Подготовка к ДВИ на курсах журналистики

Каждое лето в вузах проходит отбор будущих студентов на факультет журналистики. Эксперты стараются выбирать только лучших, поэтому большое количество абитуриентов отсеивается в ходе дополнительных вступительных испытаний (ДВИ).

Так как же стать одним из лучших?

Многие уже знают ответ на этот вопрос: нужно усердно готовиться! Конечно, изучать теорию, работать с материалами, да ещё и практиковаться самостоятельно кажется очень сложным. Так и есть на самом деле. Именно для этого и существуют курсы журналистики. Курс «Будущий профессионал» от онлайн-школы журналистики — один из них.

«Будущий профессионал» — это длительный курс, предназначенный для подготовки к поступлению на факультет журналистики. Он включает в себя теоретическую и практическую части, дополнительные материалы (пособия, тематические книги), ссылки на фильмы, видеоуроки.

Важно то, что преподаватели в онлайн школе — действующие журналисты. То есть азы профессии подаются не только благодаря учебным материалам, но и через реальные жизненные истории, которые случались с тренерами курса.

В процессе обучения ребята не только пишут статьи и заметки, но и снимают репортажи. Работы учеников размещаются на основном сайте Школы журналистики, их может увидеть каждый желающий. По завершении курса участникам выдаётся сертификат и рекомендательное письмо. Статьи, написанные на протяжении обучения можно использовать при подаче документов в университет.

Конечно, одно из основных преимуществ — это то, что обучение проходит дистанционно. То есть получать знания можно в удобное время из любого уголка страны.

Стоимость обучения составляет 1500₽/месяц, длительность — с сентября по май, но вы можете в любое время подключиться к обучению.

«Будущий профессионал» — отличная возможность не только хорошо подготовиться ко вступительным испытаниям в вузе, но и частично погрузиться в мир журналистики.

Дарья Завертайло

Как стать журналистом? 

Вопросы, касающиеся той или иной профессии, интересуют нас с раннего детства. Уже детям читают книжки про разные специальности, начиная с «Айболита» и заканчивая «Дядей Стёпой милиционером». Мы мечтаем стать врачами и космонавтами, а родители стимулируют этим получение нами хороших оценок в школе.

А как можно стать журналистом?». Сегодня мы с вами попробуем разобраться в этом вопросе, которым задаются школьники и абитуриенты. Казалось бы, ответ очевиден — поступить на факультет журналистики.

Всероссийский портал Вузотека.ру опубликовал список лучших журфаков страны, всего вузов с данной специальностью в России 153! И, конечно, первое почётное место занимает МГУ им. Ломоносова. На втором месте расположился Санкт-Петербургский государственный факультет. А на третьем месте такой «трендовый» вуз страны, как Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Образование этих трёх вузов считается наиболее престижным.

Но журналистика — это та профессия, где наибольшее влияние оказывают не диплом, и не престиж университета, а ваши способности и навыки. Поэтому журфак -это не единственное место, где получив образование, вы сможете затем работать журналистом. Не стоит исключать факультет медиакоммуникаций, медиа и дизайна, факультет рекламы и связи с общественностью. Также, проведя небольшое исследование по сайтам с объявлениями о вакансиях, нами было замечено, что часто на должность журналиста работодатели берут сотрудников с филологическим или лингвистическим образованием.

Например, посмотрим на рекламу вакансий Condé Nast — всемирно известного мультимедийного агентства, под их изданием выпускаются VOGUE, GLAMOUR, TATLER, GQ, AD и TATLER. Рассмотрев требования к вакансии редактора моды в GQ, мы не увидели ни одного слова об образовании. Но есть требования связанные со знанием английского и грамотностью.

Да, на грамотность своих текстов нельзя махнуть рукой. Это кажется очевидным, но будет не лишним напомнить: если есть сомнения в написании слова, то загляните в Гугл или Яндекс. А еще лучше вбить слово, вызывающее сомнения, в поисковик, перейти на вкладку «новости» и посмотреть как его пишут в СМИ, там работают грамотные журналисты и корректоры — они ошибаются редко.

И тут мы подбираемся ко второму пункту: как стать журналистом уже взрослому человеку? Получать высшее образование для человека не юного — сложно, долго и затратно.  Будучи грамотным человеком, вы сможете попробовать себя даже в лучших печатных и интернет-изданиях, но работодателей будет интересовать ваш опыт и дополнительное образование. Для этого существуют разного рода курсы и школы журналистики, где вас не только обучат азам профессии, но и предоставят возможность получить первый практический опыт. Они могут быть как в соседнем доме, так и дистанционными, как наши онлайн-курсы.

В завершении хочется сказать самое главное для людей любого возраста: никогда не сдавайтесь и идите вперёд к своей цели и мечте. Не забывайте: работа должна приносить удовольствие, поэтому стремитесь найти своё дело, которому будет не жалко отдать всю жизнь.

Елизавета Латышова, Андрей Родинов

Юрист может стать журналистом

Многие считают, что журналист обязан иметь журналистское образование, но это не так. О том, что самые лучшие журналисты — это специалисты, пришедшие в журналистику из других сфер, мы писали неоднократно. В журналистику приходят филологи, экономисты, работники музеев и многие-многие другие. А какие перспективы «светят» юристу, который решил встать на путь журналистики?

Юрист может писать статьи для СМИ на внештатной основе и получать гонорары за каждый материал. При этом на первом этапе можно не бросать свою основную работу. У вас может быть даже авторская колонка в печатном или интернет-издании (то есть ваши публикации будут выходить на постоянной основе) и у вас будет стабильный доход, при этом в редакции находиться не нужно. Размер гонораров зависят от издания, чем крупнее и солиднее СМИ — тем выше оплата.  А в СМИ какого уровня вас захотят публиковать — это зависит от качества ваших материалов, которое будет всё лучше и лучше с каждым новым написанным текстом.

Было бы очень кстати пройти курсы журналистики, чтобы освоить теорию или хотя бы почитать книги  журналистике. Мы рекомендуем пройти обучение на наших курсах. В течение 20 дней мы высылаем уроки — текстовые и видео, даем несложные задания. Все уроки касаются практической журналистики — как писать, какие есть жанры, как выстраивать отношения с редакциями и госструктурами, какие источники дохода возможны и раскрываем многие другие темы. Ваши написанные тексты прокомментирует тренер и мы вместе подумаем над тем, что в них хорошо, а что можно написать лучше. Вы в любой момент можете задавать нам вопросы и мы будем подробно на них отвечать. В завершении высылаем вам сертификат и рекомендательное письмо в сканированном виде.

Вам нужно самим присмотреться к СМИ и подумать каким из них могут быть интересны материалы вашей тематики. Это могут быть аналитические статьи, а также материалы о конкретных случаях и делах, которые могут быть интересны читателям. Это могут быть разъяснительные материалы, то есть объяснение сложных тем из вашей сферы простым понятным языком. Возможно, и какие-то другие темы и материалы могут заинтересовать СМИ.

Какие качества помогут в работе? Нетерпимость к несправедливости — это то, что отличает многих настоящих журналистов. Также не помешает любовь к написанию текстов и грамотность. Журналистика — одна из немногих профессиональных сфер, в которой вы можете за короткой период времени освоиться и, возможно, преуспеть.

 

«В журналистику я смогу окунуться с головой»

Ксения КиндееваМеня зовут Ксения, и родом я из небольшого городка, Степногорска. Недавно мне исполнилось восемнадцать лет, хотя многие мне даже пятнадцати дать не могут в связи с тем, что выгляжу я достаточно юной. Тем не менее, несмотря на мой не особо внушительный вид, я являюсь человеком серьезным; человеком, у которого более-менее сформировалось своё мировоззрение, моральные принципы и устои, а также желания, одним из которых является поступление на факультет журналистики.

Долгое время я не понимала, чего именно хочу от жизни, какое дело пришлось бы мне по душе, поэтому я начала тщательно прислушиваться к себе и в скором времени осознала, что журналистика – это тот род деятельности, который на самом деле может заинтересовать меня. Меня привлекла профессия журналиста именно тем, что она постоянно охватывает разные сферы жизни людей, в связи с чем сам журналист всегда находится в курсе всех новостей.

Более того, журналисты могут вершить правосудие и устанавливать справедливость путем расследования определенных тем и придания огласки разным событиям. Также профессия настоящего журналиста, на мой взгляд, должна быть неразрывно связана с правдивостью, например, статьи и её автора. Таким образом, путем выявления всех этих особенностей, я заключила для себя, что, скорее всего, именно в сфере журналистики мне удастся реализовать себя и свой потенциал, потому что всё, то что составляет данную профессию, отражает мои желания и образ жизни.

В скором времени, после того, как я поняла, кем хочу стать, передо мной встал следующий вопрос: «Где ты будешь учиться, Ксюша, и на каком направлении?». Я изучала многие университеты и попутно старалась выяснить, чего именно я хочу от журналистики. Исходя из того, что я неровно дышу к изучению иностранных языков, а также к ознакомлению с разными странами, культурами; учитывая тот факт, что я больше заинтересована в изучении мировых новостей, я решила, что наиболее подходящим направлением для меня станет международная журналистика, а ознакомить меня с ней могли бы в таком университете, как СПбГУ. Мне приглянулся этот ВУЗ не только хорошими отзывами студентов, качеством обучения, но и тем, что в нём существует много программ обмена, в ходе которых я могла бы, по сути, ещё до получения диплома почувствовать себя журналистом-международником; могла бы получить некий опыт.

Опыт – очень важная часть каждой профессии, и многим удается его получить ещё даже не выучившись на ту или иную специальность, впрочем, к таким людям можно частично отнести и меня. С детства я очень часто испытывала сильные эмоции по отношению к несправедливым ситуациям, поэтому для меня было нормой стараться исправлять их, но то было, когда я была ребенком. Если в детстве я становилась непосредственным участником какой-либо несправедливости, стараясь разрешить её (что, кстати говоря, выходило очень редко), то сейчас я просто стараюсь говорить о проблемах, писать о них. Так, недавно, на фоне новостей, связанных с издевательствами над животными, я решила написать статью, в которой главным посылом являлся призыв людей, а в особенности правительства, обратить внимание на бездомных животных – их не нужно отстреливать, ведь есть настоящий выход для животных из бедственного положения: стерилизация и чипирование.

Таким образом, каждый раз, когда я нахожу определённый информационный повод, будоражащий меня, я стараюсь сразу же придавать ему огласку и в нашем городе, отправляя материалы статей в редакцию газеты нашего города. Тем не менее, я не могу сказать, что в Степногорске журналистика очень сильно развита, и, скорее всего, это только по тому, что обычно здесь мало, что происходит. На фоне этого, к сожалению, в городе также проводится мало конкурсов, связанных журналистикой, поэтому я априори не могу являться обладателем большого количества наград для юного журналиста, правда несколько дипломов, конечно, присутствует.

Таким образом, я начинаю связывать свою жизнь с журналистикой уже сегодня, читая новости каждый день, отправляя свои статьи в редакцию газеты, участвуя в некоторых конкурсах. На данный момент я на самом деле убеждена, что журналистика – это то самое дело, в которое я смогу окунуться с головой. Имея такие личные качества, как решительность, честность, коммуникабельность и т.п., думаю, я смогу реализовать себя в качестве журналиста-международника.

Ксения Киндеева

Информационное неравенство общества: как ищут знания сегодня

Появление и развитие социальных сетей повлияли на социум в разных ключах. Кто-то бежит вперед прогресса, кто-то идет в ногу со временем, а кто-то, наоборот, тяжело воспринимает любые происходящие изменения. Такое явление создает большой разрыв между разными социальными группами, возникают сложности в общении, понимании, восприятии людей с противоположенными ценностями. Возникает информационное неравенство.

Многим не позволяет воспользоваться всеми благами желание задержаться в зоне комфорта. Ведь для познания интернет-среды нужны определённые навыки, желание, причина для развития. Если человек не хочет познавать цифровую культуру, то ни адаптивные технологии, ни разработанное грамотно обучение ему не поможет.

В то же время доступность информации позволяет расслабиться и не искать глубже, как когда это было во времена библиотек, где пахло старыми книгами и свежими знаниями. Теперь информацию получают порционно, по мере необходимости, реже для общего развития. Конечно, зачем стремиться обнять все знания сразу, если возникнет потребность, то телефон будет под рукой. Доступность практически любых сведений снижает мотивацию и их ценность. Если помните, как это было до пришествия информационных технологий: доклады и рефераты в школе писали, выискивая знания по крупицам в одной или даже нескольких библиотеках. А помните, как в библиотеках не всегда были свободные места? Конечно, актуальности они не потеряли, и по сей день, но востребованы они уже не таким большим количеством читателей.

И в то же время объем возможных знаний увеличился до практически неисчисляемых масштабов. Это может напугать некоторый тип потребителей информации, иногда лучше не браться за что-то слишком объемное, все равно все не освоить. Так мыслят некоторые люди и предпочитают не «гуглить», а поискать информацию в устной форме поспрашивать знающих людей, а также взять почитать. Не все понимают, что на самом деле это же самое можно сделать и в интернете: зайти на форум, найти выдержки из книг.

Если вспомнить, с чего все начиналось, стоит упомянуть Friendster одну из первых социальных сетей в мире, основанную в 2002 году Джонатаном Абрамсом. В 2012 году на Friendster было зарегистрировано 115 миллионов пользователей. В последствии появление конкурентов ослабило его позиции. Сейчас уже каждая из имеющихся социальных сетей заняла свою нишу. Для молодежи, для деловых людей, для представителей старшего поколения аудитория по сути сама сформировала контент-наполнение. В соцсетях можно читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы.

Говоря проще, технологии позволяют выбирать самим, как и где черпать информацию.

Анна Коротченкова

Буква Ё в журналистике и СМИ

Порой, даже работая лет 20 в средствах массовой информации, особо не задумываешься о некоторых деталях. То напишешь букву «ё», то заменишь на «е». В некоторых словах отдаешь предпочтение букве без точек, а в другом вроде и слово нелепо читается, если «не расставить все точки над «ё». А всё таки пишут в СМИ эту букву или нещадно заменяют на «е»?

Для начала вспомнить об орфографии. Сайт грамота.ру напоминает: «употребление буквы «ё» не обязательно, на ваше усмотрение, ошибкой не считается ни её употребление, ни замена на «е». Но вы должны знать, что встречаются фанатично настроенные люди, отстаивающие право буквочки «ё» на жизнь.

Мы уважаем серьезные информационные агентства, которые пишут эталонные информационные заметки, которые являются базой журналистики. Зайдем на сайт информагентства ТАСС и вобьем в поиск слово с этой обычной, но необычной буквой. Например, слово «актёр». И мы видим множество найденных ссылок на сайте, переходим на них и убеждаемся что буква «ё» там существует, но не всегда! Поразительно, но факт: в одном из материалов слово «актер» употребляется и с буквой «ё», и с буквой «е». Бывает — журналист торопился, корректор не досмотрел.

Проверим другое слово — «жёлтый». Первая найденная ссылка на сайте информагентства и буква ё там есть в названии населенного пункта, вторая ссылка — тоже есть в названии астрономического явления, а по третьей ссылке мы с удивлением видим это слово в двух вариантах — жЁлтый и жЕлый. То есть нет жёстких правил, пишем как хотим?

И всё же мы обратили внимание на важную деталь: по поиску одного слова с буквой «ё» найдено всего 12 статей, а при поиске того же слова с буквой «е» найдены сотни публикаций. Получается, в подавляющем большинстве случаев эту букву игнорируют и заменяют.

Как писать — решать вам, мы тоже будем импровизировать. Но всё же советуем писать «ё» обязательно там, где слово можно прочитать и понять двояко, например, «совершённый- совершенный», «всё — все» и т.д. Похоже, для нас ближе следующая позиция: если в слове можно написать «е», а не «ё» и оно при этом легко читается и распознаётся, то точки не ставим. А если возникают какие-то трудности с понимаем этого слова, то уточняем точечками.

На фото: памятник букве «ё» в Ульяновске.

Советы начинающему журналисту

1. Когда пишете свой текст, то представляйте конкретного читателя. Вы пишете не для себя и даже не для редактора, вы пишете для конечного потребителя — читателя. Подумайте над тем какова ваша основная аудитория. Допустим, это молодой житель вашего города. Ему действительно интересно то, о чем вы пишете? А какие темы ему были бы очень интересны? Задайте себе эти вопросы и сделайте выводы.

2. Уделите должное внимание заголовку и лиду. Пожалуй, это самые важные части журналистского материала. Скучные заголовок и лид — гарантия того, что читатель не будет дальше читать ваш текст, да и редактор останется недоволен. Не поленитесь и прочитайте заголовок и лид вслух, вслушайтесь в них, спросите мнение близких или коллег.

3. В основном, в своих материалах, особенно в новостных заметках, мы отвечаем на вопросы «что произошло?», «где?», «когда?». Но есть и другие важные вопросы, особенно для больших материалов, для статей. «Почему это произошло?» и «что будет дальше?» — первый ближе к журналистскому расследованию и аналитике, второй — к прогнозам. Ответы на эти вопросы сделают ваш материал более глубоким и, скорее всего, более полезным для читателей.

4. Не забывайте, что читатель может не знать предысторию события. Это вы знаете что было раньше и почему случилось то, что случилось. А читатель или зритель может впервые об этом слышать или забыть. Напомните ему всю цепочку событий, относящихся к рассматриваемой теме.

Не пугайте спикера: 7 советов для журналиста для успешного интервью

Интервью — процесс сложный и многоступенчатый, а начинается он не за пять минут до назначенной встречи, а как только вы приняли решение ее вообще назначить. На успех интервью влияет не только то, насколько вы удачно выбрали тему, спикера для ее трансляции. Важным будут еще некоторые нюансы, которые лучше не оставлять без внимания. Прочитайте советы, которые подойдут не только для новичков в репортерском деле, но и для опытных журналистов, ведь со временем многое стирается из обихода в рабочем процессе.

1. Не забывайте запасной диктофон. Это часто служит ошибкой, которая может стоить потраченного времени для вас и спикера. Репутация может такого и не выдержать, если материал планировался серьезный. Какой бы не был стаж работы в журналистике, ко всему нужно сохранять ответственный подход, а не полагаться на автоматические, выработанные годами, процессы.

2. Не пренебрегайте принципами делового общения. Даже если вы чувствуете, что перед вами человек, с кем можно сократить дистанцию — рисковать не стоит. Репутация очень дорогая вещь, которая может в одночасье и обесцениться.

3. Не отклоняйтесь от темы интервью, даже если хочется поговорить о наболевшем. Конечно, если речь не идет об эксклюзиве, вдруг герой материала начнет рассказывать что-то сокровенное.

4. Старайтесь слушать и выражать мимикой то, что вы понимаете собеседника и вам интересно. Помните про невербальное общение. Его обеспечивают: позы, мимика, жесты, взгляд, дистанция.

5. Важно упомянуть подробнее о дистанции. Зачастую все ощущают, когда больше не нужно приближаться к собеседнику. Есть интимная зона от 15 до 45 сантиметров (близкие люди, доверие, тихие интонации, прикосновения), сверхинтимная зона до 15 сантиметров, личная зона от 45 до 120 сантиметров, социальная зона от 120 до 400 сантиметров (интервью, беседа с начальством, преподавателем), свыше 360-400 сантиметров — публичная (выступления, лекции). Нарушая отведенные социальные и публичные границы (в зависимости от конкретной ситуации), вы пугаете спикера, отдаляете приближаясь.

6. Не обещайте лишнего перед и после общения со спикером. Многие стараются уважить героя и наобещать чуть ли не первую полосу. Помните, вы не решаете, вы собираете информацию. Будьте приветливы, вежливы, скажите, что сделаете все, чтобы материал был объективным и честным.

7. На прощание всегда старайтесь создать задел для будущих встреч. Намекните, что можно поговорить о чем-то другом или встретиться позже, чтобы узнать, как развились обсуждаемые темы.

Анна Коротченкова

История журналистики

В истории человечества не сразу, но постепенно появлялись специализированные методы  сбора и распространения информации на регулярной основе. До изобретения печатного станка устный пересказ был основным источником новостей и в гораздо меньшей мере были распространены рукописные свертки.

Считается, что вернувшиеся из своих странствий купцы, моряки и путешественники привозили новости, а затем они были подхвачены другими пересказчиками. Конечно, такие новости обрастали мифами и об объективности и точности информации речь даже не шла.

С изобретением технологии печати, газеты (и в меньшей степени журналы) стали основным источником массовой информации с 18-го века, радио и телевидения в 20-м веке и Интернета в 21-м веке.

В 1556 году правительство Венеции первым опубликовало ежемесячное издание Notizie scritte («Письменные уведомления») , которые стояли одна Gazzetta (венецианская монета того времени, название которой в конечном итоге стало означать «газету»). Это были рукописные информационные бюллетени и использовались они для быстрой и эффективной передачи политических, военных и экономических новостей по всей Европе, в частности в Италии, в период с 1500 по 1800 годы. Они имели некоторые характеристики газет, хотя и не считаются настоящими газетами.

Но такие издания не предназначались для широкой публики и ограничивались определенным кругом тем.  Примерно в 15-м и 16-м веках в Англии и Франции публиковались длинные сводки новостей, называемые «отношения»; в Испании их называли «relaciones». Эти публикации также выходили в виде брошюр и небольших буклетов, часто содержащих иллюстрации. Уровень грамотности был низким по сравнению с сегодняшним днем, и эти новостные публикации часто читались вслух.

К 1400-му году бизнесмены в итальянских и немецких городах составляли рукописные хроники важных новостных событий и распространяли их среди деловых кругов. Идея использования печатного станка впервые появилась в Германии около 1600-го года. Первые бюллетени появились в немецких городах, особенно в Страсбурге, начиная с 1605 года. «Avisa Relation oder Zeitung» публиковалась в Вольфенбюттеле с 1609 года, и вскоре бюллетени были изданы во Франкфурте (1615 г.), Берлине (1617 г.) и Гамбурге (1618 г.). К 1650-му году в 30 городах Германии издавались бюллетени. Полугодовая новостная хроника на латыни Mercurius Gallobelgicus была опубликована в Кельне между 1594 и 1635 годами.

Новости распространялись с помощью информационных бюллетеней по хорошо зарекомендовавшим себя логистическим каналам в Европе 17 века. Антверпен был центром двух сетей, один из них соединял Францию, Великобританию, Германию и Нидерланды; другой соединял Италию, Испанию и Португалию. Любимыми темами читателей были войны и военное дело, дипломатия, придворные дела и сплетни.

После 1600-го года национальные правительства Франции и Англии начали печатать официальные информационные бюллетени. В 1622 году первый еженедельный журнал на английском языке «A current of General News» был опубликован и распространялся в Англии в формате 8–24 страниц.

Революционные изменения в 19 веке

Газеты во многих странах стали играть заметно большую роль в 19 веке из-за ряда технических, деловых, политических и культурных изменений. Высокоскоростные печатные машины и дешевая газетная бумага на древесной основе сделали возможными большие тиражи. Быстрое распространение начального образования привело к значительному увеличению числа потенциальных читателей. Политические партии спонсировали газеты на местном и национальном уровне.

К концу 19-го века реклама стала прочно обосноваться на страницах газет и стала основным источником доходов владельцев таких СМИ. Это привело к гонке за максимально возможным тиражом. Число газет в Европе в 1860-х и 1870-х годах стабильно составляло около 6 тысяч, затем оно удвоилось до 12 тысяч в 1900-м году. В 1860-х и 1870-х годах большинство газет состояло из четырех страниц редакционных статей, перепечатанных речей, отрывков из романов и стихов, а также нескольких небольших местных объявлений. Они были дорогими, и большинство читателей их не покупали, а читали в барах, где вывешивались последние выпуски.

В каждой столице были крупные национальные газеты, такие как Times, London Post, Paris Temps и другие. Они были дорогими и предназначались для национальной политической элиты. С каждым десятилетием печатные машины становились все быстрее, и изобретение автоматического набора в 1880-х сделало возможным ночную печать большой утренней газеты. Дешевая древесная масса заменила гораздо более дорогую тряпичную бумагу. Важным нововведением стал профессионализм сбора новостей, которым занимались репортеры.

Либерализм привел к свободе печати и отменил налоги на газеты, а также резко снизил государственную цензуру. Цена газет заметно снизилась и они стали доступны многим. В Нью-Йорке «желтая» журналистика использовала сенсационность, комиксы (они были окрашены в желтый цвет), был сильный акцент на командные виды спорта, ограниченное освещение политических деталей и выступлений.

Цензура и свобода слова

Наша студентка прислала письмо: «В свете последних событий меня очень волнует один вопрос — цензура
российской журналистики. Понятное дело, Конституция гарантирует нам свободу слова, но на практике, на мой взгляд, дела обстоят немного иначе. Я понимаю, что материал может быть не допущен к публикации из-за прямого нарушения закона (например, пропаганда насилия). Но существуют ли у нас какие-либо законные и в то же время негласно запрещенные не в рамках работы определенного издательства, а в целом темы? Если это не цензура, то как еще тогда можно назвать такое явление? Как вы к этому относитесь?»

Официально цензуры нет, но на практике уровень свободы журналистов и СМИ ограничен. Но, как говорит Владимир Познер, в любой стране мира есть рамки и ограничения для прессы, только в некоторых странах этот «коридор свободы» широкий, а в некоторых совсем узкий. В России и странах бывшего Советского Союза «коридор свободы» узкий и тесный.

Основная тема под запретом — это критика власти. Есть государственные СМИ и в них критика абсолютно не возможна. Есть частные СМИ, которые принадлежат богатым людям, и они, как правило, тоже не хотят рисковать. Так называемый «административный ресурс» может надавить на кого угодно. Некоторые могут позволить себе определенную свободу и критику, они балансируют на грани, чтобы и покритиковать, и чтобы им совсем «не перекрыли кислород». Да, всё это негласная цензура, это несвобода наших не совсем демократических стран. Это сильная президентская власть во всех странах бывшего СССР, которая позволяет одному человеку быть царем, а чиновники, подражая правителю и желая угодить «царю», давят любое инакомыслие.

Что делать? Не унывать, жить, работать, делать своё дело и радоваться жизни! Во-первых, напрямую это вас может вообще не коснуться. Есть тысячи других тем, на которые можно писать и говорить сколько угодно. Во-вторых, вы еще очень молоды и многое может измениться в ближайшие десять лет.