый профессор может спросить про публицистические жанры.
Публицистика — это когда писатель/сочинитель пишет рассказы и эссе на злободневные темы, но без художественного вымысла. Вот раньше Пушкин тоже публиковался в изданиях и был даже редактором, он брал и писал о каких-нибудь проблемах общества несколько страниц — без какого-либо новостного повода, со своим мнением, не обязательно с цитатами экспертов. Это публицистика. В наши дни политолог какой-нибудь или социолог сядут за стол и напишут текст о глобализации или о влиянии интернета на молодежь — это публицистика.
В журналистике публицистическими жанрами считаются эссе, фельетон, очерк. Но такие материалы — большая редкость. Не все люди в медиасфере считают такие тексты журналистскими. Как можно считать журналистикой высмеивание каких-то пороков общества в фельетоне. Где сообщение о событиях? Где разные точки зрения? Где отстраненная, нейтральная позиция автора? Нет, это не журналистика.
Фельетончик, фельетон!
И всё же поговорим о сатире и фельетонах, может быть будущему журналисту попадется такая тема в качестве темы реферата, курсовой или сочинения на вступительных экзаменах. Пожалуй, среди собратьев по перу особенно тяжело приходится сатирику. Его призвание – срывать фальшивые маски, скрывающие хищный оскал, осуждать зло во всех его проявлениях. Сатира направлена на осмеяние пороков общества. Среди художественно-публицистических жанров сатиры выделяют памфлет, эпиграмму, пародию, фельетон и другие. Героем последующего текста станет фельетон – сатирический жанр, получивший известность в периодической печати прошлых двух столетий.
Фельетон содержит злободневную критику, направленную на достижение определенной цели при помощи характерных приемов изложения. Используются элементы юмора и сатиры, текст отличается легкостью, живостью, образностью. Автор, работающий в данном жанре, может рассуждать как на внешнюю, так и внутреннюю тему. В первом случае освещаются явления и факты, относящиеся к политике, идеологии и морали других стран. Во втором случае речь идет о недостатках своей страны. Известна традиционная классификация типов рассматриваемого жанра: фельетон проблемный и фельетон документальный.
Первый из них основывается на конкретных фактах, его герои не существуют в реальной жизни, но в центре внимания находится значимая для общества проблема. Такой тип чаще именуют безадресным фельетоном. Документальный фельетон, в свою очередь, опирается на реальные материалы и имеет конкретный адрес критики. Он называется адресным, а требования к точности фактов и обоснованности критических замечаний чрезвычайно высоки. В настоящее время вновь появился интерес к фельетонному жанру.
Исходным началом является фактический материал, но подвергается он не только публицистической обработке. Образность или художественность фельетона – непреложное условие его действенности. Данный литературный жанр имеет свою структуру и строй, а также законы, которым он подчиняется. Основная задача фельетона – вовсе не указать на недостатки. Этот жанр должен отвечать требованиям и искусства публицистики, и искусства художественной литературы.
Фельетон близок к художественным жанрам сатиры. Порой бывает проблематично отличить его от сатирического рассказа. Их роднит избыток художественно-публицистических приемов и средств, большую часть из которых не встретишь ни в одном жанре, но в фельетоне основой служат конкретные факты. Это свойственно газетному жанру и совершенно не подходит литературному произведению. Автор фельетона использует следующий набор художественно-публицистических средств: сатирическая метафора, сарказм, гротеск, ирония, юмористический элемент.
Непременно стоит владеть искусством обобщения, понимать роль персонажа, пронизывать произведение образами-тезисами (доминантой), в качестве которых могут выступать мифические сюжеты, неодушевленные предметы и др. Также фельетонист может ввести в текст дополнительный образ (метод параллелей), чтобы помочь аудитории разобраться в сути явлений и характерах основных действующих лиц. Особое внимание стоит обратить на язык фельетона, поскольку данный жанр должен выделяться на газетной полосе. В хороших фельетонах используется фольклор, поговорки и народная речь, а тяжелый, невыразительный язык, приправленный штампованными фразами и техническими терминами, способен погубить произведение.
В чем же заключается действенность данного жанра? Фельетон обеспечивает аудиторию актуальной информацией, оказывает влияние на формирование социальной позиции человека и общественного мнения. В таких публикациях создан зримый образ того или иного неблагоприятного явления, которое затрагивает интересы определенных групп населения, а зачастую и всего общества. Автор фокусирует внимание на образе конкретного носителя зла, но сквозь него вырисовывается портрет негативного явления.
Также характерной чертой фельетона, способствующей его высокой действенности, является высмеивание ситуации. Информация преподносится в своеобразной форме, комический эффект пробуждает острую реакцию у людей, которые прямо или косвенно затронуты в тексте. Стоит уточнить, что вышесказанное справедливо исключительно к высококачественному произведению, принадлежащему перу настоящего мастера жанра. Начинающему фельетонисту стоит основательно изучить природу данного жанра, выработать собственную методику, взяв за основу опыт признанных мастеров, и смелее поднимать острые проблемы.
Елена Гуляева, Евгений Захаров