Путь журналиста

Сергей Валерьевич БарановскийИнтервью с тренером Школы журналистики Сергеем Барановским.

Как вы пришли в журналистику?

Свои первые статьи я опубликовал в 17-19 лет, когда был волонтером общественных организаций. Писал про акции общественников, права человека, даже про половое воспитание подростков. Тогда я не чувствовал себя журналистом и еще не хотел им стать, просто писал и публиковался как молодой активный гражданин. Потом я поехал в США по программе обмена и написал серию путевых заметок. Их опубликовали в газете и я получил свои первые гонорары. Наверное, в том момент и задумался всерьез о журналистике.

Получил диплом менеджера, положил его в карман и пошел трудоустраиваться в … редакции местных СМИ. В первой посмотрели мои публикации и сказали «хорошо пишешь, но у нас своих корреспондентов хватает», а во второй редакции спросили «сегодня сможешь посетить первое мероприятие?». Так и начал работать. Но для повышения своей авторитетности вынужден сказать: журналистское образование позже приобрел — прошел десятки тренингов и учебных программ, в том числе заграницей, так что сейчас есть чем поделиться со студентами Школы журналистики.

Сложно ли было писать поначалу?

Всегда было писать легко. Постараюсь объяснить почему. Я всегда читал газеты (тогда интернета еще и не было). И потом писал также, как писали другие. Для меня было очевидным какими должны быть, например, заголовки. Ну вот, видишь в газете 10 заголовков, и понимаешь, как примерно нужно писать. Так и со вступлением, и с концовкой, и с оформлением цитат и т.д. А как здорово было работать – тогда мне было 22 года, и вот с серьезным выражением лица посещаешь крутые мероприятия, фотографируешь, берешь интервью, в перерывах пьешь кофе и флиртуешь с девушками-коллегами (в то время, да и сейчас, мужчин в журналистике было очень мало).

Не хочу, чтобы этот текст был самопрезентацией, но хочу, чтобы молодые люди уловили главные мысли. Первая: писать и зарабатывать можно уже сегодня, независимо от образования и опыта. Вторая мысль: никогда не стойте на месте. Я начал работать в местной газете и уже через несколько дней писал для информационных агентств. А еще через три месяца стал представителем бизнес-справочника. А через полгода уже работал заместителем редактора. Но даже я никакой не пример для подражания, на длинной дистанции меня обошли более умные и более способные. Те, кто отлично знал английский, кто учился и работал заграницей, кто открывал свои СМИ. Всегда двигайтесь вперед.

Какие темы вам ближе всего?

В то время, когда я активно писал для СМИ, я писал обо всём. Несколько лет работал в бизнес-издании, тогда писал об экономике. Интересно было писать из поездок и пресс-туров. В этом плане я универсал, могу писать обо всем. Хотя считается, что журналист должен быть профессионалом в какой-то узкой сфере. Знал ли об этом Ларри Кинг, который провел 50 тысяч интервью с самыми разными людьми? Я считаю, что журналист должен быть грамотным, но он не должен быть зациклен на какой-то одной теме. У него должны быть широко открыты глаза, он должен быть обычным человеком, но очень любопытным и пишущим.

Журналист, который «закопался», например, в финансовой теме и сильно гордится своими знаниями, пишет о компаниях и биржевых сводках, по моему мнению, это уже не совсем журналист. Это финансист, который пишет. В этом плане журналистика очень демократична. Юная 17-летняя девушка, у которой «горят глаза» и есть предрасположенность к этой деятельности, уже может быть хорошим журналистом. Ей нужно только хорошо понять базу журналистики (основную миссию журналиста, важность информационного повода, жанры, правила оформления текста).

С чего начиналась «Школа журналистики»?

Мы с коллегами проводили тренинги для журналистов и сотрудников общественных организаций по широкому кругу тем: менеджмент в СМИ, проведение кампаний эдвокаси, работа с пресс-службами и т.д. Мы были просто наёмниками, которым платили за проведение таких учебных мероприятиях. Потом ушли в «свободное плавание» и работали самостоятельно. Позже, со стремительным развитием интернета и социальных сетей, ушли в дистанционное обучение. Я считаю, мы очень современны и не забиты шаблонами. У нас есть официальная регистрация на всякий случай, но по большому счету невозможно даже сказать где мы находимся. Я сейчас нахожусь в Барнауле, а в июле буду в Санкт-Петербурге, мои коллеги физически находятся в Москве, Самаре, Нур-Султане, есть даже товарищ, который иногда пишет для нас из Новой Зеландии. Но мы вместе делаем общее дело.

Еще один важный момент: у нас общественная организация, для нас эта деятельность находится на стыке работы и хобби, мы чувствуем какую-то свою миссию, мы любим этот проект. У нас у всех есть другие источники дохода, которые являются основными. Многие мои коллеги даже морщатся, когда я пытаюсь опубликовать информацию о них на сайте – стесняются, скромничают, не хотят лишнего внимания. Но зато как они радуются, когда наши студенты успешно поступают на факультет журналистики, или трудоустраиваются в СМИ, или пишут внештатно, или ведут корпоративные блоги. В нашем общем чате часто появляются сообщения типа «помнишь, Алена из Красноярска училась? Стала редактором» или «оказывается, Виктория Самойлова уже возглавляет пресс-службу администрации». Это не наша заслуга, это заслуга этих людей, но мы чувствуем сопричастность, мы тоже им немного помогли на их пути.

Как вы думаете, уйдут ли когда-нибудь печатные издания «в прошлое»?

Да, безусловно. Они уже уходят – тиражи сокращаются, некоторые газеты и журналы закрываются. Оставшиеся на плаву, в поиске доходов и способов выжить – открывают сайты, развивают паблики в соцсетях, ищут новых рекламодателей, даже продают товары. Печатные издания всегда будут, но их будет очень мало и у них будут микроскопические тиражи. Они будут для эстетов. Например, сейчас среди курящих основная часть употребляет сигареты и использует электронные устройства для поглощения никотина, но кто-то ведь курит трубку. Один из ста. Так в обозримом будущем кто-то будет читать газеты. Объясню почему аналогия с бумажными книгами, которые пользуются спросом и сейчас, не уместна. Дело в том, что новости гораздо удобнее находить, читать, сохранять, пересылать и т.д. в электронном виде, а не купив несколько листов печатного текста.

Беседовала Кристина Сурина