Как написать хороший текст для сайта

Интернет-журналистика и печатная журналистика в чем-то похожи, а в некоторых моментах существенно отличаются. Но база у них одинаковая. Основа любой журналистики — это новости, поэтому новостной (информационный) повод должен быть в любом случае.

Есть существенное отличие в заголовках. Для информационных агентств заголовок должен быть точно передающим событие. Например, «В Москву прибыл голливудский актер такой-то» или «Жители Калуги почувствовали землетрясение силой в 3 балла». Новостные сайты могут поиграть с заголовками, но главное не сбиваться в абсолютный кликбейт. Но написать, например, «Что будут готовить на Новый год жители Калининграда» или «Не верится совсем: руководитель цирка рассказал о закулисной жизни» — можно, хотя это и не классический новостной заголовок.

В случае с газетами и журналами обстановка иная. Здесь приветствуются красивые, художественные заголовки, они похожи на названия фильмов или книг. Например. «Встречный ветер» (заголовок материала о ветряных электростанциях) или «Суровой и добрый» (об актере с непростым характером).

Лид и в печатной, и в интернет-журналистике схожи. Они могут быть разные — описательные, цитатные, эпизодические и так далее. Но лучше всего в лиде просто более подробно написать о главной новости. Если в ленте информагентства заголовок звучит как «В Санкт-Петербурге будет построен новый жилищный комплекс», то в лиде напишем о том, где он будет находиться и сколько домов будет построено.

Отдельный разговор о тематических сайтах, которые пишут о здоровье, бизнесе, спорте и т.д. Если они не пишут о событиях, о новостях, то это не журналистика. Если у них есть хорошие актуальные интервью, то с натяжкой это можно назвать журналистикой. Хотя если честно говорить, то грань, например, между журналистикой и блогерством очень тонкая. Порой сложно сказать кто журналист, а кто просто инфлюенсер и блогер. Так вот на тематических сайтах новостной повод не обязателен. Такие сайты (медицинские, кулинарные, спортивные и т.д.) пишут о чем хотят.

Например, в городской газете мы не можем написать о любовной истории Наполеона и Жозефины, потому что журналистика сообщает о новостях, о свежих событиях. Можно, конечно, притащить новостной повод «за уши» и написать об этом в канун годовщины Битвы при Ватерлоо. Но лучше этого не делать. Интервью в печатном или интернет-издании может быть без новостного повода, но даже в интервью чаще всего есть какой-то новостной фон. Например, к 9 мая можно взять интервью у ветерана войны или на фоне новых антироссийских санкций взять интервью у политолога на эту тему.

Уникальность и оформление текста

Для текста, который будет опубликован на сайте, очень важна так называемая уникальность. Уникальность текста исчисляется в процентах и показывает какая часть текста нигде больше в интернете не встречается. Например, при 50 процентах уникальности половину текста вы написали самостоятельно, а половину просто скопировали из интернета. Такой текст нельзя публиковать на сайте. Поисковики, такие как Гугл и Яндекс, посчитают этот текст плохим, скопированным из интернета, и понизят рейтинг сайта. А завтра на него уже зайдут, например, не 400 человек, а только 300. Любая редакция СМИ и любой преподаватель вуза посчитает такой текст просто без усилий скопированным из интернета.

Поэтому формируйте у себя привычку проверять свои статьи, рефераты и другие тексты на уникальность. Сделать это можно с помощью сайтов и специальных программ. Например, вот один из таких сайтов по проверки уникальности текста — https://www.etxt.ru/antiplagiat/

Следующий лайфхак: очищайте форматирование своего текста. О чем идет речь? Когда вы написали свой текст и отправили его в редакцию, то при его опубликовании на сайте часто появляется то, что не было видно в Ворде — ссылки откуда вы брали текст, разные шрифты и т.д. Для очистки форматирования текст можно, например, вставить в письмо в mail.ru, выделить и нажать «очистить форматирование». Или вставить в файл .txt, а потом из него скопировать, тогда текст будет «чистым». В Ворде тоже есть кнопка «очистить форматирование» выделенного текста.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Онлайн-курсы журналистики (@journalism_training)

Хорошие копирайтеры присылали нам тексты со 100-процентной уникальностью. Для начала вам нужно ровняться на уникальность хотя бы выше 80 процентов. Здесь стоит сделать оговорку: если пишете по пресс-релизу для СМИ, то допускается более низкая уникальность текста, ведь этот пресс-релиз уже может быть опубликован или по нему свои материалы написали другие журналисты.

Еще раз проговорим основные моменты, которые сберегут вас от многих проблем в будущем:

— всегда проверяйте на уникальность свои тексты (курсовая работа, статья и т.д.). Когда пишете текст не заглядывая никуда в Интернет или в книгу, то можно не проверять, текст всё равно будет 100-процентно уникален. А если пользуетесь какими-то материалами, то надо проверять.

— уникальность текста должна быть достаточно высокой. При копирайтинге — от 80 до 100 процентов. В журналистике можно немного меньше, если вы используете информацию из пресс-релиза и указываете этот источник.

— очищайте форматирование текста

Модели журналистского образования

о моделях журналистского образованияПо мнению международных экспертов, существует пять основных моделей журналистского образования:

1. Европейская профессиональная модель: 6-12 месячная программа по развитию навыков (сбор и обработка информации, фактчекинг, законодательство в сфере медиа, журналистская этика).

2. Бакалавриат в сфере журналистики. Эта модель используется во многих странах, в том числе в России, США и республиках бывшего Советского Союза.

3. Краткосрочные курсы, развивающие навыки журналиста, для людей, на момент обучения незнакомых с журналистикой или имеющих только базовые знания и навыки. Например, наша Школа журналистики предлагает курс «Основы журналистики» для всех желающих.

4. Магистратура. Здесь есть два типа программ. Первая ориентирована на журналистов-бакалавров и даёт углубленные знания, в том числе навыки проведения академических исследований. Вторая программа предназначена для людей, которые имеют другое образование, не связанное с журналистикой.

5. Тренинги для действующих журналистов, которые проводятся различными медиаорганизациями. Например, такие программы проводит Академия BBC.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Онлайн-курсы журналистики (@journalism_training)

Нужно ли получать журналистское образование?

Статью Александра Тимофеевского, опубликованную в издании «Эксперт», в своё время активно обсуждали многие из сферы журналистики и медиа. В ней автор подверг жесткой критике выпускников журналистских факультетов и преподавателей журфаков. Но для начала вспомним кто такой Александр Тимофеевский. Это известный и авторитетный журналист и литератор. В частности о нем и об этой статье упоминает в  своей книге «Ремесло» Леонид Бершидский.

Уже в названии статьи заложена критическая мысль — «Факультет ненужных вещей». Далее он прямо говорит о том, что журфак «готовит журналистов, решительно не пригодных для работы». Тимофеевский рассказывает о том, как им нужно было найти двух журналистов. Разместив объявление о вакансии корреспондента, они стали ждать и разговаривать с потенциальными кандидатами. Тут то и выяснилось, что горделивые обладатели диплома о журналистском образовании мало представляют специфику своей работы и практически не умеют писать. Зато у них повышенные претензии к заработной плате и завышенная самооценка.

Тема нужности или необходимости журналистского образования периодически всплывают в среде журналистов, её обсуждают и спорят. Как правило, те у кого есть это образование говорят, что оно будет не лишним. А те, кто работает в СМИ без журналистского образования, уверены что оно ни к чему. Но встречаются и журналисты с профильным образованием, которые говорят: » журналистом нельзя научиться быть на журфаке, нужна практика и нужно призвание».

В свою очередь команда Школы журналистики, которая проводит курсы по основам журналистики и готовит к поступлению на факультет журналистики, занимает нейтральную позицию. Мы считаем, что журналистское образование — это очень хорошо. Но можно прийти в журналистику из другой профессии. Курсы журналистики — порой этого достаточно, чтобы начать писать и публиковаться, набираться практического опыта.

Но вернемся к статье. В ней написано о том, что сегодня среди известных журналистов не встретишь выпускников журфаков. Известные журналисты — это самоучки с другим образованием или даже вовсе без него. В материале поднимается такая проблема как нехватка профильных предметов на журналистском факультете, которые бы напрямую учили студентов журналистскому ремеслу. Зато много лишних, общих, которые и не пригодятся вовсе.

Что говорят эксперты?

На конференциях, ныне проводимых в онлайн-формате, медиаэксперты и журналисты говорят о том, что сегодня качественное журналистское образование не является главной целью, так как СМИ несвободны и активно контролируются. К сожалению, средства массовой информации нельзя назвать независимыми.

По мнению многих специалистов этой сферы, журналистика и журналисты — это особенная профессия и особенная деятельность, которую нельзя жестко контролировать. Государство как живой организм, в котором СМИ играют свою роль. При усиленном контроле и давлении, это важное звено не работает как надо и идет цепная реакция, которая приносит массу негативных последствий для общества и страны.

В некоторых странах постсоветского пространства предпринимаются попытки ограничить права журналистов, не имеющих журналистского образования. Проявляется это во многих моментах — от требования об обязательном наличии специального образования при трудоустройстве в СМИ, контролируемые государством, до настойчивых просьб предоставить информацию об образовании при аккредитации. Такой негибкий подход удручает, ведь общемировая практика показывает: наличие диплома не может быть критерием оценки профессионализма в медиасфере и тем более этот вопрос не может быть инструментом какого-либо давления.

Также специалисты настаивают на регулярном обучении журналистов и рекомендуют постоянное саморазвитие. Это не только позволит вам быть востребованным на рынке труда и преуспеть в карьере, но и оградит от проблем с законом, даст возможность защищать свои права и не допустить серьезных ошибок.

Еще одна поднимая тема: преподаватели вузов, обучающих будущих журналистов, сами должны быть действующими журналистами. Мир слишком быстро меняется, чтобы слушать мнение тех, кто 10 лет назад был журналистом, а теперь просто читает лекции. Практикующих журналистов рекомендуется привлекать как к обучению, так и к разработке учебных пособий.

Следующая тема касается необходимости учить журналистов, редакторов, работников СМИ предпринимательским навыкам. Это может помочь им создать свои СМИ и вывести их на самофинансирование и последующую прибыль, сделав таким образом более независимыми.

Некрасова Софья Игоревна (резюме)

Софья НекрасоваГород Находка

На март 2021 года является учащейся средней общеобразовательной школы №9.

Публикации в СМИ:
1. Статья «Чего хотят женщины», газета «РИО Панорама», 4 марта 2020 года
2. Статья «Путь к победе», газета «РИО Панорама», 6 мая 2020 года

Публикации на сайте Школы журналистики:
1. «Журналистика — отличная возможность для раскрытия потенциала» (19 декабря 2020 г.)
2. «Как подготовиться к написанию сочинения при поступлении на журфак» (12 декабря 2020 г.)
3. «Работа корректора в редакции» (8 ноября 2020 г.)
4. «Я надеюсь, что в журналистике мне посчастливится найти свое место» (18 октября 2020 г.)

Достижения:

1. Сертификат о завершении курса «Основы журналистики» от Школы журналистики
2. Сертификат о прохождении отборочного этапа Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»

Увлечения:
1. Чтение. Зарубежная и русская классическая литература, современная литература, книги по ораторскому искусству и сторителлингу
2. Писательство. Сочинение рассказов, стихотворений и других небольших произведений

К журналистике меня привела моя любовь к чтению и анализу прочитанных мною произведений. Мне понравилась ее многогранность и непосредственная связь с многими сферами общества.  Хотелось бы и дальше развиваться в данном направлении, которое может объединить мои увлечения и различные сферы жизни.

Журналистика и фейковые новости

фейковые новостиЮНЕСКО работает над укреплением системы журналистского образования, и книга «Журналистика, фейковые новости и дезинформация» является очередным словом в ряду публикаций по проблемам современных информационных ресурсов. Предлагаем вам прочитать первую главу этого пособия для журналистов:

Термин «фейковые новости» не имеет общепринятого значения. Это связано с тем, что «новостью» принято называть достоверную информацию в общественных интересах. В этом смысле «фейковые новости» – оксюморон, подрывающий доверие к верифицированной информации, т. е. реальным новостям.
Чтобы лучше понять случаи, связанные с эксплуататорским манипулированием языком и возможностями новостных жанров, руководство рассматривает эти акты мошенничества как то, чем они являются: как особую категорию фальшивой информации в рамках все более разнообразных форм дезинформации, в том числе в таких развлекательных форматах, как визуальные мемы.

В данной публикации термин «дезинформация» обычно используется для обозначения преднамеренных (часто организованных) попыток запутать людей или манипулировать ими путем предоставления им нечестной информации. Это часто осуществляется с помощью параллельных и пересекающихся
коммуникационных стратегий и таких тактик, как взлом (хакинг) или компрометация. Термином «некорректная информация» обозначена вводящая в заблуждение информация, созданная или распространенная без манипулятивного или злого умысла. И то и другое является проблемой для общества, но дезинформация особенно опасна, потому что она часто организована, хорошо обеспечена ресурсами и подкреплена автоматизированными технологиями.

Поставщики дезинформации наживаются на уязвимости или «партизанском» потенциале получателей информации, которых они надеются привлечь в качестве её распространителей. Таким образом, они стремятся заставить нас стать проводниками их сообщений, используя нашу склонность делиться информацией по разным причинам. Особая опасность заключается в том, что «фейковые новости» в этом смысле, как правило, бесплатны. Это означает, что люди, которые не могут платить за качественную журналистику или не имеют доступа к независимым новостным медиасредствам, особенно уязвимы как в случае дезинформации, так и в случае некорректной информации.

Распространение дезинформации и некорректной информации стало возможным во многом благодаря сообщениям в социальных сетях, что ставит вопрос о степени регулирования и саморегулирования деятельности компаний, предоставляющих эти услуги. В качестве промежуточных (посреднических) платформ, а не создателей контента эти компании до настоящего времени, как правило, не подвергались строгой регламентации (за исключением области авторского права). Однако из-за растущего давления на них, а также рисков для свободы слова и самовыражения, создаваемых чрезмерным регулированием, были предприняты определенные шаги в сторону саморегулирования.

В 2018 году специальный докладчик ООН по вопросу о свободе выражения мнений посвятил свой ежегодный доклад этому вопросу, призвав интернет-компании учиться саморегулированию на опыте новостных медиа и в большей мере соответствовать стандартам ООН в отношении распространения, поиска и получения информации. В связи с теми мерами, которые в настоящее время достаточно быстро принимают как государства, так и компании, возрастает роль журналистов и новостных медиа.

Некачественная и качественная журналистика

Следует понимать, что слабая журналистика не то же самое, что дезинформация или некорректная информация. Тем не менее некачественная журналистика иногда позволяет дезинформации и некорректной информации возникать или просачиваться в систему новостей. Но причины и средства защиты от слабой журналистики отличаются от случаев дезинформации и некорректной информации. В то же время очевидно, что сильная журналистика необходима в качестве альтернативы и противоядия от загрязнения информационной среды и эффекта обесценивания новостей в более широком смысле.

Сегодня журналисты не просто наблюдают за лавиной дезинформации и некорректной информации. Они оказываются на её пути. Это означает что: журналисты рискуют стать объектом манипуляций со стороны субъектов, выходящих за рамки этики общественных отношений и пытающихся ввести журналистов в заблуждение или подкупить их с целью распространения дезинформации.

Журналисты как коммуникаторы, которые служат правде, в том числе «неудобной правде», могут оказаться мишенью для лжи, слухов и мистификаций, направленных на их запугивание и дискредитацию их работы, особенно когда она угрожает разоблачить тех, кто прибегает к использованию дезинформации. Кроме того, журналистам нужно признать, что пока главная арена дезинформации – социальные медиа, мощные инструменты используются для создания «фейковых новостей», чтобы подавить качественные новостные медиа.

Результат их действий, пусть даже не всегда намеренный, состоит в том, чтобы сделать подлинные новостные медиа принадлежностью “министерства правды”, обладающего властью подавлять информацию по чисто политическим причинам. В этом сценарии люди, скорее всего, будут принимать как заслуживающий доверия любой контент, одобренный их социальными сетями и соответствующий их чувствам, но не задействующий разум.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Онлайн-курсы журналистики (@journalism_training)

Мы уже видим негативные последствия таких установок для общественных представлений о здоровье, науке, межкультурном взаимопонимании и статусе подлинной экспертизы. Это воздействие на общественность прежде всего касается выборов и самой идеи демократии как права человека. Дезинформация, особенно во время голосования, направлена не на то, чтобы убедить общественность в истинности ложного контента, а на то, чтобы повлиять на формирование повестки дня (на то, что люди считают важным) и ослабить фактор рациональности в выборе людей при голосовании.

Аналогичным образом вопросы миграции, изменения климата и т. д. могут в значительной степени зависеть от неопределенности, обусловленной дезинформацией и некорректной информацией. Вот почему жесткое противостояние росту «фейковых новостей» является императивом для журналистики и журналистского образования, а также основанием для демонстрации ценности качественных новостных медиа. В этой связи возникает возможность в рамках профессиональной практики подчеркнуть необходимость достоверной информации и обоснованных комментариев в интересах общества.

Что необходимо предпринять журналистике?

Для медиа настало время неукоснительно придерживаться профессиональных стандартов и норм этики, избегать публикации непроверенной информации и дистанцироваться от информации, которая может заинтересовать некоторую часть общественности, не отвечая интересам общества в целом. Поэтому данная публикация является своевременным напоминанием о том, что все новостные структуры и журналисты, независимо от их политических пристрастий, должны избегать некритического распространения дезинформации и некорректной информации.

Сегодня во многих новостных медиа устранение фильтров, обеспечивающих внутреннюю проверку фактов, в определенной степени привело к тому, что эту функцию теперь берет на себя “пятая власть” – блогеры и другие внешние факторы, которые указывают на ошибки, допущенные журналистами, хотя и после того, как «фейки» уже распространены.

Журналистика: от мысли к действию

Мы очень рады студентам, у которых есть большой жизненный опыт. Кстати, лучшие журналисты — это зрелые люди, которые приходят в журналистику из других профессий. С большим удовольствием публикуем эссе нашей онлайн-студентки Валерии Пушкаревой:

«Известно, что прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками. В данном случае точка А – мысль, точка Б – действие. Однако мой путь оказался настолько извилистым, что растянулся на десятилетия. Сейчас даже трудно вспомнить, когда всё началось. Лет шестьдесят назад? Или, может, раньше. Не углубляясь в детские планы, остановлюсь на возрасте более сознательном.

Пятнадцать лет. На столе «Литературная газета», блокнот со стихами, фотоаппарат. А по радио снова песня: «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете…» Наверно, я тоже стану журналистом. Или писателем. Нет, всё-таки журналистом. Напечатали же мою заметку в газете. И Диплом Всесоюзного фотоконкурса получила. Правда, рассказ в «Пионерскую правду» не взяли. И в журнал «Юность» тоже. Родители говорят, что писатель и журналист – профессии ненадёжные: сегодня есть вдохновение, завтра нет, и на какие деньги тогда жить? Да и о чём писать, если нет жизненного опыта? Ладно… Получу пока другую специальность.

Сорок лет. Я инженер. Поработала на производстве и в НИИ, теперь преподаю в техникуме. Профессия нравится, но самое интересное в ней – не уроки, а общение со студентами, создание музея, руководство поисковой работой. Встречи, интервью, изучение материалов в архивах. Музей  признан лучшим в городе, творческие работы моих подопечных занимают призовые места на Всесоюзных конкурсах, а я иду на повышение, и снова нет времени писать что-то серьёзное, разве что короткие заметки в местную газету. Хотя одна попытка была… Но консультант ответил, что для рассказа недостаточно динамичен сюжет, а для очерка много эмоций. В общем, «понравилось, читайте классиков, пишите, присылайте…»

Шестьдесят пять лет. Я пенсионерка, дети выросли, появилось свободное  время, и я, наконец, пишу! Опубликована первая повесть и много рассказов. А ещё недолгая работа редактором частной газеты, опыт взаимодействия с рекламодателями, дизайнерами, типографией. Будь я учредителем, не такой бы моя газета была… Хотя сейчас больше читают интернет-издания.

Семьдесят пять лет. Публикую рассказы в литературных журналах, на Прозе.ру. и в альманахах Российского Союза писателей. Правда, многие из них трудно назвать рассказами. Это скорее очерки или зарисовки, в которых нет захватывающих сюжетов, а есть спокойное повествование, рассуждения и впечатления. Та же размытая грань между художественной литературой и журналистикой, на которую указал когда-то консультант из толстого журнала.

В очередной рассылке Галины Ярось нахожу объявление о Школе журналистики. И как-то внезапно приходит озарение: вот что мне сейчас нужно! Пообщаться с профессионалами, разобраться в современных тенденциях, определиться с собственным стилем и понять, что же я пишу, в каком направлении идти дальше. Может быть, даже создать свою интернет-газету или журнал. Жаль, времени мало осталось, чтобы всё это успеть…»

Международная пресс-карта журналиста (IPC)

Международная пресс-картаМеждународная пресс-карта (МПК, International Press Card — IPC) или Международное удостоверение журналиста — это документ, который позволяет идентифицировать журналиста в любой точке мира. Проще говоря, и в Италии, и на базе ученых в Антарктиде человека с этим документом признают журналистом и соответственно предоставят доступ на мероприятие, аккредитуют и т.д.

Международная пресс-карта признана во всем мире и является единственным документом, одобренным национальными журналистскими организациями в 130 странах. IPC выдаётся только членам национальных журналистских организаций, входящих в Международную федерацию журналистов (IFJ).  На сайте IFJ написано однозначно: «если хотите получить такую пресс-карту, то подавайте заявку в местный союз журналистов». То есть россияне получают этот документ через Союз журналистов России (СЖР).

Идея IPC берет свое начало на Всемирном конгрессе IFJ в 1927 году. Эта пресс-карта дает мгновенное подтверждение того, что её предъявитель является профессиональным журналистом.  Считается, что она даёт гарантию помощи Международной федерации журналистов по всему миру. Например, журналисты, работающие и передвигающиеся в зонах военных конфликтов, подтверждают преимущества этого международного документа.

От иностранных коллег-журналистов мы слышали её жаргонное название — «открывашка дверей». Карта IPC облегчает доступ к официальным государственным и международным встречам, помогает получить информацию или встретиться с высокопоставленными чиновниками. Карту признают на мероприятиях Европейского Союза, в агентствах ООН и на других международных форумах и площадках. Во многих странах мира IPC помогает журналистам получить привилегированный доступ к мероприятиям — это не гарантируется, но такая пресс-карта дает журналистам больше шансов на успех, чем любая другая.

Давайте еще раз кратко перечислим что даёт международная пресс-карта, в том числе назовем некоторые её халявные преимущества (плох тот журналист, который не хочет бесплатно посетить концерт или бесплатно пройти обучение на каком-то крутом учебном мероприятии). Итак, International Press Card:

— предоставляет доступ журналиста на мероприятия в разных странах мира

— помогает в аккредитации по всему миру

— даёт право на бесплатное посещение музеев, выставок и других мероприятий во многих странах

— в некоторых странах даёт право на бесплатное пользование общественным транспортом

В России для подачи заявления нужно предоставить комплект документов в Союз журналистов России (заявление, анкета, свои фотографии, членский билет СЖР, квитанцию об оплате членских взносов СЖР и за выпуск карты — примерно 3600 рублей). Кстати, международная пресс-карта действует 2 года. Оформляют документ в центральном офисе IFJ в Брюсселе, поэтому с момента подачи заявления до получения документа проходит примерно месяц-полтора.

«Я хочу доносить до людей правду»

Ксения КиндееваУчастники онлайн-курса «Будущий профессионал» учатся писать интервью. Сегодня на вопросы отвечает студентка Школы журналистики, 18-летняя Ксения Киндеева (на фото), которая в данный момент готовится к поступлению на журфак.

— Ксения, почему из всех возможных профессий вы выбрали именно специальность журналиста?

— Думаю, всё потому, что мне хочется доносить до людей правду о происходящих событиях в нашем мире. Также меня привлекает данная профессия и тем, что журналист всегда должен быть в курсе всех новостей, соответственно, появляется возможность развиваться в различных сферах.

— Может быть, ваше желание рассказывать людям правдивые истории как-то связано с событиями, произошедшими в вашей жизни?

— Вообще-то, да. К сожалению, одному из моих родственников довелось проходить лечение далеко не у самого хорошего врача: он поставил неверный диагноз, прописал препараты, которые ухудшили состояние и здоровье человека. Как выяснилось позже, мой родственник являлся не единственным пациентом, пострадавшим от рук этого доктора. В связи с этим во мне проснулось сильное желание кричать во все горло о недобросовестных людях; рассказывать остальным правду о том, как лечат пациентов некоторые врачи.

— Что бы вы делали для того, чтобы люди начали верить вам как журналисту?

— Прежде всего, я бы проводила свои собственные расследования, пыталась бы собирать достаточное количество материалов и сведений по тому или иному делу. После чего предоставляла бы информацию читателям, а дальше они бы делали свои собственные выводы: я не собираюсь никому навязывать свое мнение, мне просто хочется, чтобы люди смотрели на новости с разных точек зрения. Возможно, путем предоставления свободы выбора, определенных данных и информации, я бы смогла завоевать доверие читателей.

— Как я понимаю, вы настроены изменить этот мир к лучшему, раскрывая, например, деятельность неоднозначных личностей?

— Скорее всего, да. Возможно, это звучит достаточно самоуверенно – «изменить мир к лучшему», но я на самом деле уверена, что в моих силах хоть как-нибудь поменять уклад нашего общества. Думаю, лучше ставить перед собой очень высокие цели: так, лично для меня, появляется стимул достигать всё новых и новых высот – даже если я не исполню свою заветную мечту, зато сколько не менее значимых вещей уже будет сделано для того, чтобы она осуществилась.

— Звучит воодушевляюще! Что бы вы на данный момент хотели изменить в нашем мире, обществе?

— Во-первых, я бы хотела изменить положение женщин в нашем обществе: было бы прекрасно, если в один день они почувствовали бы себя полноправными гражданками своих стран. Во-вторых, я бы постаралась предотвратить, скорее всего, скорую гибель нашей планеты: экологические катастрофы случаются всё чаще и чаще, поэтому от слов о спасении нашего мира уже пора бы переходить к действиям. И в-третьих, по мере своих возможностей, я бы просто старалась улучшать жизнь всех живущих на земле существ путем борьбы с голодом, насилием, неравенством и, конечно же, путем борьбы с равнодушием.

— Думаем, у вас всё получится. Спасибо за интересное интервью и успехов в достижении своих целей!

«Стать журналистом — моя давняя мечта»

Татьяна АлексееваМеня зовут Татьяна Алексеева. Мне 38 лет. Я живу в городе Сестрорецке, в Курортном районе Санкт-Петербурга.

Почему я хочу поступить на журналистский факультет?

Мое первое образование – библиотечно-информационный факультет СПбГИК. Я люблю литературу. В школе я читала каждую свободную минуту. Но моя давняя мечта – стать журналистом и работать в печатных и интернет-изданиях. Мне нравится общаться с людьми, открывать для себя что-то новое, путешествовать, слушать различные истории.

На журналистском факультете я хочу научиться грамотно и быстро писать интересные материалы, задавать «правильные» вопросы, делать качественные фотографии и видеосюжеты, освещать события, не навязывая своей точки зрения, работать на пресс-конференциях.

Для меня журналистика – возможность заниматься творчеством, жить интересной жизнью, постоянно развиваться и двигаться только вперед, используя накопленный опыт. А если моя работа будет еще и кому-то приносить пользу, то это будет просто замечательно.

Эта профессия настолько многогранна, что в ней можно реализовать многие свои способности: литературные, аналитические, музыкальные, спортивные и многие другие. Например, человек, занимающийся музыкой, может писать о ней на профессиональном уровне.

Я планирую поступать в следующем году. Вуз я еще не выбрала. Надо все внимательно изучить. Возможно, в моем случае, стоит рассмотреть переквалификацию, так как у меня уже имеется высшее гуманитарное образование. Время еще есть, для того, чтобы разобраться.

Я понимаю, что для поступления на журналистский факультет одного желания недостаточно, нужно много готовиться, а еще моим преимуществом будут журналистские материалы. Над этим я активно работаю.

На данный момент я написала для муниципальной газеты Курортного района цикл журналистских статей, ряд заметок и интервью с жителями блокадного Ленинграда. Также я сделала несколько материалов для муниципальной газеты города Кронштадта. Однажды даже взяла интервью с американцем для интернет-издания. В прошлом году у меня получилось сделать статью для энциклопедии. Я стараюсь быть активной в социальных сетях, таких как Контакт, Фейсбук, Инстаграм. Я понимаю, что интернет сейчас является неотъемлемой частью журналистики.

На сегодняшний день для формирования портфолио, я могу включить газетные вырезки со своими статьями, а также рекомендательное письмо от муниципальной газеты города Сестрорецка.

Я считаю, что в журналистике мне помогут такие личностные качества как дисциплинированность, ответственность, внимательность, наблюдательность, контроль над своими эмоциями, умение слушать, открытость, выносливость, опыт общения с разными людьми. Также мне свойственно терпение, что часто выручает в общении с неординарными личностями. Люди должны чувствовать интерес и уважение к себе.
Еще я люблю учиться чему-то новому: ходить на экскурсии в музеи, в путешествиях брать услуги экскурсоводов, чтобы максимально погрузиться в атмосферу нового места.

Отдельно хочется отметить честность. Для меня важна безупречная репутация. Хороший журналист не должен давать недостоверную информацию, обманывать читателей и слушателей.

Я думаю, что знание литературы, также поспособствует мне в освоении новой профессии. Чтение развивает чувство стиля, грамотность, фантазию, хороший вкус, помогает выработать свой собственный язык, который будет отличать тебя от других.

В своих книгах писатели описывают жизнь разных людей, их характеры. Благодаря этому, ты получаешь возможность гораздо быстрее накапливать жизненный опыт. Знание человеческой природы помогает тебе в общении, в понимании собеседника, в создании более ярких образов. Но это уже больше относится к профессиональным качествам журналиста.

Медийная и информационная грамотность (МИГ)

Что такое медийная и информационная грамотность, сокращенно обозначаемая аббревиатурой МИГ?

Этот термин можно встретить на семинарах, тренингах, конференциях, в книгах и выступлениях экспертов. МИГ включает в себя широкий спектр тем (фактчекинг, цифровая и новостная грамотность, противодействие ксенофобии и языку вражды и др.).

Нынешнее время получило название «эпоха постправды» (post-truth), когда объективные факты стали вторичными в отличие от эмоций и личных убеждений. Гиперинформационная цифровая среда, интерактивность контента и другие факторы способствуют увеличению объемов и скорости распространения фейков, пропаганды, конспирологической, мошеннической и манипуляционной информации.

В противодействии дезинформации и другой деструктивной информации государственные органы в лице регуляторов и правоохранительных органов нередко используют опровержения или блокировки. Однако эти инструменты являются реактивными по сути, ответными, а значит всегда требуют времени и почти всегда применяются тогда, когда информация уже распространилась.

Более эффективным средством противодействия дезинформации считается фактчекинг, жанр контролирующей журналистики, специализирующийся на проверке фактов. Еще более масштабным профилактическим способом является как раз медийная и информационная грамотность, которая внедряется в систему образования во многих странах, так как стала чрезвычайно актуальной дисциплиной.

Мы рады, что своей деятельностью вносим свой посильный вклад в МИГ.

Практические советы по фотосъемке

Давай поговорим о работе фотокорреспондента и фотографиях в СМИ. Кстати, на наших онлайн-курсах мы подробно рассказываем об общих правилах фотосъемки в журналистике.

На журналистской фотографии почти всегда должен быть изображен человек/люди. При этом он/они не просто стоят, а совершают какое-то действие. И это действие отражает суть материала. Например, руководитель предприятия перерезает красную ленточку (фотография к тексту об открытии новой производственной линии), художник пишет картину (к материалу о творчестве художника) или дети занимаются спортом (к новостной заметке о развитии детского спорта).

Как правило, журналистский материал проиллюстрирован одной-двумя фотографиями. А бывает отдельный фоторепортаж, в котором главными являются фотографии, а краткие подписи к ним второстепенны, они лишь поясняют кто изображен и что происходит на фотографии. В ходе репортажа фотокорреспондент или журналист фотографирует самые важные и самые интересные моменты события. При этом фотографии должны быть разноплановыми.

То есть если мы делаем фоторепортаж о празднике День победы, то нельзя просто сделать много фотографий разных идущих людей. Фотографии должны быть разными по содержанию, на них могут быть, например, дети у памятника погибшим воинам, ветераны с цветами, актеры в форме советских и немецких солдат времен Великой отечественной войны, жители города с фотографиями своих воевавших дедушек и т.д.

Часто на задание штатный журналист выезжает вместе с фотокорреспондентом. Но иногда журналист работает на мероприятии один (а внештатный корреспондент всегда действует в одиночку) и тогда он сам делает фотоснимки. Поэтому нужно уметь качественно фотографировать и хотя бы немного разбираться в фотожурналистике. Более того, сейчас журналисты не только фотографируют, но и снимают видео, которые будут размещены на сайте и страничках соцсетей СМИ.

Работа фотокорреспондента от работы журналиста выгодно отличается тем, что претензии к фотокорреспонденту почти никогда никто не предъявляет. Фотоаппарат передаёт действительность как она есть. А вот к журналисту часто цепляются недовольные чиновники и другие люди, о которых он написал.

Вы можете предлагать свои фотографии разным изданиям. Как журналист-внештатник может выслать свои статьи в редакцию, так и фотокорреспондент-стрингер может посетить мероприятие, сделать фоторепортаж и предложить фотоснимки в СМИ. Гонорар фотокорреспондента сопоставим с гонораром журналиста. В зависимости от газеты/журнала/информагентства гонорар может составлять от каких-то 200 рублей за фотографию до нескольких тысяч и выше.

Еще в крупных изданиях есть должность бильдредактора. Этот человек отвечает за все фотографии. Он контактирует с журналистами и фотокорреспондентами, отбирает снимки и сортирует их. В его базе все фотографии помечены метками и разложены по времени, тематике, мероприятиям, героям.