Алена Старожилова, Евгений Захаров
Решили стать журналистом, но еще учитесь в школе? Для настоящего журналиста возраст — не помеха. Учиться, осваивать основы журналистики, писать и публиковаться нужно уже сейчас, сколько бы вам не было лет. И проще всего начать сотрудничество с юношескими, молодежными изданиями или школьными газетами.
Немало известных журналистов и представителей других творческих профессий начинали писать еще в юности. Написание заметок и статей для школьной газеты — дело не такое уж и простое, тут начинающий корреспондент впервые испытывает все трудности по написанию информативных и интересных текстов. Этот опыт дает отличную возможность опробовать свои силы и освоить азы будущей профессии. Вам предстоит пройти все этапы настоящей журналистской деятельности — сбор информации, её обработка и публикация. Попытаемся разобраться в том как нужно писать статьи в школьные газеты.
Во-первых, нужно найти оригинальную тему, которая нравится не только вам, но и многим ученикам школы, а также учителям. Но не приучайте себя с юности идти на одни компромиссы. Пропаганда и журналистика — прямые противоположности, поэтому не пытайтесь сильно угождать педагогам, а идите на встречу интересам основной массы читателей. Темы условно можно разделить на три группы:
1. Новостное событие. Можно описать какое-то важное событие из жизни школы, например, школьный концерт или интересное мероприятие внутри класса. Здесь стоит сделать акцент на описании события: в красках рассказать подробности, эмоции и чувства участников, а также подчеркнуть уникальность события. Включите в новостную заметку краткие комментарии 2-3 учеников и учителей.
2. Интервью. Самое главное здесь выбрать интервьюируемого, то есть того кому вы будете задавать вопросы. Это может быть директор школы, популярный преподаватель, член родительского комитета, интересный ученик и т.д. Действительно, самым интересным для читателей может стать один из учеников, который отличился, например, в спортивной деятельности или стал победителем какой-то крутой олимпиады. Перед началом интервью необходимо составить перечень вопросов, обозначить общую тему разговора и создать так называемый «background», то есть ознакомиться с полем деятельности интервьюируемого.
3. Освещение проблемы. Это самый интересный жанр, ведь здесь можно по-настоящему развернуть свою творческую активность. Конечно, выбор проблем для школьной газеты ограничен, но можно найти интересную, если постараться. Подобные статьи напоминают журналистское расследование, где главное показать общественности важность проблемы. Для этого направления подойдут любые проблемы внутри школы, например, отсутствие инициативности среди школьников, сложность подготовке к ЕГЭ и прочее. Хочется отметить, что работать с такой статьей нужно максимально осторожно: ее могут просто не пропустить. Необходимо под максимально критичным углом описать саму проблему, провести опрос общественного мнения и самое главное предложить пути разрешения проблемы. Будет очень хорошо, если решение проблемы предложите не вы как автор статьи, а ваши интервьюируемые респонденты.
После выбора жанра и темы необходимо придумать интересный заголовок, который привлечет внимание, а также необходимо помнить о том, что если материал большой, то помимо основного заголовка необходимы еще и подзаголовки, которые сосредоточат внимания на новых тезисах вашей статьи.
Не стоит забывать и о классической структуре журналистского материала, лишь хорошо освоив которую можно научиться грамотно писать. Она состоит из следующих частей:
1. Заголовок;
2. Лид (введение);
3. Основная часть;
4. Дополнительная информация;
5. Критика, оценка ситуации;
6. Заключение.
Напоследок хочется добавить, что опытные журналисты всегда тезисно составляют план статьи перед её написанием и в конце всегда проверяют свой текст на грамматические, орфографические и речевые ошибки.
Еще один важный момент: не забывайте об уникальности текста. Он должен быть написан вами самостоятельно, а не скопирован из интернета. С юности приучайте себя к этому и избежите многих ошибок и проблем в будущем. Сейчас с помощью спецпрограмм и интернет-сервисом на уникальность текст проверяют и преподаватели, и редакторы СМИ. И речь здесь идет не только о том, что чужой текст использовать не этично, а также о том, что уникальный текст поднимает позиции вашей статьи и сайта, а неуникальный их понижает. То есть поисковики типа Гугла и Ягдекса любят уникальные тексты и не любят скопированные с интернета и в первую очередь показывают пользователям уникальные материалы.
Сегодня студентка нашего онлайн-курса «Основы журналистики» задала вопрос по этой теме — «часто встречаю одинаковый текст на двух разных сайтах и думаю, их не заботят уникальность текста?» Отвечаем: «Если мы говорим о СМИ, то это вынужденная мера. Например, администрация президента сообщает о чем-то важном. И разные новостные сайты публикуют эту информацию. С одной стороны не написать об этом нельзя (важная, интересная новость), с другой стороны менять текст нельзя (это официальная информация или слова президента). Это понижает рейтинг сайта, но у них сотни и тысячи других уникальных текстов, поэтому в целом это не сильно ухудшает позиции сайта. А на обычном сайте, который, например, который пишет о здоровом образе жизни, публиковать неуникальные тексты нельзя, это принесет только вред».
Вопрос уникальности текста для школьной газеты, конечно, не стоит очень остро, но лучше формировать у себя правильные привычки уже сейчас, в том числе в плане уникальности ваших материалов.