Что такое лонгрид? «Длинное чтение» для вдумчивых читателей

Лонгрид, длинное чтениеДавайте сегодня рассмотрим один из мультимедийных форматов, который называется «лонгрид» (дословный перевод с английского — «длинное чтение»). Упрощенно можно сказать, что лонгрид — это большой материал, использующий текст и разные медиа (фото, видео, картографические данные и т.д.)

Кратко напомним о мультимедийной журналистике — это способ передачи информации, в котором сочетается несколько форматов, таких как фото, видео, текст, инфографика и т.д., и размещаемых на разных площадках (газета, сайт, радио, социальные сети и т.д.) Комбинации форматов могут быть разные, но у такого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея или проблема.

Почитать подробнее о мультимедийной журналистике вы можете на этой странице.

На сайте newreporter.org даётся хорошее определение лонгрида. Это формат подачи информации, предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, «глубоких» историй. Точных и нерушимых правил о том как делать такие истории нет, но вполне можно описать определенные характеристики и этапы создания историй в стиле «лонгрид».

Для начала посмотрите наглядный пример такого формата. На большинстве семинаров по журналистике приводят классический пример лонгрида — проект «Снегопад», сделанный командой The New York Times. Это история про лыжников и сноубордистов, застрявших в ловушке под лавиной в Каскадных горах в США. История состоит из текста, фотографий, видео и интерактивной графики, но не просто объединенных в один материал, а органично сочетающихся и буквально оживляющих страницу.

В этом материале вначале мы видим заснеженную поверхность горы и вьющийся снег, это включает наше воображение и настраивает на восприятие истории.

 

Заголовок и имя автора напоминают обложку книги.

 

 

Посетитель страницы начинает читать материал, далее видит видео с интервью.

2016-02-21 14-35-18 Скриншот экрана

 

 

 

 

 

По мере продвижения вниз по странице перед зрителем открывается красивое трехмерное анимированное изображение лыжных районов Каскадных гор, созданная на основе спутниковых снимков рельефа местности. Это создаёт ощущение присутствия на месте событий, как будто на вертолете облетаешь местность, в которой застряли герои материала.

 

Фотографии, видео и биографии участников гармонично дополняют историю.

Запомните термин, часто упомянающийся в контексте мультимедийной журналистики — «сторителлинг». Это рассказывание историй. В лонгриде это может быть рассказ о путешествии или каких-то событиях. Структура сторителлинга — это структура полнометражного фильма. Задача — удерживать внимание зрителя с первой секунды до последней. В основе лонгрида должна быть история — как фильм, как пьеса или сценарий — с трехактной структурой (завязка, развитие, кульминация). И, конечно, для таких историй нужно показать героя и участников истории.

Если вы хотите написать историю, подготовить материал в стиле сторителлинга, то нужно лучше понять что это такое. Попробуйте. Для начала не надо писать весь текст, просто придумайте и напишите идею. Например, так: «Можно написать историю о том, как мальчик-инвалид стал победителем областных соревнований по плаванию. Опишу как он готовился, тренировался и победил. Использую его фотографии с дипломами и кубками, а также фрагмент видео с выступления и короткое интервью с его мамой».

В истории всегда есть начало, развитие события и конец/логическое завершение. Вспомните фильмы, любой фильм — это история. Например, состоялись соревнования — это не история. А вот если молодые люди познакомились на соревнованиях и поженились — это история (но для журналистики она не подойдет). На соревнованиях произошел теракт, но один из зрителей задержал террориста — это история. Попробуйте что-нибудь придумать.

Определим главные элементы отличной истории «лонгрид»:

  1. Большие фотографии, видео, анимация, аудио. Это красиво, это дополняет текст, даёт эмоции и ощущение присутствия.
  2. Чередование форматов. Человеку интересно «прыгать» с одного формата на другой — например, сначала изображение, потом текст, видео, снова текст, интерактивная карта, аудиотрек и т.д.

Глянец VS инстаграм: неравный бой за аудиторию

В эпоху онлайн технологий появляется все больше альтернатив печатной прессе. Очевидно, что основная часть – электронные средства массовой информации. Но можно взглянуть гораздо шире и заметить, что у всех форматов газет и журналов появляются аналоги в интернете, и это далеко не всегда именно официально зарегистрированные СМИ.

Самый масштабный пример – это социальная сеть Инстаграм. Именно она вытеснила модный глянец, ведь у ленты этой социальной сети целый спектр возможностей представления всех модных тенденций, красивого и красочного визуала. Где в силах каждого модного фотографа, модели, публичного человека попасть в топ публикаций. Благодаря большому выбору контента, предпочтениям целевых аудиторий, любителям глянца и фэшна не нужно выбирать, какой журнал купить – алгоритмы социальной сети сами предлагают что вам будет интересно почитать и увидеть. Конечно, большинство глянцевых изданий представлены в социальных сетях, но любители такого чтива подпишутся не только на один профиль.

Таким образом, конкуренция увеличивается для фэшн-изданий, они теряются в потоке ярких публикаций, а информация на страницах глянцевых изданий уже далека от эксклюзива. Это и не удивительно, ведь раньше транслировать свою жизнь звезды могли как раз через СМИ, теперь все ведут свой инстаграм и неплохо на этом дополнительно зарабатывают. На практике звезды охотно соглашаются на интервью для электронных изданий, если те отмечают ссылки на их профиль в социальных сетях, тем самым увеличивая свои охваты и число подписчиков.

У прессы печатной, а именно газет, осталось тоже не так много вариантов, большая часть продублировалась в онлайн. Рекламные проспекты продолжают приносить в почтовые ящики, размещать на стойках в общественных местах в надежде зацепить глаз прохожих, пока те ждут в очереди или проверяют почту. Но, увы, благодаря онлайн ресурсам люди уже давно знают наперед, что им и где нужно. К тому же, рекламы хватает и в социальных сетях, и в Интернете.

Тем не менее, многие серьезные издания, которые пишут на тему политики и экономики, продолжают покупать в печатном виде. Большинство материалов там носят аналитический характер, написаны именитыми журналистами. Но это уже более частные случаи. А если говорить о прессе в целом, то она в основном уже в онлайне.

Подумайте сами, спросите друзей, чтобы составить примерное понимание ситуации вокруг информации на данный момент. Где вы ищите информацию? Где следите за жизнью своих любимых артистов?

Анна Коротченкова

Читайте и запоминайте: распространенные ошибки в правописании

Прийти в журналистику можно без литературного таланта, но вот без грамотности – нет. К счастью, над этим можно работать и совершенствоваться в правописании.

Один из способов – много читать, тут работает зрительная память, даже не зная правил русского языка, вы будете точно знать, как пишется то или иное слово, а также параллельно будет развиваться словарный запас.

В этой статье вы найдете подборку наиболее распространенных ошибок, которые встречаются у начинающих авторов.

«Я сдам материал в течение дня». Часто люди путают в течениЕ и в течениИ. Если вы напишите редактору второй вариант – нанесете серьезный удар по своей журналистской репутации. В течение – это предлог, а в течении – предлог с существительным. В течение дня, но в течении реки.

«Потихоньку я закончу написание статьи». Правила русского языка часто забываются со школьных времен, в памяти остаются обрывки, поэтому некоторые авторы могут перепутать, написав это слово так: по-тихоньку. Есть правило: наречия с приставкой по- пишутся через дефис, но только, если имеют определенные окончания. А именно: -ому, -ему, -и, -ки, -ьи, -цки, -ски. Пример: по-французски. А вот потихоньку, понемногу – пишутся слитно.

«Я не смогу прийти сегодня в редакцию». Слово прийти часто вызывает сомнения в написании, ведь есть слово идти, оно как бы сбивает с толку. Этот момент нужно просто запомнить. Дело в том, что когда-то «идти» писалось «итти», форма прийти осталась по сей день.

А еще часто путают слова надеть и одеть. В обиходе чаще всего мы с детства пользуемся словом одеть, поэтому в нюансах не привыкли разбираться. Хотя запомнить довольно легко: вещи мы надеваем, а людей одеваем. Я надела платье, а дочку одела в брючный костюм. Попробуйте последить за этим в своей речи и быстро перестанете путаться.

«Вряд ли я успею на пресс-конференцию». Просто запомните: вряд ли и навряд ли пишутся раздельно. Навряд ли относится к просторечным выражениям, не стоит его использовать в официальной речи и материалах.

Анна Коротченкова

Копирайтер от рождения: качества, без которых денег не заработаешь

Часто можно услышать подобную фразу: «Он был рожден, чтобы стать пилотом». Или врачом, или полицейским – в общем тем, кто хорошо владеет выбранной профессией. А можно ли родиться журналистом, копирайтером, писателем? На самом деле нужные качества можно приобрести, если уж очень хочется работать в конкретной сфере. Но бывает и так, что качества уже заложены в характере – это облегчает трудовой путь, но не исключает возможности для тех, кто ими не обладал заранее.

Итак, вот список качеств, которые очень нужны копирайтеру или коммерческому журналисту. Конечно, и репортеру редакции они пригодятся, но в данном случае упор не на творчество. Копирайтер далеко не всегда обладает литературным талантом, отчасти он продажник, рекламщик, но умеющих грамотно писать и излагать свои мысли.

Вдумчивость. Здесь как раз лучше меньше быть творческим, а больше сконцентрированным, логичным, где-то очень лаконичным. Все хорошо в меру. Важно помнить, что задача текста – продажа, реклама, нужно зацепить аудиторию, а не увести мысленно в дальние дали в представления ваших литературных изысканий. Клиент не будет платить деньги за красивый набор слов. Это не значит, что текст должен быть сухим. Он должен быть в меру вкусным, в меру приземленным, в нем все должно быть по делу. Чтобы такой написать, нужно быть вдумчивым.

Терпение. Клиенты для копирайтера – главные люди. Мало кто хочет отдавать деньги за «писанину», не все верят в силу слова, а заказывают рекламные тексты, потому что нужно наполнение сайта, социальных сетей. Иногда копирайтеру приходится долго выслушивать детали заданий, объяснять свою позицию, предлагать множество вариантов. Спокойствие, только спокойствие.

Жесткость и умение охранять свои личные границы. Почти каждый второй клиент хочет за свои деньги получить все, что только можно и нельзя. Поэтому копирайтеру важно сохранить лояльность, но и не дать сесть себе на шею. Если не обозначить рамки своих услуг, из чего складывается стоимость, что входит в услугу – в скором времени человек будет требовать большего за те же деньги, или придираться к каждой букве и запятой. Прайс должен быть предельно понятен, как цена на колбасу в магазине за килограмм. Конечно, на первых порах очень хочется угодить клиентам и сделать к тексту в подарок еще десять. Но не нужно так, цените свое время и усилия. Слишком низкую цену ставить не нужно, даже если вы новичок. Выберете разумную цену с учетом ваших затрат.

Рациональность – тоже качество хорошего копирайтера. Некая рассудительность бывает, присуща человеку с детства. Бывает, что и нет, но главное, чтобы творческая хаотичность не брала верх.

Анна Коротченкова

Творчество на грани науки: опыт и практика в креативных профессиях

Время теоретиков прошло. Это можно наблюдать повсеместно, практически в любой сфере. Кончено, есть фундаментальные науки, где без прочной базы знаний невозможна дальнейшая деятельность, но и есть и такие сферы, где теория является вспомогательной частью по отношению к практической части. Журналистика, блогерство, smm – все это сферы, где можно достичь высот в основном за счет практики.

Считается, что самое простое, чему можно научиться в журналистике – это писать новости. Сверхспособностей  для этого иметь не надо – достаточно регулярной практики. По опыту многих журналистов, мало кто пользовался одной только теорией, чтобы довести до ума свои заметки. Теория в этом плане помогает лишь лучше понять суть процесса. Но база в написании новостей отнюдь не теория, а многократное повторение попыток написать новость, старание учесть замечания редактора.

При этом мы знаем, что структура новостной заметки имеет форму перевёрнутой пирамиды. Вначале транслируется самая важная информация: что произошло, с кем, где, когда, почему. Затем сообщаются важные детали, аргументы, а в конце второстепенные детали, отсылка к предыдущим аналогичным новостям по теме. Эту теорию нужно знать, чтобы осмыслить структуру, но чтобы ее понять – нужно писать.

Пожалуй, самый сложный момент в творческих профессиях – сопоставлять теорию и практику. Многие творцы по своей природе самобытны, не любят, когда их учат. Конечно, в журналистике есть свои рамки, законы, но разобраться в них можно в короткие сроки. Поэтому в журналистику может прийти любой желающий – хоть математик, хоть писатель. В первую очередь от потенциального журналиста требуется не просто прочитать книги по предмету – нужно погрузиться в практику с головой. Именно поэтому все обучающие программы по журналистике делают упор на выполнения практических заданий, теория является сравнительно небольшой преамбулой к ним.

Аналогичная ситуация наблюдается в блогерстве. Сейчас это направление уже можно воспринимать как полноценную профессию. Работа блогером занимает значительную часть времени, приносит неплохой доход. Все знания можно почерпнуть за счет наблюдательности. Смотрите на работу тех, кто чего-то достиг на этом поприще, подмечайте фишки, пробуете сразу внедрить в свою практику.

Анна Коротченкова

Советы для журналиста в командировке

12Журналист много перемещается по своему городу. Также часто у него бывают командировки в другие города, а иногда и в другие страны. При этом нужно учесть много важных деталей — от необходимости взять документы, деньги и фотоаппарат до многих других мелочей. Вот некоторые советы, которые сделают вашу поездку более эффективной:

  • Перед путешествием отсканируйте или сфотографируйте все свои важные документы. В случае кражи или потери у вас будут копии паспорта, служебного удостоверения, информация о рейсе и гостинице, которые можно будет легко найти в своем смартфоне.
  • Заранее изучите необходимую информацию о том городе или стране, куда собираетесь.
  • Переведите смартфон в режим экономии энергии или даже выключите, например, на время перелета, чтобы заряда хватило до того момента, когда вы сможете в спокойной обстановке зарядить свой гаджет. Возьмите с собой павербанк. Остаться без связи в чужом городе, к тому же за несколько минут до встречи с организаторами мероприятия — это очень неприятная ситуация, которую нужно не допустить.
  • Составьте чек-лист, универсальный список вещей и дел, которые нужно взять и сделать перед любой поездкой. Запишите туда всё необходимое и пользуйтесь списком в ходе очередных сборов.
  • В одном из иностранных руководств для журналистов был дан даже такой совет: «выбирайте место около крыла самолёта, там не так сильно чувствуется турбулентность». Ну почему бы и нет, пусть перелет будет максимально комфортным. Действительно, места, расположенные у крыла самолёта, меньше всего подвержены тряске при полёте из-за особенностей конструкции.
  • Побеспокойтесь о том, чтобы в вашем багаже ничего не пролилось. Открутите крышечки, закройте отверстия пищевой плёнкой и закрутите снова. Так вы предотвратите протекание жидкости. Этот совет универсален и пригодится не только журналистам.
  • Пользуйтесь интернет-картами местности. Включенный режим геолокации покажет ваше местоположение и позволит неплохо ориентироваться и найти нужный объект.
  • Отдельный совет для тех, кто собирается в зоны военных конфликтов. Никакого камуфляжа, только одежда нейтральных цветов и желательно надеть жилет с надписью «пресса», «press».
  • И наиважнейший совет: учитесь получать удовольствие от поездки. Да, в ходе рабочей командировки будет много сложностей и нагрузки, но вы всё равно можете настроиться на позитивные впечатления и получить удовольствие от перелета, гостиницы, нового города, общения с людьми и многих других моментов.

5 секретов фотосъемки на Айфон

Как правило, пользователи смартфонов делятся на два лагеря: те, кто предпочитают «яблочную» продукцию и те, кто считают лучшими аппараты на Андроиде. Сегодня мы публикуем практические советы по использованию камеры для сторонников Айфонов. Они подойдут для большинства моделей.

1. Отключайте вспышку, используйте ее в ручном режиме и только в случаях крайней необходимости. Она даёт лишние блики и тени. Лучше взять второй смартфон и использовать для дополнительного освещения фонарик, вы быстро увидите, как лучше подсветить объект съёмки.

2. Используйте функцию HDR. Ее можно включить в настройках смартфона в разделе «Камера», но тогда она будет работать только в определенных системой случаях. А также можно включить уже непосредственно в режиме съёмки, чтобы быть уверенным в том, что HDR работает. Эта функция позволяет улучшить качество снимков.

3. Однако, если вы фотографируете движущийся объект, то лучше использовать серийную съёмку. Также такой вид съемки позволяет «поймать» живые эмоции. Для этого удерживайте спуск затвора камеры. В зависимости от вашей необходимости, камера может сделать 999 кадров одной серии.

4. Независимо от сюжета фотографии, важна композиция. Чтобы грамотно выстроить кадр, в настройках Айфона активируйте параметр «Сетка». Это поможет использовать так называемое правило «третей». Главные объекты должны быть или в центре квадрата, или на пересечении линий.

5. Не так много «яблочных» пользователей знают о том, что снимать панорамы можно не только слева направо, но и наоборот. Для этого лишь стоит нажать на стрелку до начала съемки. Кроме того, объекты можно снимать панорамно и вертикально, просто переверните телефон. Такой прием хорош для съемки высоких объектов.

В любом случае все вышеперечисленные советы нужны для того, чтобы вы знали о возможностях смартфона, а все нюансы постигаются на практике. Пробуйте разные варианты съёмки: пейзажи, портреты, спортивные мероприятия. Так и поймёте, какие функции лучше работают в зависимости от конкретной ситуации.

Анна Коротченкова

Отличительные черты журналистики

Казалось бы, всем понятно, кто такой журналист, но появление блогеров, свободных авторов и народных репортёров, сильно размыло это понятие. Все же у журналистики есть свои отличительные черты.

1. Журналисты пишут о реальных событиях, в их текстах нет художественной выдумки – в отличии, например, от писателей, блогеров. Они могут писать о личном, публичном в любом контексте. Конечно, здесь идёт речь не о фейковой информации, а о художественной выдумке.

2. Материал журналиста всегда содержит информационное послание.

3. Материалы журналиста всегда о настоящем, о том что происходит в настоящее время. Конечно, отсылка к предыдущим событиям нужна в качестве истории вопроса. Также журналист может готовить некие исторические материалы, но, как правило, они будут привязаны к некому событию в настоящем времени.

4. Журналист не опирается на свое мнение, он максимально объективен, является передатчиком информации, а не его источником. Проверяет все факты, собирает мнение авторитетных спикеров для подкрепления материала. Блогера никто не может обязать проверять информацию, но на него также распространяется закон о СМИ и запрет на распространение ложной информации.

5. Журналист работает по договору, даже внештатные авторы заключают договор трудового подряда. Это накладывает на него определенные документом обязательства, а также договор определяет все нюансы редакционной политики. Поэтому журналист должен уметь легко подстраиваться под стиль письма конкретного издания, во многом быть универсальным. В некотором смысле он не может транслировать в текстах собственное я на столько, на сколько это может делать свободный репортер, блогер, автор. Большинство жанров журналистики предполагают отсутствие собственной оценки. Конечно, есть исключения, например, авторские колонки, аналитические материалы.

6. Журналист, работая в штате издания, не распоряжается своим временем по своему усмотрению. Как правило, часть времени он проводит в редакции, а часть, выезжая на редакционные задания. Можно сказать, что штатный журналист – офисный сотрудник. Правда, график обычно ненормированный, ведь не все события происходят строго с 8 утра до 6 вечера. К тому же, часто спикеры просят встречаться для проведения интервью не в рамках своего рабочего времени. Журналистка – стиль жизни, пожалуй, это отличает ее от многих других профессий.

Анна Коротченкова

Конвергентная редакция и универсальные журналисты

digital journalism

На сайте мы неоднократно рассказывали о мультимедийной журналистике. Теперь поговорим о редакции, в которой делают мультимедийные истории. Это может быть редакция газеты, у которой есть свой сайт. Или редакция интернет-издания, информационного агентства.

Сложное к запоминанию слово «конвергентная» означает «объединенная, совмещенная». Конвергентная редакция работает над реализацией мультимедийных проектов, в котором совмещены, объединены различные форматы (фото, видео, текст с гиперссылками, инфографика и многое другое). Здесь всё переплетается — и мультимедийная журналистика, и сторителлинг.

Журналист, работающий в такой редакции, должен быть по возможности универсален. Конечно, он не может уметь делать всё, тем более он не успеет писать тексты, снимать видео и выкладывать материалы на сайт. Однако не каждая редакция может позволить себе иметь большой штат сотрудников – журналиста, фотокорреспондента, карикатуриста, корректора, верстальщика, программиста и других. Поэтому нередко каждому сотруднику приходится выполнять много разных обязанностей.

Какие навыки пригодятся современному журналисту? Во-первых, писать журналистские материалы, при этом необходимо понимать особенности написания текстов для интернет-изданий. Желательно уметь работать с видео и аудио. Позитивный момент, что вы можете осваивать навыки самостоятельно, сейчас в интернете много статей и видео на эту тему. Для работы с видео и аудио можно использовать как компьютерные программы, так и специальные сайты в интернете.

Также нужны навыки работы в интернете. Это и поиск информации, и размещение материалов на сайте. Фотографируйте и снимайте видео. У вас уже есть аккаунт на сайте YouTube youtube.com ? Если нет, зарегистрируйтесь, поучитесь загружать видео. Еще нет своего блога в интернете? Заведите его на Вордпрессе ru.wordpress.com или любой другой площадке. Поучитесь добавлять изображения, аудио- и видеоматериалы на блог.

Не все студенты наших курсов работают журналистами и не все собираются в ближайшее время трудиться в редакциях. Но многие осваивают журналистику на грани хобби и дополнительного дохода. Ищите удаленные варианты сотрудничества со СМИ и сайтами, пишите статьи, получайте гонорары, больше фотографируйте и снимайте видео. Учитесь обрабатывать фото и видео, загружать их в интернет. Заведите страницы в социальных сетях (ВКонтакте, Инстаграм или Фэйсбук).

7 типов пользователей в социальных сетях

Развивая социальные сети, следует разобраться, кто же ими пользуется. Как и во многих других социальных сферах и группах, каждый человек играет свою роль. В жизни пользователь может быть скромным и не слишком словоохотливым, а в интернете штурмовать форумы и комментировать все, что видит. Зарубежные специалисты на основе анализа описали разные типы пользователей социальных сетей.

1 тип – зависимые. На фоне развития электронной среды таковых становится все больше. Такой тип пользователей предпочитает социальные сети другим средствам связи для того, чтобы общаться с друзьями и близкими. Такие люди тяжело переносят отсутствие под рукой смартфона, постоянно проверяют ленту новостей соцсетей, ищут свой сотовый в первую очередь после пробуждения утром.

2 тип – отрицатели. Такие люди считают, что у них нет зависимости от соцсетей, часто порицают других из-за излишне проведённого времени в телефоне, но сами испытывают тревожность, когда долго не заходят в любимые паблики. Как правило, этот тип людей не поглощает все подряд в цифровой среде – у них есть любимые группы, блогеры, страницы.

3 тип – нерегулярный. Они ровно дышат в отношении социальных сетей, не стоит обижаться, если они редко отвечают на сообщения – просто они редко заходят на свои страницы.

4 тип – неопределившиеся. Такие пользователи являются промежуточным звеном между остальными типами. Пока их что-то не зацепит, они не решат оставаться в соцсетях или удалить аккаунт совсем. Зацепкой могут стать активные в соцсетях друзья, паблики по интересам.

5 тип – наблюдатели. Они активно только следят за чужой жизнью, а сами не проявляются. При этом могут говорить знакомым, что в интернете люди пишут всякую ерунду.

6 тип – нарциссы. Для них соцсети – возможность показать себя со всех лучших сторон. Бывает, что в реальной жизни они себя проявить не могут, зато в соцсетях чувствуют себя теми, кем хотят быть в оффлайне. Для них важные показатели: количество лайков, подписчиков, просмотров.

7 тип – анонимы. Они заводят страницы под вымышленными именами, а на аватарке красуются коты и цветы из интернета. Сохранность персональных данных для таких пользователей крайне важна.

Анна Коротченкова