Как соцсети меняют нашу жизнь?

О том, что привносят в нашу жизнь социальные сети, я задумывалась не раз. Пару дней назад наткнулась на такой пост в Инстаграме: «Мой муж ушёл с работы, потому что начал вести свой аккаунт в TikTok. Он монетизировал его, но этого всё равно не хватает нам на жизнь с тремя детьми. Что мне сделать в такой ситуации, посоветуйте». Cоветовать что-то бедной женщине я, конечно же, не стала. Но меня зацепили её слова, что муж ушёл с хорошей работы в TikTok. Что меня поразило ещё больше, так это то, что эта платформа считается молодёжной, и что там забыл взрослый мужчина, я не понимаю. Ему это нравится, его это затянуло. Можно ли после этого говорить о положительном влиянии социальных сетей на нашу жизнь?

Безусловно, социальные сети и мессенджеры сделали нашу жизнь проще. С появлением Интернета людям стало легче общаться между собой: когда вы на разных концах света, единственное, что вас соединяет – виртуальная реальность. Ведь всяко лучше переписываться и созваниваться в What’sApp или в Viber, чем совсем перестать общаться с близким тебе человеком из-за расстояния. В данном случае, Интернет действительно помогает сберечь тёплые отношения, сохранить дружбу или семью.

В случае с девушкой, о которой я говорила в начале, именно «сберегательную» функцию социальные сети не выполнили. Её муж попался на крючок и стал заложником современных тенденций. TikTok – одна из самых бесполезных социальных сетей. Танцевать под музыку, кривляться на камеру, снимать пранки – разве это нормально для здравомыслящего человека? При этом пользователей данной платформы становится всё больше и больше, и это уже не только школьники и молодёжь, но и взрослые образованные люди и даже старики! Да, сейчас и серьезные компании стараются вести свои аккаунты в TikTok, но таких очень мало. Умножается во много раз число безработных и малобразованных людей, возомнивших себя блогерами и постящих различную ерунду в TikTok. Вряд ли в этой ситуации можно говорить о том, что социальные сети меняют нашу жизнь к лучшему.

С другой стороны, социальные сети очень помогают в учёбе и работе. В пабликах ВК часто можно встретить интересные статьи и подкасты, опросы и викторины на проверку своих знаний в какой-то области, полезные советы и рецепты. До появления Интернета эту нужную информацию было найти хоть и возможно, но гораздо сложнее, чем сейчас.

Нельзя сделать однозначный вывод насчёт того, как социальные сети и мессенджеры меняют нашу жизнь. Казалось бы, нам действительно стало проще жить с появлением Интернет-ресурсов, но не всегда они хорошо отражаются на нас. Очень важно знать меру и не увлекаться, иначе социальные сети могут затянуть «по уши», а выкарабкаться будет очень сложно.

Анастасия Калугина

Курсы журналистики: профессионально, недорого, эффективно

«Будущий профессионал» — это онлайн-курс от Школы журналистики, направленный на обучение школьников основам журналистики и  подготовку их к поступлению в вуз. Помимо теории в курсе существует также и практика, которая помогает обучающемуся набрать некоторое количество публикаций для своего портфолио. Каждую неделю ученики получают учебные материалы, такие как видеоуроки, подкасты, тестовые конспекты и полезные ссылки. С ребятами работает персональный тренер, который помогает им дойти до конца и осуществить мечту – поступить в желанный вуз.

Куратор и тренер курса, Сергей Барановский, рассказал, что Школа журналистики существует с 2004 года, но тогда курсы и вебинары были бесплатными, молодым ребятам хотелось просто поделиться своим опытом с более юными коллегами. «В какой-то момент мы стали проводить платное обучение, привлекать к работе волонтеров, развиваться, организовывать больше выездных семинаров. Но тогда мы проводили обучение только по основам журналистики для всех желающих,» — говорит Сергей. По его словам, в 2020 году родилась идея сделать курс для поступающих на журналистский факультет, так как много будущих абитуриентов прибегало к обучению в Школе Журналистики, чтобы подтянуть свои навыки.

Сергей Барановский признаётся, что и он, и его коллеги – опытные журналисты, сомневались, вправе ли они учить детей и смогут ли они дать что-то ученикам. «Суммарно за эти 17 лет мы прошли обучение на нескольких десятках семинаров и тренингов по журналистике, правам человека, менеджменте в СМИ и т.д. Иногда появляются какие-то сомнения, но здесь нас выручают отзывы наших студентов и их успехи — люди искренне пишут слова благодарности, сообщают о своих достижениях»,  — поделился тренер.

Однако, и неудачный опыт тоже был. За все годы работы Школы журналистики Сергей вспоминает два случая, когда люди были недовольны. В первом случае речь шла о человеке, который, возможно, имел какие-то ментальные проблемы со здоровьем. Его сообщения было трудно прочитать, он говорил, что не понимает даже самый простой материал. Во втором случае женщина ошиблась — она думала, что курс будет о копирайтинге. Но команда ШЖ извинилась и вернула деньги этим двум студентам. По словам тренера, в обоих случаях это были взрослые люди. Молодым же людям пока всё нравится.

Сергей Барановский по моей просьбе описал курс «Будущий профессионал» тремя словами: профессионально, недорого, эффективно. Теперь это можно назвать девизом всей Школы Журналистики. За небольшую плату вы получите большой багаж знаний, который ваш тренер, в свою очередь, тоже когда-то получил, научитесь писать и снимать журналистские материалы и сможете создать собственное портфолио, чтобы поступить в вуз. Кроме того, от курса вы получите море эмоций и незабываемые впечатления.

О цене и деталях курса «Будущий профессионал» можно прочитать по этой ссылке.

Текст подготовила исполняющая обязанности пресс-секретаря Школы журналистики Анастасия Калугина.

Подготовка к магистратуре по направлению «журналистика»

В последнее время онлайн-обучением в Школе журналистики интересуются люди, которые планируют поступать в магистратуру. Они ставят конкретный вопрос: «какой курс порекомендуете?» Наши курсы нельзя назвать подготовительными курсами для поступающих в магистратуру, но мы можем помочь людям, которые решили связать свою жизнь с журналистикой и продолжают своё образование.

Например, при поступлении в магистратуру по направлению «журналистика» в МГУ сдается устный экзамен по списку тем, к которым и надо готовиться. В других вузах, как правило, ситуация аналогичная. Поэтому вам нужно самостоятельно готовиться по обширному списку тем, которые утвердило учебное заведение. Эти темы и вопросы часто очень специфичны (например, «деятельность Ломоносова на поприще журналистики») и лучше готовиться к ним по книгам и информации из надежных интернет-порталов. Тем более, последующая учеба в магистратуре подразумевает большую самостоятельность в освоении новых знаний и большее количество практики.

Но если вы уже сейчас хотите осваивать журналистику, иметь в своём портфолио сертификат о пройденных курсах и рекомендательное письмо от нашей Школы журналистики, то рекомендуем курс «Основы журналистики». Особенно это актуально для бакалавров других специальностей, которые решили поступить в магистратуру по направлению «журналистика». Кстати, примерно треть магистрантов, решивших углубить свои знания в журналистике, учились на бакалавриате по специальностям, не связанным с журналистикой и медиасферой.

У нас есть два дистанционных курса. В курсе «Будущий профессионал» много материалов по подготовке к дополнительным творческим испытаниям (сочинение, собеседование, портфолио и т.д.). Он ориентирован на старшеклассников и выпускников школ, которые будут поступать на журналистский факультет. А в курсе «Основы журналистики» — теория и практика журналистики, он больше подходит для поступающих в магистратуру.

Как вести себя на стажировке в редакции

Вот и настал тот день, когда вы соприкоснетесь с закулисьем журналистской работы. Одни попадают на стажировку в СМИ сами (пишут, звонят, просятся, присылают пробные работы), а другие – по распределению. Например, от университета – для прохождения производственной практики. Сложно сказать, в каких случаях проявляется большая заинтересованность в получении такого опыта – все зависит от амбициозности стажера.

Любой журналист скажет вам, что стажировка в редакции – огромный шанс. Это позволяет не только пополнить или создать с нуля портфолио (требуется для поступления на журфак), но и заложить первый кирпич в фундамент своей карьеры.

Действительно, многие репортеры остаются работать в изданиях, где проходили стажировку. Сначала на внештатной основе, или на полставки, а после окончания учебного заведения переходят на полную рабочую ставку. Главное не тушеваться и взять все, что только можно от этого опыта. Для этого важно понимать, на что обратить внимание.

В первую очередь старайтесь внимательно слушать все установки редактора, включите максимальную наблюдательность и подмечайте все детали в работе потенциальных коллег:

— с чего начинается рабочий день журналиста;
— что спрашивает со своих сотрудников главный редактор уже с утра;
— что журналисты предлагают на планерках — какие идеи, в каком количестве;
— как журналисты взаимодействуют друг с другом, есть ли у них общие задачи, или каждый сам за себя;
— проследите за заданиями, материалами. С чего репортеры начинают работу над статьей, новостью, что берут с собой на репортажи и интервью, как готовятся к выездам на съемки;
— как фиксируют информацию, кому звонят, куда записывают номера;
— как общаются со спикерами и ньюсмейкерами, как начинают разговор, как уговаривают, что предлагают, как прощаются;
— как строится взаимодействие с операторами, фотографами, рекламщиками: договариваются заранее или каждый сам решает, чем и как иллюстрировать материал, как строится работа в связке, равнозначны ли между собой коллеги;
— кто для журналистов редактор, как он взаимодействуют со своими корреспондентами;
— где сотрудники ищут информацию, как делят обязанности при равнозначных должностях, а если есть разные, то в чем заключается их функционал (райтеры, репортеры, обозреватели, журналисты, копирайтеры);
— записывайте всю новую информацию, не стесняйтесь быть новичком – все мы когда-то начинали;
— не бойтесь ошибиться – главное не берите на себя слишком много, все согласовывайте с редактором.

Анна Коротченкова

Как поступить на журфак?

Свой путь по подготовке нужно начинать как можно раньше, желательно за несколько лет до поступления. Минимум — за несколько месяцев, но никак не за несколько недель. Связано это с необходимостью сдавать творческие вступительные испытания, иначе называемые ДВИ (дополнительные вступительные испытания).  А это написание сочинение, собеседование и очень желательно иметь портфолио с публикациями.

Мы переходим к практической части подготовки. Читайте качественные СМИ. Отдайте предпочтение информационным агентствам и серьезным интернет-изданиям. Читайте регулярно, подмечайте как пишут заголовки, как оформляют цитаты и другие детали.

Учитесь основам журналистики. Сейчас в интернете много информации, а можно и записаться на онлайн-курсы. Обратите внимание на наши дистанционные курсы «Будущий профессионал». Читайте книги по основам практической журналистики. Проникайтесь духом журналистики, начинайте мыслить как журналист.

Пишите тексты — для своего блога, в инстаграме, «в стол», пишите в разных жанрах. Снимайте видео, записывайте аудиоподкасты. Журналист — это не тот, кто работает в СМИ. На самом деле, журналист, это человек, который, конечно, сотрудничает со СМИ, но в первую очередь кто мыслит как журналист, кто создает журналистские материалы, кто информирует общественность. Сразу оговоримся: блогинг и журналистика отличаются. Основное отличие: журналистика объективна и мнение журналиста там практически не заметно, а блогинг — это много своего личного субъективного мнения и самопиара.

Публикуйтесь. Найдите СМИ и интернет-издания, которые захотят опубликовать ваши тексты. Это могут быть местные газеты и сетевые СМИ, юношеские и школьные газеты. Смело пишите в редакции, предлагайте свои темы, внештатное сотрудничество и готовые тексты. Публикации вам нужны для портфолио, они придадут вам личной уверенности и авторитета в глазах членов приемной комиссии. В зависимости от вуза, портфолио может прибавить вам определенное количество баллов при поступлении.

И последнее: внимательно изучите условия проведения творческого экзамена в вузе, в который хотите поступить. Условия отличаются в разных вузах, поэтому надо учесть все детали. Сделайте конспект и работайте над каждым пунктом — как проходит написание сочинения, сколько длится экзамен, какие темы были в прошлые годы, что советуют на сайте вуза, нужно ли заверять публикации и т.д.

Жестокое обращение с животными – показатель культуры общества

Статья студентки наших онлайн-курсов «Будущий профессионал» Ксении Киндеевой из Казахстана:

«На прошлой неделе в социальных сетях получило распространение видео жителя Алматы. Ролик мужчины возымел популярность, правда отрицательную, ведь люди ужасались тому, что происходило в авторской работе живодера – человек калечил свою кошку и издевался над ней.

К сожалению, подобная новость не является чем-то уникальным: в прошлом году люди ни раз слышали об ужасающих событиях, происходивших с бездомными и домашними животными по вине человека. Тем не менее, хоть различного рода издевательства над братьями нашими меньшими и получали огласку, у всех этих историй был примерно один конец – виновнику максимум выписывали штраф и просили его публично принести свои извинения.

Делами, касающимися жесткого обращения с животными, редко занимаются правоохранительные органы, и всё потому, что у нас в законе пока не прописаны нормы поведения людей по отношению к животным. Издаются новые приказы, но люди либо об этом не знают, либо забывают об их существовании.

В проекте закона Республики Казахстан «Об ответственном обращении с животными» говорится, что «отстрел животных в городах и населенных пунктах Республики Казахстан запрещен», но пока такие отстрелы происходят. Более того, некоторые ради забавы издеваются над животными: калечат, подвергают мучениям, насилуют, и при этом остаются безнаказанными.

Смотря на эту шокирующую картину, складывается впечатление, что ничего нельзя изменить, именно поэтому люди начинают относиться к живодерству более равнодушно, спокойно. А СМИ пестрят заголовками:  «Собаке отстрелили ухо», «Произошло убийство собаки на глазах у хозяина», «В людном парке повесили собак» и т.д.

Тем не менее, подобное положение дел всё-таки можно изменить. Во-первых, правоохранительные органы обязаны привлекать к ответственности людей, которые допускают жестокое обращение с животными. Во-вторых, необходимо сделать всё возможное, чтобы раз и навсегда прекратить отстрелы бездомных кошек и собак. В-третьих, нужно внедрять массовую стерилизацию и чипирование бездомных кошек и собак. Далеко ходить не надо, возьмем к примеру город Уральск: ранее здесь затрачивались большие деньги на уничтожение бездомных животных, а сейчас на стерилизацию и чипирование требуется на порядок меньше денег.

Правительство в состоянии изменить сложившуюся ситуацию по отношению к братьям нашим меньшим, главное, напоминать об этом людям, от которых зависит принятие решений, всем  способами, в том числе публикациями в СМИ. Животные – существа, которые не могут попросить нас о помощи, поэтому мы должны сами стремиться к гуманности в обращении с ними!»

План по фактам: как создать структурированный материал

Для новичков писать статьи – дело непростое. Со временем, практически все журналисты делают это можно сказать на автомате. С опытом план составляется в уме, даже иногда не озвучивается, а текст пишется сам собой. Но прежде, чем вы доведете свое мастерство до такого уровня, нужно научиться на базовом уровне работать с информацией и структурировать будущий текст.

Начать следует с составления плана. Нужно вычленить главную мысль статьи, о чем она будет. Запишите и ориентируйтесь на это на протяжении всей работы с текстом, ведь каждая его часть должна отвечать на главный вопрос, который поднял автор в своей работе. Это своего рода канва вашего произведения.

Теперь необходимо приступить к сортировке и отбору фактов. Выпишите схематично все, что у вас есть, поделите на важные и второстепенные. Теперь вооружитесь важными фактами и выстройте в хронологическом и логическом порядке. По сути это и есть ваш план будущей статьи. Не стоит от него отклоняться, менять можно подводку – лид, аргументы, примеры, цитаты, но структура по фактам должна остаться. Поэтому к набрасыванию плана нужно отнестись крайне серьезно и вдумчиво.
Обратите внимание на группировку фактов, чтобы не получилось, что факты относящиеся к одному вопросу оказались разбросаны по нескольким абзацам – группируйте их правильно, не заставляйте читателя ломать голову и бегать глазами по материалу, стараясь сопоставить.

Что касается деталей – с ними тоже надо работать бережно. Нехватка подробностей лишит ваш материал вкуса и души, а излишние детали сделают ее слишком пестрой и непонятной. Если материал предполагается большой – свыше 8 тысяч знаков с пробелами, то стоит в черновике составить подробный план статьи – не только скелет из фактов. Это поможет практически не блуждать в лабиринтах своих мыслей, а идти как будто по карте-навигатору.

Такой ход работы не исключает возможности добавлять в свои материалы и другие факты, которые вполне могут появиться. А бывает и так, что автор в процессе написания замечает пробел и пустоту в каких-либо частях, ему требуется подключить новые источники для предоставления новых деталей и фактов, или объяснения упомянутых ранее. Помните, что у читателя после прочтения материалов не должно остаться вопросов ни к вам, ни к ситуации. Даже если к моменту написания невозможно что-то выяснить, то вам необходимо будет это тоже пояснить читателю. Важно не оставить ощущения пустоты и недосказанности.

Старайтесь действовать по формуле: одна мысль – одно предложение. Не старайтесь удлинить предложения, дробите сложные на несколько. Не забывайте рассказывать предысторию описанных явлений, указывайте источники упомянутых фактов.

Анна Коротченкова

Кто такой инфлюенсер?

Количество иностранных слов, которые входят в нашу повседневную речь, увеличивается с каждым днем. Можно упорно отстаивать право на русскую речь и заменять эти новомодные словечки русскими аналогами, но, как минимум, нужно знать о чем говорит собеседник, спикер или пишут в книге, на сайте, говорят в видео. Инфлюенсер — одно из таких слов.

Происходит от английского «influence», что переводится как влияние,  воздействие. Дословно «инфлюенсер» означает «человек, оказывающий влияние».  Но влияние оказывают многие — например, учителя, политики, пропагандисты, родители, но их не называют инфлюенсерами, так называют пользователя в социальных сетях, который имеет большую и лояльную к нему аудиторию. Это лидер мнения в соцсетях.

Если он скажет, что такой-то фильм интересный, то из десятков и сотен тысяч подписчиков, а может и миллионов, этот фильм посмотрят тысячи людей. Если такой популярный блогер поделится видео, на котором запечатлено посещение кафе, которое по его словам «грязное место, в котором даже неприятно находиться», то его подписчики уже никогда не пойдут в это заведение. Он приведет аргументы «за» или «против» политика, а пользователи задумаются и прислушаются к его мнению.

Такое влияние не только тешит самолюбие блогера, он может с успехом монетизировать свою популярность, выход на большую аудиторию и лояльность своих подписчиков. Он начинает зарабатывать на явной и скрытой рекламе. Мало подписчиков — блогеру подарят какой-нибудь электромассажер, чтобы он его прорекламировал. Много подписчиков — перечислят солидную сумму на его счет или подарят путевку на курорт, например, за рекламу турагентства.

Микроинфлюенсерами называют пользователей, блогеров, с относительно небольшим количеством подписчиков. Скажем, несколько тысяч в Инстаграме. Маркетологи считают, что с такими блогерами тоже можно и нужно работать. Условно говоря, можно заплатить 1 тысячу долларов известному блогеру, а можно заплатить по 100 долларов 10 микроблогерам и получить еще большую отдачу от суммарной рекламы.

Почему мы рассказываем о социальных сетях и блогерах, ведь всё это не имеет прямого отношения к журналистике? Потому что соцсети — это новые медиа, которые являются для журналистов источниками информации. Да и сам журналист может собрать на своей страничке свою аудиторию, которая так или иначе будет помогать ему в работе. К тому же надо понимать мотивы блогеров, чтобы «не проглотить» пустую рекламу и не растиражировать её в СМИ. Также журналист может стать блогером и совмещать свою работу в СМИ и личный блогинг.

Спортивная журналистика

Немало молодых людей, интересующихся одновременно спортом и журналистикой, хотят стать спортивными журналистами. В работе спортивным журналистом есть свои особенности и нюансы. Есть плюсы. Например, события в мире спорта случаются со стабильной частотой, и если в редакции за вами «закрепили» спорт, то вы не останетесь на голодном пайке. Но, с другой стороны обилие информационных поводов обязывает вас регулярно следить за спортивными мероприятиями и порой превращает в гончего пса за новостями из мира спорта.

Как подметил один наш коллега, спортивная журналистика в плане изложения материала – одна из самых сложных. Нужно обладать творческими способностями и находчивостью, чтобы превращать сухие сводки и таблицы результатов в интересный журналистский материал. Залогом успеха в решении таких задач служит заблаговременное погружение в тот вид спорта, который необходимо осветить. Будь то лыжная гонка, легкоатлетический забег или турнир по настольному теннису. Успешность репортажа будет зависеть от знаний ключевых аспектов: кто фаворит, а кто аутсайдер, каков турнирный расклад перед матчем, в каких условиях и по какому графику пройдут соревнования и так далее.

Спортивный журналист должен быть хорошим журналистом (знать теорию, набраться практики) и хорошо разбираться в тех видах спорта, которые хочет освещать. Поэтому правильным решением будет освоить теорию журналистики, больше практиковаться, в том числе в написании текстов, и активно интересоваться спортом. Конечно же, следует учиться у мэтров спортивной журналистики, анализируя их материалы и работу. Студенты Школы журналистики, мечтающие стать журналистами, по их словам стараются не просто внимать статистическим и аналитическим выкладкам при чтении материалов Василия Уткина, Игоря Рабинера или кого-либо ещё, а подмечать для себя, с чего они обычно начинают, как излагают суть и каким образом её завершают.

Свой материал мы закончим описанием одного нюанса, усвоенного практикой интервью со спортсменами. Считается, что у творческих личностей, особенно у музыкантов, не принято спрашивать о дальнейших планах. По крайней мере, задав подобный вопрос, не стоит удивляться ответу «сухому», неинформативному и попросту скучному. Так вот, с людьми спорта по части данного правила всё обстоит ровно наоборот. Что в обстоятельной беседе, раскрывающей личность интервьюируемого, что в интервью непосредственно после соревнований, всегда кстати будет вопрос спортсмену или тренеру о его планах на будущее.

Линар Ханипов, Константин Воронов

Не оставляют свое мнение при себе: кто такие просьюмеры

Как много разных слов встречается журналисту даже с большим опытом работы. Чем быстрее развивается отрасль медиа, ее культура, тем быстрее лексика обрастает заимствованными из иностранных языков понятиями. Зачастую, даже с богатым русским языком, некоторые термины удобнее создавать на основе английского или любого другого языка, в чьем обиходе появилось некое понятие. А может просто чаще медиаинновации появляются не в России.

Термин просьюмер наверняка многим уже где-либо встречался. Чаще всего он используется в маркетинге, коммерческой журналистике и сфере связей с общественностью.

Просьюмер — это, можно сказать, гибрид потребителя (с английского языка — consumer) и производителя (с английского языка — producer). Этот термин возник в 1980-х в книге «Третья волна» Элвина Тоффлера. Он описал просьюмера ка активного участника производства товаров и услуг, которые он сам потребляет.

В современном маркетинге обычно подразумевается, что просьюмер является продвинутым потребителем, который очень сильно влияет на конечный продукт производства товаров и услуг. Можно сказать самобытный лидер мнений. Он несет в себе экспертное мнение пользователя, его мнение – объект исследования маркетинга.

Если говорить проще, то просьюемеры – активные пользователи услуг и товаров, еще их называют проактивные просьюемры — proactive consumers. Они хотят влиять на процесс производства, по возможности максимально его улучшая и принося пользу в конечном итоге всем потребителям. Производитель опирается на опыт применения ими конкретных продуктов, учитывает мнение просьюмеров и корректирует с учетом этого версию производства.

Кто-то скажет, что это те же самые потребители, только с претензией и нежеланием оставить свое мнение при себе. Просьюмеры – понятие более глобальное, они по мнению некоторых исследователей, фактически участники новой современной экономики. Эти люди – потребители нового поколения, они не ведутся на рекламу, имеют критическое мышление, сами по себе являются нативной рекламой. Ими движет внутреннее желание менять рынок товаров и услуг к лучшему. По сути это другой уровень осознанности.

Просьюмеру свойственно:

— продвинутый взгляд на вещи, осведомленность в разных сферах;
— самодостаточность, критичность мышления, аналитический склад ума, независимость от мнения общества;
— гибкость сознания, способность мыслить в разных направлениях, отсутствие зашоренности;
— умение мыслить логически, но при этом выходить за рамки стереотипов и убеждений;
— умение проверять свои гипотезы, аргументировать свою позицию, опираться на факты;
— стремление к самообразованию, повышению уровня знаний;
— быть объективным и субъективным одновременно в нужной пропорции.

Анна Коротченкова