Фриланс, удаленная работа журналиста и копирайтера

Нам присылают вопросы, на которые мы охотно отвечаем. «Можно ли после курсов вашей Школы журналистики найти удаленно работу?». Можно даже без курсов найти удаленную внештатную работу журналистом или копирайтером, писать материалы для СМИ и различных сайтов, получать гонорары. В журналистике диплом не обязателен, редактора никогда не интересует есть ли у вас профильное высшее образование, ему важно то как вы работаете, как пишете текст. Но курсы дают много практически применимой информации. Например. я точно знаю, что если бы я их прошел 17 лет назад на заре своей работы в СМИ, то избежал бы многих ошибок, не потерял бы время и заработал больше денег.

«Есть ли возможность после обучения как-то трудоустроиться?» Вы учитесь, практикуетесь, потом пишете письма в редакции разных СМИ и крупных сайтов, предлагая свои услуги автора, журналиста. Далее всё зависит от настойчивости, опыта, приобретенных навыков. Опять же приведу в пример себя и некоторых своих коллег. Всё всегда работало просто и незамысловато: пишешь в несколько редакций письмо с предложением, из одной отвечают согласием и начинаешь работать. Потом находишь что-то лучшее, пробуешь новое, тестируешь разные редакции и СМИ, пока не находишь своё, которое тебе подходит на все 98 процентов, и долго и счастливо там трудишься, тусуешься, развиваешься.

«Английский язык поможет мне в работе?» Безусловно! Знание английского языка даёт очень большое преимущество в журналистике. Это и участие в международных программах обучения, которые часто бесплатны для журналистов, и более внушительные гонорары в англоязычных СМИ. И участие во всевозможных грантовых программах, и сбор средств на свои журналистские проекты и сотни других возможностей. Хорошо пишете, интересуетесь журналистикой и знаете английский? Тогда вам точно к нам.

«Я живу за границей, проблем с этим нет?» Обучение дистанционное, так что удаленность роли не играет. Мы всегда с гордостью говорим, что нас знают и учатся в нашей Школе журналистике соотечественники, которые сейчас проживают во многих странах мира. Много студентов из стран СНГ, а также из США, европейских стран, были в прошлом году онлайн-студенты из Австралии. У нас была очень позитивная история, когда начинающий журналист, проживающий в США, прошел обучение и нашел хорошую работу в российском СМИ (им требовался собственный корреспондент в США). Студентам по их запросу после прохождения обучения мы можем выдать сертификат и на русском, и на английском языках.

Стендап: о работе тележурналиста в кадре

Работать журналистом на ТВ-канале – мечта многих будущих репортеров. Как и в печатных СМИ, работа в кадре требует определенных навыков и качеств.

Прежде чем окончательно определиться с выбором направления журналистики, следует соизмерить свои возможности и требования к профессии. Работа в кадре всегда требует устойчивого эмоционального состояния. Писать может и не очень комфортно, если настроение не на высоте, но передавая информацию устно, глядя в объектив камеры, нельзя показывать свое настроение, вы должны обладать сдержанностью и передавать только то, что требует конкретный сюжет. Также вам в большей степени потребуется обладать хорошей дикцией, манерой подачи, умением передать информацию в нужном ключе.

Тележурналист, находясь в эпицентре событий, не только зачитывает текст, но и передаёт атмосферу. При этом, не отвлекая внимание на свою персону.

Репортерская стойка или стендап – работа репортера в кадре на месте освещаемых событий. Также под это понятие попадает и выступление журналиста из студии, когда он транслирует заранее подготовленный материал.

Выделяют несколько типов стендапа: начальный, переходный – от одного фрагмента к следующему, итоговый. Съемка проходит на подготовленном фоне, на месте событий или в движении в момент происходящего. Термин не случайно называется стендапом. Предполагается, что репортер находится в положении стоя. Правда, иногда сюжет требует импровизации, когда журналисту приходится сидеть или лежать. В классическом варианте журналист держит микрофон в руке перед собой. При динамической съемке используют также так называемые петлицы, закрепляя на одежде корреспондента. Также при необходимости используются скрытые камеры.

Следует продумывать заранее, в какой части сюжета будет уместен стендап. Часто этот прием используют в первой части репортажа, чтобы ввести зрителей в курс дела. Журналисту следует говорить максимально не осложненным терминологией языком. Если в тексте можно вставить справку, то в стендапе у аудитории нет возможности расшифровывать ваши информационные послания.

Для наглядности старайтесь использовать предметы, указывайте на них, чтобы облегчить восприятие аудитории. Например, если вы рассказываете о том, сколько денег потратили на новогодние украшения города – покажите рукой в их сторону.

Анна Коротченкова

Почему важно придерживаться уникальности текста

плагиат уникальность текста журналистикаОбратите внимание: редакторы СМИ и преподаватели вузов часто проверяют текст на уникальность, то есть с помощью специальных программ и интернет-сервисов уточняют ваш это текст или скопированный из интернета.

Мы иногда сталкиваемся с неуникальными текстами, которые присылают наши студенты в Школу журналистики и отправляют внештатные авторы в редакции СМИ, в которых мы работаем. Объясняем, почему так делать не надо.

Дело в том, что на сайте нельзя публиковать чужой текст, это понижает рейтинг сайта в поисковиках типа Гугла и Яндекса и потом пользователям интернета, которые что-то ищут, не будут показываться страницы нашего сайта. А если вы пришлете чужой текст в редакцию, то редактор это воспримет как попытку его обмануть и продать текст, который вам не принадлежит.

Автор этого текста допускал подобные ошибки на заре своей работы в СМИ. Отправил однажды фотографии из интернета как иллюстрации к своей статье, а редакция посчитала что они мои и выплатила гонорар. Получается, обманул коллег.

Наша онлайн-студентка Татьяна из Санкт-Петербурга написала нам письмо, в котором задала два вопроса — об уникальности текста и плагиате: «Новостной стиль не подразумевает художественных изысков текста. Фразы стандартны, формулировки типичны. И новости одного издания не сильно отличаются от новости другого издания. И как в таких условиях написать уникальный текст? Если я в своей статье брала выдержки из интервью, взятом репортером одного из изданий и опубликованном в сети. У меня в тексте это подано как цитаты, просто прямая речь одного из героев статьи. И как мне быть в такой ситуации? Как это заимствование оформить должным образом?»

Отвечаем. Программы, определяющие уникальность текста, довольно умные. Если вы пишете «с нуля» своими словами, то они показывают уникальность текста процентов 96-98, иногда только подчеркивая такие выражения как «было сказано на пресс-конференции», «по словам пресс-секретаря» и подобные, которые часто употребляются в СМИ. Здесь проблем нет, если пишете сами — то текст будет уникальным, можете и не проверять.

А вот если пишете по пресс-релизу, который получили еще десяток других изданий и журналистов, то текст нужно менять, дополнять. Многое зависит от редакций, для некоторых редакторов использование неуникального текста сродни преступлению, а некоторые в этом не видят ничего предосудительного.

К сожалению, использование прямой речи — тоже плагиат. И в моей работе такое тоже случалось. Раньше я многого не понимал и однажды использовал в своей статье слова какого-то чиновника, которые он сказал информагентству. Что тут началось… Нашелся автор статьи и предъявил свои претензии. Многие журналисты тоже считают это плагиатом. Вы спрашиваете: «как быть?». Давайте опять «пробежимся» по некоторым вариантам сотрудничества со СМИ.

1. Вы работаете журналистом. Посещаете мероприятия, берете интервью и пишите «из головы», делая звонки экспертам. В этом случае вашему тексту неуникальность не грозит.

2. Вы работаете рерайтером, пишете для информационных сайтов и переписываете тексты своими словами. Делайте это, повышая уникальность текста. Например:

В оригинале: «Все заводы в этом районе будут закрыты», — сказал губернатор. А вы пишете: «Губернатор заявил о закрытии заводов в таком-то районе».

Или можно из всего сказанного «вычленить» главное. Пример: «Борьба с коррупцией — это одно из важных направлений нашего ведомства. Мы разрабатываем ряд поправок в законодательство, чтобы ужесточить наказание за такие преступления», — сказал министр. Вы пишете: «Мы разрабатываем поправки, ужесточающие наказание за коррупционные нарушения», — отметил министр.

Конечно, писать надо, не искажая смысл сказанного спикерами.

Пишем информационную заметку — пример, теория, практика

Марина Приятелева

Как ни странно, начнем с истории, но на это потребуется только два абзаца текста. Так уж повелось, что люди издревле занимались распространением информации. На первом этапе становления человечества не было необходимости передавать слишком много информации удалённым соседям, грядущим поколениям, да и друг другу. Однако спустя тысячелетия у человека появилась необходимость передавать сообщения, в которые было бы вложено гораздо больше смысла, чем сигнал на охоте, о нападении, о пожаре и т.д. Когда пещерный человек выбивал камнем на скале сцену охоты на мамонта – он пытался рассказать о событии, которое произошло, просто наши предки были ограничены в средствах передачи информации, так как письменности не существовало. Но в скором времени речь древних людей стала развиваться, начали появляться первые древние языки.

Сейчас же всё совершенно иначе, мы живём в высокотехнологичном веке, где активно развиваются наука и образование, улучшается качество жизни людей, а информатизация достигла высокого уровня. СМИ также стараются идти в ногу со временем, и доказательством того может послужить развитие мультимедийной журналистики. Если 20-30 лет назад журналистика обходилась только текстом и в некоторых случаях фотографиями, то теперь способов интеграции с читателями стало намного больше. На помощь журналистам и редакторам приходят средства мультимедиа и визуализации, которые позволяют передать максимум интересной информации в иллюстрированном и сжатом формате. Способы подачи новостных материалов также многообразны, как и журналистские жанры, в которых есть свои стилистические особенности. Сегодня мы поговорим о таком жанре как информационной заметка, в журналистике она играет ведущую роль.

Написание заметки, как правило, не занимает много времени при наличии определённого навыка. И всё же несмотря на свою простоту и понятность, заметка – очень хитрый и весьма необычный жанр. Но если запомнить схему и некоторые простые правила, то написать её сможет любой желающий. В данной статье мы раскроем некоторые секреты, которые помогут вам написать свою первую информационною заметку.

Структура информационной заметки

Как правило, новости пишутся по «принципу перевёрнутой пирамиды». Данный принцип заключается в том, что автор начинает свой рассказ с наиболее важных фактов, а заканчивает деталями, которые дополняют сообщение. Этот же способ применяют при работе с текстами не новостного характера.

Перевёрнутая пирамида, с помощью которой мы будем сообщать читателю информацию состоит из нескольких частей:

  • ЗАГОЛОВОК – «массивное основание, оказавшееся наверху» пирамиды, самая важная часть текста, если речь идет о публикации в интернет-издании. На новостных сайтах заголовки состоят из 5-8 слов, в идеале он не должен содержать никаких знаков препинания. Глагол (действие) – обязательное условие. Заголовки можно условно разделить на два типа: информативные и привлекающие внимание. Первые дают чёткое представление о произошедшем событии, а вторые пытаются любым способом «зацепить читателя».
  • ЛИД (вступительный абзац, от английского lead – «вводная часть»), — направлен на то, чтобы привлечь внимание читателя к содержанию и состоит из нескольких фраз, соразмерных основному тексту и теме.
  • ТЕЗИС (основная часть) – дополняет вступительный абзац деталями.
  • АРГУМЕНТ комментарий очевидца или эксперта.
  • БЭКГРАУНД – рассказывает о том, что предшествовало событию, либо даёт ссылку на похожие новости.

Переворачиваем пирамиду и пишем текст. Теперь, когда вы уловили суть данного фокуса, можно переходить от теории к практике. В качестве примера рассмотрим информационную заметку с сайта министерства просвещения об изменениях порядка проведения государственной итоговой аттестации для выпускников 9 и 11 классов в 2021 году.

Вводная история выглядит так: пресс-служба министерства просвещения сообщила, что были объявлены изменения порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников в 2021 году. В данной истории важно следующее – выпускники 9-х классов не будут сдавать учебные предметы по выбору, аттестаты об основном общем образовании будут выданы на основании результатов ГИА только двум обязательным предметам. Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускники 11-х классов, которые не планируют поступать в ВУЗы, вместо ЕГЭ должны будут сдать государственный выпускной экзамен по двум основным предметам.

Теперь приступим к написанию нашей заметки:

 Заголовок: Минпросвещения  упростило порядок проведения  ГИА  и ЕГЭ из-за коронавируса

 Лид: Минпросвещения и Рособрнадзор сообщают о том, что было принято решение об отмене Основных государственных экзаменов по двум не обязательным предметам, аттестаты за 9-й класс об основном общем образовании будут выданы на основании результатов ГИА только по двум обязательным предметам: русскому языку и математике.

 Тезис: Также стоит отметить, что ученики 11-х классов могут сдавать Единый государственный экзамен только если собираются поступать в ВУЗ. Остальным выпускникам для получения аттестата о среднем общем образовании вместо ЕГЭ нужно будет сдать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам: русскому языку и математике.

 Аргумент/комментарий: «Мы понимаем, что для ребят, которые сдают ЕГЭ в 2021 году, это год непростой. В связи с принятыми мерами на фоне эпидемиологической ситуации, мы внесли изменения в правила сдачи экзаменов. Проведение итогового сочинения или изложения в этом учебном году запланировано на вторую декаду апреля. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в формате ЕГЭ должна пройти с 31 мая по 2 июля, дополнительный период ЕГЭ – с 12 по 17 июля», – сообщил Сергей Кравцов.

 Бэкграунд: Данные решения были приняты в интересах здоровья и безопасности всех участников и организаторов экзаменов, чтобы снизить риски заболевания и сделать проведение итоговой аттестации школьников в 2021 году максимально безопасным. По рекомендации Роспотребнадзора будут применены все необходимые меры эпидемиологической безопасности.

Конечно, в вашем тексте не надо писать слова «заголовок», «лид», «бэкграунд» и т.д., здесь они приведены для наглядности.

Структура данной информационной заметки отражает основополагающий принцип «перевёрнутой пирамиды»: движение от более важного к наименее важному:

Заголовок — прямой, информационный, содержит действие.

Лидер-абзац — сообщает суть произошедшего

Тезис — раскрывает подробности, которые играют важную роль в событии.

Аргумент/комментарий — дополняет тезис.

Бэкграунд — рассказывает о причинах или о том, что предшествовало данному событию.

Такая схема на первый взгляд может показаться сложной, но всё же «не так страшен чёрт, как его малюют». Главная ваша задача – правильно применить полученные знания. Если вы запомните этот небольшой алгоритм, то с лёгкостью сможете написать свою первую информационную заметку. Желаем вам успехов!

Как подготовиться к вступительным экзаменам при поступлении на журфак?

Екатерина Штрейс

При поступлении на гуманитарные факультеты, помимо ЕГЭ абитуриенту также необходимо пройти творческие испытания. На журфаке вступительный экзамен состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включает в себя творческое сочинение, а устная- творческое собеседование.

Как же успешно справиться с экзаменом и поступить на журналистский факультет? Начнем с сочинения. Экзаменуемому будет представлено несколько тем на выбор, все они так или иначе будут связаны с журналистикой. В процессе написания сочинения важно не отходить от выбранной темы и четко формулировать свои мысли. Если темы покажутся слишком сложными, не нужно переживать и паниковать, потому что в перечне тем всегда есть та, которая сформулирована общо.

Также не нужно забывать, что сочинение — это не свободный полет мысли. Оно обязательно должно иметь композицию. Чтобы облегчить себе задачу, перед написанием сочинения можно составить план, структурировав все факты и рассуждения, которые помогут доказать свои мысли в сочинении. На план не нужно отводить много времени, так как на письменную часть экзамена дается всего два часа.

Сочинение даёт понять проверяющим уровень развития, кругозор и эрудированность поступающего. Важно хорошо ориентироваться в том, что происходит вокруг и понимать, что попадает в газетные полосы и телеэфиры. Также необходимо уметь использовать факты и грамотно их комментировать, аргументировано рассуждать, четко придерживаться выбранной темы сочинения. Не нужно голословничать и использовать высказывания, не подтвержденные фактами. Нужно показать себя и свои навыки, но не перестараться и не слишком умничать. И ни в коем случае не нужно списывать- проверяющий моментально распознает списанный текст, да и нужной информации в интернете скорее всего не найти.

Также нужно грамотно распределить время на написание сочинения. Первый час можно потратить на само написание, а второй на переписывание в чистовик и проверку. Часто абитуриенты допускают досадные ошибки, не проверив свою работу. Ограничений по количеству слов нет, так что лучше гнаться не за количеством, а за качеством.

За письменную часть экзамена можно получить максимум 100 баллов, а проходной минимум — 50 баллов. Также можно подать апелляцию, но важно помнить, что баллы могут не только повысить, но и понизить.
Перейдем к устной части экзамена. Поступающего ждет анализ текста, беседа с экзаменаторами и небольшое творческое задание.

Устный экзамен в разных вузах проходит по-разному. Иногда в первой части устного экзамена предлагается сделать анализ настоящей газетной статьи, на который дается 30 минут. Нужно уметь определять тему адресата, и цель текста, находить в тексте предполагаемые источники и методы получения информации, отделять факты от комментариев и суждения от аргументов, охарактеризовать композицию и стилистические особенности текста, находить в тексте отношения автора к герою или событию, рассуждать в каком издании может быть опубликован данный материал, а также выражать собственное мнение по поводу данного текста.

Основная часть устного экзамена — творческое собеседование. На нем абитуриенту необходимо показать уровень совей эрудиции, и умение ориентироваться в потоке информации. Нужно ориентироваться в местных и федеральных СМИ, быть в курсе того, что происходить вокруг.

Также можно подобрать портфолио. Его нужно оформить так, чтобы экзаменаторы смогли легко увидеть достижения. В него можно вложить все свои журналистские материалы, дипломы за победу в журналистских конкурсах, а на флешке принести репортажи. Нужно вспомнить весь свой журналистский опыт.
Если нет никакого портфолио, переживать не нужно. Без него возможно поступить на журналистский факультет. В этом случае экзаменаторы постараются понять почему абитуриент выбрал именно факультет журналистики.

Во время творческого задания поступающему могут дать фотографию, нужно предположить к какому материалу она подойдет.

Максимальное количество баллов за устную часть экзамена- 100, проходной балл — 50.

Главное — не переживать и не волноваться, помнить, что всё обязательно получится.

Как журналисту составить резюме на английском

Стать журналистом-международником может и не мечта каждого второго репортера, но однозначно эта одна из тех вершин, которые есть в планах покорить у некоторых амбициозных корреспондентов. Помимо необходимого для конкретной работы уровня иностранного языка, нужно иметь в арсенале качественное резюме — на английском языке: resume или CV (curriculum vitae — жизненный путь).

Прежде, чем приступить к составлению своего первого международного резюме следует знать его основную структуру. Рассмотрим наиболее распространенную:

— personal information – персональные данные;
— objective – желаемая должность и мотивационный блок;
— education – полученное образование, курсы;
— qualifications – квалификации помимо основных;
— work experience – перечень мест работы, должностей, обязанностей;
— qualities – качества характера, не обязательно сопоставимые с желаемой должностью напрямую, но характеризующие положительно;
— special skills – специальные навыки и умения, которые относятся к желаемой должности;
— аwards – достижения, награждения;
— refеrences – рекомендации.

Обычно специалисты-рекрутеры советуют разместить вашу фотографию в официально-деловом стиле. Но так принято далеко не во всех странах. Например, в Израиле так делать не принято и размещение своего снимка может не пойти на пользу при выборе кандидата.

В зависимости от того, куда конкретно вы направляете ваше резюме, в некоторых случаях допускается заполнение на двух языках.

Обязательно обращайте внимание на детали. Например, контактный номер сотового телефона нужно указывать в международном формате. Такая, казалось бы, небольшая деталь может оставить вас без работы – ведь до вас не дозвонятся. А писать на электронную почту не каждый HR будет – проще связаться со следующим кандидатом.

Обратите внимание на то, в каком формате принято указывать адрес: дом, ул., кв., город, индекс, страна.

С семейным положением дела обстоят немного проще: замужем/женат – married, не замужем – single, в разводе – divorced.

Месяц рождения пишут буквами, а не цифрами, так принято из-за большого количества форматов в разных странах. Помните, что месяцы в английском языке всегда пишутся с заглавной буквы. Например: 20th December 1989

Следует упомянуть и гражданство (nationality), социальные сети, блоги (журналистам это может помочь в оценке вашего профессионализма). А наличие разных вариантов связи и аккаунтов покажет ваше желание быть на виду и готовность к коммуникациям.

Еще один акцент нужно сделать на цель. Здесь помимо желаемой должности нужно писать небольшое мотивационное обращение. Следует уточнить, для чего вы хотите занять это место, почему именно вы, что бы вы могли привнести и, что бы вам дала эта работа во всех планах – от личного до профессионального развития.

Анна Коротченкова

Профориентация: как понять, что ты точно хочешь быть журналистом?

Так уж устроена человеческая натура: чего хочу – не знаю, что знаю – не хочу. Иногда кажется, что мы уверены в своем выборе, а иногда возникают сомнения. Журналистам вообще не очень просто, они люди разносторонние еще до того, как решили, кем они хотят быть. Многим из них нравится и медицина, и экономика, а еще они отличные психологи. Неудивительно, ведь хороший журналист должен быть своим среди людей разных специализаций, задавать грамотные и уместные вопросы.

Но как проверить свое желание на прочность? Сможете ли вы быть журналистом только в трудовой книжке, или это ваше предназначение.

Предназначение – вообще слово новомодное. Астрологи, нумерологи, психологи хотят рассказать за деньги, кем вы должны стать в этой жизни. И нам иногда действительно начинает казаться, что оно есть. Это проверить сложно, поэтому следует ориентироваться на здравый смысл и логику.

Бывает так, что человек интуитивно чувствует, что быть ему журналистом, видит знаки во всем. Например, стоило ему подумать о будущей репортерской карьере, как ему на пути встречается то реклама курсов, то появляются вдруг знакомые, которые как-то с этим связаны. Некоторые даже контекстную рекламу в интернете, которая появляется на основе вашего же поиска, воспринимают, как знак свыше. Психологи легко находят объяснение таким знакам. Когда наше сознание сфокусировано на чем-то одном, например – пластиковых окнах, мы будем видеть информацию о них везде. При этом рекламные щиты, объявления, даже мимолетные разговоры будут попадать в зону нашего внимания. Важно, что не будь у нас фокуса на пластиковых окнах, мы бы даже этого не заметили. И так происходит со всем, что важно именно в конкретный момент.

Из этого можно сделать вывод, что зацикленность не является критерием правильного выбора специальности, это лишь индикатор вашей тревожности. А вот разбираться – ваше оно или нет, следует гораздо глубже.

Если ваше желание стать журналистом связано только с романтичным образом человека этой профессии – вам не сюда. Это не значит, что он не такой, этот самый образ, но вот выбирать специальность только по этому критерию – плохая затея.

Ключ к пониманию, ваше это или нет – практика. Примерьте на себя работу человека, который пишет в день по 10 новостей и большой текст. Не надоело? Это ваше.

Анна Коротченкова

Журналистика будущего. Какой она будет?

Иногда мы проводим коллективные бесплатные курсы по основам журналистики и специальным темам, таким как фактчекинг, мобильный репортаж и т.д. Чтобы не пропустить такие курсы, следите за нами в Инстаграме https://www.instagram.com/journalism_training/ и ВКонтакте https://vk.com/journalism_training. На одном из таких курсов, после пройденного обучения, мы попросили наших студентов поделить своим видением будущего журналистики. Ниже выдержки из их ответов, а в самом конце — мнение наших специалистов.

Участница Майя считает, что журналисты и СМИ манипулируют информацией и тем самым оказывают сильное влияние на своих читателей и зрителей. 

«Иногда так хочется позитивной информации. Вы можете представить своё обычное утро? С утра бросаются в глаза новостные заголовки о драках, финансовых проблемах, о конфликте в Украине… Становится тревожно», — пишет она.

Она считает, что в будущем также будут профессиональные журналисты и дилетанты, настоящие профи и пропагандисты.

Участник Ислам считает, что в условиях нынешней устаревшей денежно-кредитной системе ресурсы, деньги и средства распределяются неравномерно.

«Сегодня на рынке коммуникации и СМИ доминируют компании, такие как Google, Apple, Samsung, BBC, CNN и другие. Они и диктуют новости, подают через свои службы информацию в нужном свете, проще говоря, манипулируют нами», — говорит он.

Также Ислам отмечает растущее давление на журналистов, в том числе угрозы, шантаж, запугивание, судебные преследования по надуманным причинам.

«Но есть и позитивная сторона, — говорит он. — Мир благодаря технологиям меняются. Уже сегодня каждый из нас может быть журналистом в своем селе, в родном городе. Можно выложить видео c пьяным шатающимся сотрудником полиции на You Tube. Тогда никакая дисциплинарная комиссия не оправдает его. Можно поставить «лайк» на посты об общественно значимых проблемах, собрать подписи гораздо быстрее».

Он уверен, что в будущем будет много региональных СМИ, местных профессионалов, а понятие автономности и самостоятельности регионов будет главенствовать даже в журналистике. Центральный аппарат цензуры просто не сможет всем запретить и за всем уследить.

Анна также уверена, что с развитием новых технологий журналистика станет совершенно другой.

«Технические возможности наших современников намного превосходят те, которые были в распоряжении журналиста какие-то пару десятков лет назад. Высокоскоростной интернет, передача данных прямо с места событий уже обеспечивают оперативность репортажей. В будущем журналисты смогут использовать множество гаджетов, облегчающих их работу», говорит она.

Анна считает, что в будущем больше внимания будет уделяться интернет-журналистике, а полевые корреспонденты будут менее востребованы, так как «получить необходимые материалы можно будет буквально из воздуха».

«Конечно, в труднодоступных местах и «горячих точках» по-прежнему нужно будет присутствие человека, но уже не с фотоаппаратом и диктофоном, а с пультом дистанционного управления от летающей автономной камеры», — написала она в своём письме.

 Другая участница Гаухар искренне удивляется современным технологиям и тому как они меняют мир. 

«Есть вероятность, что через 20 лет мы увидим новое поколение журналистов. А это означает: благодаря технике и технологиям журналистика будет развиваться». — уверена она.

Гаухар отмечает, что люди будут получать востребованную информацию мгновенно, будут прямые трансляции с любой точки мира, радиожурналистика поднимется на новый уровень.

Диана уверена, что журналистика будущего — это несомненно журналистика высоких информационных технологий.

«Медиатехнологии будут составлять основу любой новости, причем журналист помимо прочих навыков должен будет сам обладать достаточными техническими знаниями, чтобы работать с ними и создавать высокотехнологичные элементы», — написала она в своём сообщении. 

Александра считает, что за ближайшие 20 лет всё изменится не так уж сильно.

«Будет все та же конкуренция, желание первым опубликовать какую-то новость. Единственным изменением может стать развитие технологий. То есть увеличится скорость обработки данных и будет еще больше доступа к информации», — делится она своим мнением.

От Школы журналистики: Все участники уверены, что журналистика будет развиваться благодаря современным технологиям и это несомненная правда. Также многие отмечают манипуляции в СМИ и пропаганду, которые будут только усиливаться с годами. Мы считаем, что это действительно так.

Чтобы понять какой будет журналистика и работа журналистов через 10 лет, надо заглянуть в ближайшее прошлое и оценить уровень перемен. При этом надо учитывать, что развитие технологий ускоряется. Как всё будет в 2030 году? Для это посмотрим как было лет 20 назад. Тогда в нашей редакции из 7 сотрудников трое писали статьи на бумаге, а затем офис-менеджер набирала их тексты на компьютере. Компьютеры в редакции были, но интернет был слабенький. Дома у журналистов компьютеров не было. У нас в руках были кнопочные телефоны и массивные диктофоны. Страничек в социальных сетях у редакции не было. Но специфика работы была такой же — новости, комментарии, интервью, посещение мероприятий. Только не было онлайн-трансляций. Примерно так мы и шагнем в будущее — с еще более крутыми технологиями, но с неизменной базой. А эта база журналистики заключается в информировании людей, подготовки новостей и материалов в разных форматах. Только появятся новые способы и формы передачи информации.

Информация для потребителей будет максимально подобранной, то есть если вас интересует фитнес, новости из Новосибирска и голливудские фильмы, то такие новости и будут в вашей ленте. Каждый из нас будет находиться в своем «информационном пузыре». Например, благодаря разным СМИ и однобоко подобранной информации одни будут считать, что россияне обожают Путина, а другие будут убеждены в поголовном оппозиционном настрое общества. Поэтому еще актуальнее будет необходимость обладать критическим мышлением и сознательно находить и отбирать информацию, быть более медиаграмотными людьми.

Скорее всего, будущее за видеоконтентом и VR-технологиями. Виртуальная реальность и дополненная реальность придут и в журналистику. Безусловным трендом является «интернет вещей», то есть предметы, люди и организации будут подключены к интернету и будут общаться между собой. Условно говоря, холодильник сам сообщит в магазин о необходимости закупить куриные яйца, списание средств произойдет автоматически, а курьер или дрон доставят продукты до вашей двери. В журналистику эти технологии также придут.

Платят не за все: за что получают деньги журналисты

У рабочего дня журналиста, по сути нет начала и конца. Несомненно на работников средств массовой информации распространяется действие трудового кодекса и всех сопутствующих законов. Но это точно та специальность, которая требует вашей включенности 24 на 7.

«Вы не на заводе, чтобы работать от звонка до звонка». Такую фразу можно часто услышать от главных редакторов, когда корреспондент собирается спешно покинуть рабочее место. Работники СМИ держат руку на пульсе событий города, а они (к сожалению) не происходят только с 9:00 до 18:00. Хорошо, если в редакции большой штат сотрудников, или как минимум достаточный для того, чтобы распределить дежурства между собой. Но бывают издания, где работают несколько человек. В таких случаях график работы становится более напряженным. Также ненормированность рабочего дня сотрудника средства массовой информации закреплена законодательно. Конечно, оплачивать должны все рабочие часы, но по факту труд журналиста сложно регламентировать и подогнать под некие стандарты.

Например, если вечером он находится дома, ужинает и параллельно ищет героев, отправляет запросы, пишет спикерам – можем ли мы это считать официально рабочим временем? Часто корреспондентам приходится искать материал за пределами редакции и рабочего времени, сверяясь, подойдет ли то, что он нащупал под редакционный формат. Часто бывает, что идея обречена на провал и журналист не доносит ее до порога издания. Конечно, никто за это ему платить не будет. И, конечно, репортер потратит время на проверку и поиск информации – это неизбежно. Это можно назвать издержками профессии.

На самом деле, когда человек решает выбрать профессию журналиста, им движет не финансовый интерес, а социальный. Да, пока вы не сделаете себе имя в мире журналистики, придется какое-то время поработать за идею. Здесь речь не идет о том, что надо обязательно стать знаменитым. Зачастую достаточно стать профессионалом в своем деле, выполнять свою работу на высоком уровне так, чтобы работодатель захотел вам платить выше остальных. Тогда и вы сможете повысить планку и торговаться на собеседованиях.

А вообще зарплата журналиста обычно состоит из двух частей: окладная часть (для штатных сотрудников) и гонорары. Гонорары начисляются за каждый конкретный материал, а размер зависит от сложности. Например, цена за новость будет значительно ниже, чем стоимость репортажа, интервью, колонки. А вот непосредственно величина стоимости в каждой редакции своя. Бывает и так, что в одном СМИ разного уровня журналистам платят по-разному.

Анна Коротченкова

Специалист по связям с общественностью: я выбрала эти курсы…

школа журналистики

На наших курсах учатся желающие стать журналистами, а также копирайтеры, фрилансеры, специалисты по связям с общественностью и многие другие.

Наша студентка прислала письмо: «В 2018 году я устроилась на работу в научный институт на позицию Специалист по связям с общественностью. В мои функциональные обязанности входит: организация и проведение научных мероприятий, работа с представителями средств массовой информации, написание пресс-релизов, сценариев, кратких отчетов о проведенных мероприятиях и другая работа в режиме «многозадачности».

В течение года я самостоятельно искала тематическую литературу, чтобы лучше разбираться в сфере PR, оформила подписку на журналы. Полученные знания я стараюсь применять в методической работе, работе с научным сообществом, СМИ.

Однако для того, чтобы быть «на одной волне» с журналистами решила пройти обучение по журналистике: лучше разбираться в жанрах, правильно составлять новостные заметки, научиться писать статьи, грамотно брать интервью и учиться искать вдохновения от творческо-научной деятельности.

В интернете я стала искать курсы по данному направлению — выбор огромный. Среди множества представленных школ остановилась на Санкт-Петербургской школе телевидения. По программе все то, что, как мне кажется, необходимо: жанры, источники информации, создание готового продукта. Остановила цена вопроса и график обучения. В связи с занятостью и удаленностью от места проведения занятий я физически не смогла бы посещать занятия. В связи с этим я стала рассматривать варианты онлайн-обучения.

Прочитав отзывы о Школе журналистики решила написать автору проекта – Сергею Барановскому. Получив ответы на все вопросы, взяла паузу… и вот приятная новость! Как раз в тот момент, когда готова была подтвердить свое участие-обучение я прочитала сообщение – «мы снижаем оплату на дистанционное обучение». Это не могло не обрадовать! 😊 Программа, которую искала, удобный график обучения и приятная цена.

Я уверена, обучение в Школе журналистики поможет мне развить уже имеющиеся компетенции, получить новые знания, которые смогу профессионально применить в творческо-научной работе, а также, возможно, создать свой проект».

Другие отзывы наших студентов вы можете почитать на странице Отзывы студентов дистанционного обучения.