Готовимся к поступлению на журфак

Вспомним и повторим основные моменты по теме подготовки к дополнительным вступительным испытаниям. В ходе творческого конкурса при поступлении на журфак люди в комиссии хотят понять насколько абитуриент заинтересован в этой профессии и осведомлен об её особенностях. Поэтому необходимо показать свои знания в сфере журналистики и продемонстрировать свои публикации, а можно и видео, размещенные в YouTube.

Вы можете пройти обучение на наших онлайн-курсах по подготовке к поступлению на журфак (информация на гласной странице). Тогда у вас будут сертификат о пройденном обучении, рекомендательное письмо от нашей организации и публикации на сайте Школы журналистики. Но мы не являемся СМИ, мы не зарегистрированы как средство массовой информации.

Поэтому очень желательно всё равно законтактировать со СМИ и опубликовать свои материалы, лучше в разных жанрах (новостная заметка, интервью). Таких возможностей много – есть юношеские СМИ, местные газеты, новостные интернет-порталы. Они будут рады автору, которому не надо платить гонорары.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Школа журналистики (@journalism_training)

Часто на собеседовании дают редакционное задание, и вы должны уверенно сказать у кого вы теоретически можете взять комментарии, откуда возьмете информацию на предложенную тему и о чем примерно будет ваш текст. Не стесняйтесь использовать профессиональные слова, которые продемонстрируют, что вы «в теме» — пресс-релиз (или просто «релиз»), пресс-конференция, пресс-секретарь, лид, брифинг, аккредитация и т.д.

Члены комиссии будут присматриваться к вашим личным качествам. За такой короткий срок поменяться не удастся, но вы можете продемонстрировать свои сильные стороны и замаскировать то, что может журналисту мешать в работе. Отвечая на вопросы, можно отметить что у вас много друзей, вы общительный человек и не представляете себя без вращения в обществе.

Скажите, что всегда любили писать (личный дневник, сочинения, посты в социальных сетях). Отметьте свою любознательность и интерес ко многим темам, особенно к … (назовите своё хобби, увлечение). Иногда могут задавать провокационные вопросы и такие, на которые вы не можете знать ответа. Не теряйтесь, честно скажите, что не знаете, а затем внимательно слушайте и подробно отвечайте на следующий вопрос.

Политики часто используют заранее заготовленные и довольно универсальные ответы. Можно последовать их примеру. Например, абитуриентка может подготовить такой небольшой текст: «Меня еще в 10-м классе вдохновил такой-то журналист, которого я видела на телевидении. С этого времени я стала интересоваться журналистикой. А когда узнала, что он еще и написал книгу, то прочитала её и стала готовиться к поступлению на журфак». Такая «заготовка» подойдет и про вопрос про любимого журналиста, и про интерес к журналистике, и про мотивы поступления на журфак. Даже на вопрос «какое ваше любимое СМИ?» можно назвать любое средство массовой информации и тут же рассказать заранее заготовленный текст.

Как журналисту-фрилансеру преодолеть синдром самозванца

Чувство сомнения может принимать различные формы и мешать журналистам раскрыть свой истинный потенциал.

Лили Кантер и Эмма Уилкинсон — опытные журналисты-фрилансеры и преподаватели университетов. Они также являются авторами книги «Работа для журналистов» и ведущими одноименного подкаста .

Если вы когда-либо сомневались в своей ценности как внештатный журналист, чувствовали, что у вас нет нужного опыта или что вас каким-то образом разоблачат как «мошенника», вы определенно не одиноки.

Синдром самозванца, когда, несмотря явные достижения, человек сомневается в своих способностях или полагает, что они произошли благодаря удаче, а не таланту, — это хорошо изученное и распространенное явление, затрагивающее как мужчин, так и женщин.

Опыт показывает, что фрилансеры могут быть особенно восприимчивы к этому чувству сомнения.

Проявления

Если вы новичок во фрилансе, у вас больше шансов почувствовать себя самозванцем. До тех пор, пока у вас не будет регулярного потока новостей, большого списка экспертов и вы не наладите прочные отношения с редакторами, вы легко можете поверить в то, что вы любитель, а не профессионал.

Некоторые люди начинают работать фрилансером без какой-либо подготовки, и это может укрепить мышление о том, что они не «настоящие» журналисты или плохо подготовлены.

Синдром самозванца также может закрасться, когда вы освещаете тему, в которой не являетесь экспертом. Это особенно верно, если вы являетесь репортером общих новостей. Попросить собеседника объяснить вам блокчейн, как если бы вы были маленьким ребенком, может быть неловко, если вы финансовый журналист, потому что вы думаете, что действительно должны понимать криптовалюту.

Точно так же общение с людьми на публике может быть пугающим, особенно если вы фрилансер и не связаны с каким-либо конкретным СМИ. Этому способствуют и бесконечные отказы и электронные письма от редакторов без ответов. Это может заставить даже самых опытных фрилансеров приуныть.

Синдром самозванца также может охватить, когда вы пробуете что-то новое, выходящее за рамки вашей зоны комфорта. Журналист из индустрии развлечений Ник МакГрат , взявший интервью у сотен высокопоставленных лиц, недавно признался, что чувствовал синдром самозванца, проводя вебинар по интервьюированию знаменитостей.

Действия

Хотя многие из нас время от времени испытывают эти чувства, опасность в том, что они мешают вам добиться успеха в работе фрилансером и расправить свои крылья. Хорошая новость в том, что есть много способов, к которым вы можете прибегнуть, чтобы противодействовать этой неуверенности.

Во-первых, нужно рационально взглянуть на то, что вы сделали. Вот где может пригодиться веб-сайт или портфолио в виде легкодоступного списка всех случаев, когда вы получали заказ и отлично его отработали.

В начале своего пути стоит отмечать даже самые незначительные достижения. Это может быть поток идей, рассылка резюме и своих статей, получение хотя бы одного положительного ответа. Все это считается прогрессом.

Изолированность и самостоятельная работа не помогают сдерживать чувство неуверенности в себе. Одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать, — это подключиться к сети коллег-фрилансеров. Такие группы бывают в социальных сетях, включая фриланс для журналистов, где вы можете получить совет и поддержку от коллег.

Если вы чувствуете, что вам нужны дополнительные навыки или хотите узнать больше о фрилансе, поищите соответствующие учебные курсы. Это не признание поражения, а принятие мер для повышения вашей уверенности и знаний, которые, в свою очередь, позволят вашей карьере фрилансера процветать.

Помощь наставника может действительно помочь поднять ваш моральный дух в начале вашей карьеры фрилансера. Если вы не уверены в правильности своих действий, это может быть невероятно полезно, если под рукой будет более опытный журналист.

Надо сказать, что страх — это не плохо. Если что-то кажется пугающим, это часто означает, что вы выходите из своей зоны комфорта. Делать то, что вас пугает, — это хорошо, — говорит журналист-фрилансер Донна Фергюсон, которая признает, что когда только начинала, у нее были серьезные симптомы синдрома самозванца.

Наконец, вы должны помнить, что отказ — это часть процесса. У всех нас есть множество идей, которые игнорируются, быстрое «нет, спасибо» — это часть любого пути. Это не значит, что это плохая идея, это просто означает, что по какой-то причине это не подходит для них прямо сейчас.

В следующий раз, когда вы почувствуете приближение этого мучительного чувства сомнения, не бойтесь встретиться с ним лицом к лицу и подавить своего внутреннего самозванца.

Работа журналистом-фрилансером — это не только создание отличных сюжетных идей и написание идеального материала. Успешные фрилансеры также должны уметь договариваться о расценках, налаживать контакты и знать, как презентовать себя.

Что такое объяснительная журналистика

Объяснительная журналистика – термин, который поначалу может сбить с толку. На самом деле это не какая-то особенная журналистика, это просто подход, при котором что-то сложное и непонятное для большинства объясняется простыми словами.

Например, не все понимают кто такие «дивидендные аристократы» или что такое «новые медиа«. Если вы в журналистском материале объясните простыми словами, понятными большинству людей, что это такое, то это будет объяснительная журналистика.

При этом надо понимать, что такой текст не должен быть просто текстом в стиле Википедии. Нет. Это настоящий журналистский материал, с информационным поводом, с разными мнениями, с цитатами экспертов, но в котором есть моменты объяснения, разъяснения чего-то сложного. Дать простое определение сложному термину или рассказать о том, как малопонятное макроэкономическое событие коснется читателя/зрителя – вот основная задача объяснительной журналистики.

Как оформлять такие материалы, в чем их особенности? Оформление таких журналистских материалов может быть различным. Можно просто в тексте пояснить о чем идет речь, а можно прибегнуть к инфографике, списку вопросов и ответов, объясняющим видео и т.д. Как тут не вспомнить фразу, приписываемую Альберту Эйнштейну – «если Вы не можете что-то объяснить ребенку, то Вы сами этого не понимаете». Например, журналист должен уметь объяснить подростку сложные экономические понятия, а бабушке на понятном для неё языке рассказать о современных технологиях.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Школа журналистики (@journalism_training)

Сделайте это своей привычкой. Никогда не забывайте о необходимости объяснения слов и терминов, которые могут быть кому-то непонятны. Даже привычные для нас слова, например, «лайфхак» или «сторис», могут быть кому-то непонятны, поэтому всегда уместно ненавязчиво пояснить что это такое. Вас должно быть понятно читать и слушать большому количеству самых разных людей. В этом заключается высший пилотаж журналиста-профессионала, что его интересно читать и смотреть и эксперту с тремя высшими образованиями, и девушке-подростку из глухой деревни. Да, у вас есть целевая аудитория, для которой вы вещаете в первую очередь, но тем не менее информация должна быть понятна и несведущим в рассматриваемом вопросе людям.

В Википедии совершенно справедливо отмечается, что любая журналистика с момента её зарождения несла в себе роль объяснительную. Но всё же возникновение жанра объяснительной журналистики связывают с именем редактора газеты The St. Petersburg Times Джина Паттерсона, который активно продвигал идею объяснения людям сложных понятий простым языком. Даже если это не станет вашей основной «фишкой», постарайтесь объяснять людям сложное простыми словами и аудитория ответит вам благодарностью и симпатией.

О журналистике на примере интервью Дудя и Познера

Посмотрите или пересмотрите, если уже видели, интервью Позера, которое он дал на YouTube-канале «вДудь» по этой ссылке — Познер — о цензуре, страхе и Путине.

«Вы много передвигаетесь. Расскажите, где Вы были за последние 7 дней» — отличный вопрос! Придумывайте заранее перед интервью интересные необычные вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». На которые спикер вынужден будет дать развернутый ответ. В этом примере Юрий Дудь подметил активность Познера и его ответ подтвердил это. Недаром вопрос прозвучал в начале. Начало и конец интервью оставляют самое сильное впечатление, приготовьте самые интересные вопросы для начала и завершения. Но не забывайте: первый вопрос не должен быть провокационным или тяжелым, в самом начале вы разминаетесь простым, легким, интересным вопросом.

Дудь задаёт разные вопросы. Они не банальные, они интересные. Он тщательно готовится к интервью, он многое знает о спикере. Готовьтесь заранее к интервью. Заготовьте больше хороших вопросов. А остальные придумаете по ходу интервью, отталкиваясь от ответов.

Развивайте в себе критическое мышление, не верьте никому на все 100 процентов, в мыслях подвергайте сомнению всё, что слышите от спикеров. Например, при всём уважении к Дудю его слова в этом интервью о том, что журналистика сейчас никому не нужна – весьма сомнительное утверждение. Журналистика нужна во все времена и эта работа достойная и уважаемая умными людьми. Слова Познера в этом видео о том, что журналистам очень сложно работать и журналистики в России сейчас как таковой нет, при этом надо хорошенько подумать над тем стоит ли вообще идти в эту профессию – тоже, по нашему мнению, преувеличение. Тысячи журналистов работают, находят свои СМИ и темы, в которых им комфортно, строят карьеру, обеспечивают свои семьи и испытывают удовлетворение от своей деятельности.

Совершенно справедливо Дудь и Познер негативно отзываются о некоторых журналистах, которые занимаются пропагандой. Да, такие люди позорят профессию. Старайтесь оставаться объективными, справедливыми, не занимайте чью-то позицию. В душе вы можете поддерживать православных и относиться скептически к протестантам, симпатизировать одной партии и недолюбливать другую, но как журналист вы должны быть нейтральны, объективны и непредвзяты. Например, работники пресс-служб рекламируют работу своей организации, превозносят её, но они не выдают себя за журналистов. Здесь всё честно. А пропагандисты в СМИ имитируют журналистику, а на самом деле за деньги продвигают определенную позицию.

Обратите внимание на рекламу в этом видео. Реклама в СМИ и у блогеров – это необходимость, на эти деньги они живут и работают. В рекламе нет ничего плохого. Плохо, когда рекламу маскируют и выдают её за настоящую информацию. Сказать «а сейчас будет реклама» и показать ролик о памперсах – это нормально, плохо – опубликовать статью в поддержку политика, если тебе за это заплатили. Реклама должна быть очевидна, читатель/зритель должны понимать, что это реклама.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Школа журналистики (@journalism_training)

Познер и Дудь поднимают тему несвободы СМИ и журналистов. Да, часто на журналистов «давят». Например, если это государственное СМИ, то в нём нельзя критиковать власть. Если это частное СМИ, то тоже могут быть инструкции о чем нежелательно говорить и писать. Вы должны об этом знать уже сейчас. Это не означает что журналисту невозможно быть честным, справедливым и прекрасно работать, но такое случается и это может омрачать ваш журналистский путь. Порой придется идти на компромиссы.

В ходе интервью Познер несколько раз говорит об общественном телевидении. Он имеет ввиду такую концепцию телевидения, при которой оно будет зависеть только от общества. Оно не будет принадлежать ни государству, ни олигархам. Только зрители будут решать, что им нравится, а что нет. Только зрители будут его финансировать, и оно будет независимо от кого-либо, только зависимо от своих зрителей/подписчиков, которые готовы будут заплатить за свободное телевидение и качественные передачи.

Владимир Познер ведет разностороннюю деятельность. Действительно, журналист может вести очень разнообразную деятельность, он может развиваться в разных направлениях в журналистике и за её пределами. Даже простой журналист, живущий в небольшом городе, может, например, работать в штате газеты, писать внештатно для интернет-изданий, вести свой блог, заниматься общественной деятельностью и т.д. Более того, вы можете многое делать уже сейчас. Успех не приходит сразу, но зерна своих достижений вы можете заложить уже сегодня.

 

7 способов прокачать навыки написания текстов

Умение красиво излагать мысли на бумаге или страницах социальных сетей – мечта многих. Такое желание возникает все чаще даже у тех, кто не имеет прямого отношения к журналистике. Как здорово выложить новую красивую фотографию в Инстаграм не просто со смайликом, а с интересным, захватывающим постом, поделиться настроением или сокровенными мыслями. К счастью, научиться хорошо писать может каждый – было бы желание. А если оно есть, то в помощь вам несколько проверенных советов.

1. Письменная речь и устная всегда взаимосвязаны. Для начала избавьтесь от слов-паразитов в повседневном общении, будь то разговоры со знакомыми или чат с коллегами. Это не только нелитературные слова из разряда: ну вот, короче, но и слишком часто повторяющиеся в речи конструкции: к примеру, как бы, может быть. Проследите за своей речью и постарайтесь заменять часто встречающиеся слова синонимами.

2. Читайте хорошие книги, при этом не только классику. Чем разнообразнее литература, тем больше вы черпаете примеров и вдохновляетесь. Старайтесь не воровать чужой стиль, а брать за основу для развития собственного. Первое время будет сложно, но это процесс оттачивания мастерства.

3. Пишите каждый день, даже о том, как он прошел, старайтесь описать прожитые мгновения не с фактической стороны, а с эмоциональной. Ищите красивые метафоры и описывайте ими простые на первый взгляд события. Заведите тетрадь и ведите дневник наблюдений и размышлений на любую тему, что пришла вам в голову именно сегодня.

4. Перечитывайте свои тексты с утра, избавляйтесь от лишней воды в нем. Проверьте, где описательные моменты помогают передать атмосферу, чувства, а где вы пишите ради объема знаков. Постарайтесь стать читателем своего текста, а не автором в момент прочтения.

5. Пишите так, как думаете, не выискивайте сложных терминов, не вставляйте новые для вас слова в текст только ради того, чтобы прослыть интеллектуалом.

6. Живите интересно, старайтесь бывать в новых местах, посещать культурные мероприятия, просто побродите по городу. Развитие навыков писателя идет рука об руку с личным ростом, насмотренностью, новыми впечатлениями.

7. Не ругайте себя за то, что не всегда получаете удовольствие от процесса письма. Когда это дело будет даваться легче, у вас будет уходить меньше сил и эмоций на подготовку текста. Однажды это будет так же просто, как налить себе чашечку кофе.

Анна Коротченкова

Профессия журналиста сегодня и завтра

Журналистика интересна тем, что это творческая работа, которая в тоже время требует определенных навыков, таких как умение собирать, обрабатывать и передавать информацию людям.

Журналист в зависимости от места работы должен уметь писать тексты в разных жанрах, гармонично смотреться в кадре, уметь работать со спикерами, фотографировать, снимать видео, работать с социальными сетями и еще много чего другого. Но всё это постигается постепенно, шаг за шагом и это очень увлекательный путь.

Современная реальность такова, что не надейтесь однажды освоить необходимые навыки и пользоваться ими пожизненно, не приобретая новых. Всё стремительно меняется и нужно постоянно учиться и практиковаться. Быть журналистом и работать в медиасфере не так уж просто, как может показаться на первый взгляд. Написание статей и выбор заголовков могут занимать много времени, в ваш адрес может звучать читательская критика и сё это только вершина айсберга. Журналистам нужно быть стрессоустойчивыми, ведь внештатные, а порой и конфликтные ситуации, могут возникнуть в любой момент.

Что же будет с журналистикой в будущем? Несмотря на стремительно развивающиеся технологии в нашем мире, едва ли роботы и информационные технологии полностью заменят журналистов. Хотя уже сейчас есть алгоритмы, которые пишут новости для крупных информагентств, а виртуальные роботы-дикторы зачитывают новости. Технологический прогресс идет и журналистика стремительно будет и дальше меняться. Еще на нашей памяти некоторые журналисты писали свои статьи шариковой ручкой, а сейчас интернет, социальные сети, гаджеты, прямые трансляции со смартфона и т.д.

Очень важно определиться с тем, нравится ли вам журналистская деятельность или нет, готовы ли вы так трудиться, быть в поездках, постоянно учиться и общаться с людьми. Если да, то добро пожаловать в нашу медиасферу.

Ангелина Склярова, Евгений Захаров

Советы для школьников, мечтающих стать журналистами

школьники

Факультеты журналистики уже не первый год находятся в топе самых актуальных и наиболее часто выбираемых будущими студентами. Поэтому конкурс на журфак довольно внушительный. Если вас это не останавливает и вы стремитесь к своей мечте, то надо действовать.

Итак, вы школьник, у которого появилось желание стать журналистом. Что же делать и с чего начать?

Первое: не обращайте внимание на тех, кто говорит, что поступить нереально, а сама профессия не пользуется авторитетом у людей. Сотни других поступают и у вас может получиться. А на счет престижности — поверьте, подавляющее большинство журналистов с гордостью говорят кем они работают.

Но нужно адекватно оценить ситуацию. Посмотрите видео, почитайте книги, раскрывающие изнанку профессии, пообщайтесь с настоящими журналистами, в общем, проанализируйте плюсы и минусы. Есть ли у вас предрасположенности к этой деятельности и нравятся ли вам трудовые будни журналиста? Если после подробного анализа профессии желание не покидает, то «только вперед!».

Вам нужно подготовиться к устной и письменной части творческого экзамена. Читайте качественную прессу, учитесь, подражайте и пишите , пишите и еще раз пишите! Пишите сочинения, эссе, новостные заметки, интервью, ведите свой блог. Это 100-процентно работает: с каждым новым текстом у вас будет получаться всё лучше и лучше.

Очень хорошо пройти курсы журналистики. Можно пройти наши, о которых можно прочитать здесь. Вы узнаете теорию, попрактикуетесь, у вас будут публикации для портфолио, о котором мы еще расскажем подробнее.

Попробуйте себя в роли копирайтера, прочувствуйте эту работу. Совершенствуйте свои навыки, учитесь красиво и доступно формулировать мысли. То, что в нашей голове звучит превосходно, на бумаге может оказаться нудным и непонятным текстом. Тренируйтесь писать и результат не заставит себя ждать.

Участвуйте в разных мероприятиях уже сейчас. Если вы узнали о каком-нибудь празднике, выставке или концерте в вашем городе, то сходите, пообщайтесь с людьми, задайте им пару вопросов о мероприятии, сделайте фотографии, напишите свой материал и предложите ее редакции местной газеты или новостного портала. В современных реалиях это может быть местный вебинар или онлайн-встреча на актуальную тему. Это бесценный опыт, к тому же вам нужны публикации для своего портфолио, за которое вам добавят баллы на вступительных экзаменах.

Не стесняйтесь обращаться в местные СМИ в качестве внештатного журналиста. Редакциям нужны помощники, которым можно не платить. А для вас это будет полезный опыт, о котором можно будет заявить в резюме и в ходе собеседования. Активное участие в общественной жизни даст вам много плюсов: вы становитесь заметны для людей, которые могут оказаться полезными в будущем, да и вживаетесь в роль журналиста. И вам будет что рассказать на собеседовании!

Каждый день уделяйте время подготовке к поступлению. Это и подготовка по предметам, и чтение книг о журналистике, и практическая работа, и всё то, что может помочь вам при собеседовании и написании сочинения. Следуйте за своей мечтой, идите к цели и никогда не опускайте руки. Помните, что если вы по-настоящему хотите чего-то, то это обязательно произойдет. Чем раньше вы начнете, тем лучше. Читайте, учитесь, пишите, ходите на мероприятия и уже сейчас почувствуйте себя журналистом.

Елизавета Ворона, Евгений Захаров

Как стать редактором СМИ

Таяна Шиперова

Как вам, наверное, известно, редактор – это чуть ли не самый главный человек в печатном или электронном издании. Он определяет общее руководство журналистами и остальным коллективом, задаёт общее направление работы, определяет миссию СМИ и темы журналистских материалов.

Так как же стать тем самым человеком, который решает, какие материалы СМИ увидят свет?

1. Обычно на сайтах пишут: чтобы стать редактором СМИ, нужно получить высшее гуманитарное образование, филологическое, журналистское или литературное. Отличный вариант для будущих специалистов — факультет лингвистики, который дает необходимое для работы знание русского языка. Действительно, такое образование предпочтительно, но не обязательно. Хотя иметь хотя бы какой-то диплом всё же требуется.

2. На самом деле, главное — это иметь опыт журналистской деятельности. Написание статей на внештатной основе не поможет, вам нужно знать работу редакции изнутри. Поэтому начните со стажировки в СМИ, потом устройтесь на работу в редакцию. Очень часто редакторами становятся в том издании, в котором работают, но не всегда. Ведь там может работать хороший редактор, который не собирается никуда уходить и он может работать на своей должности еще десяток лет. В любом случае вы получите опыт, а работу редактором можете найти и в другом СМИ.

3. Следующий важный пункт — навыки работы менеджером, управляющим. Часто редакторами становятся журналисты без опыта управленческой деятельности, но если у вас будет опыт управления хотя бы небольшим коллективом, то ваши шансы на должность редактора вырастут многократно. Вариантов здесь великое множество — вы можете поработать в частной компании на должности менеджера до прихода в журналистику, получить опыт работы редактором какого-нибудь юношеского СМИ или непопулярного интернет-проекта, получить образование или хотя бы пройти курсы по направлению «менеджмент» и т.д. Подобный опыт и знания вам очень пригодятся.

4. Следующим пунктом можно назвать свободное владение персональным компьютером, графическими и текстовыми программами, различными интернет-сервисами. Желательно быть «на одной волне» с журналистами, верстальщиком, фотокорреспондентом и программистами, работающими в вашей редакции, а для этого нужно знать чем они занимаются и как выполняют свою работу.

5. Также желательно обладать такими качествами, как креативность, коммуникабельность, пунктуальность и готовность работать с большими объёмами информации. Редактор работает преимущественно в офисе, лишь изредка выезжая на какие-то мероприятия. К тому же в редакции постоянно происходят какие-то внештатные и стрессовые ситуации, которые необходимо решать. Так что стрессоустойчивость тоже не помешает.

6. Продвижение по карьерной лестнице. Если вы покажете себя с правильной стороны и создадите впечатление усердного и ответственного работника, то вполне возможно, что спустя какое-то время вы станете помощником редактора, а вскоре и вовсе составите ему конкуренцию. Но тут грань тонкая, не стоит демонстрировать своё намерение занять чью-то должность, лучше иметь в планах трудоустройство на должность редактора в другом СМИ.

12 советов для успешной съемки репортажа

Бывает так, что журналисту приходится готовить репортаж без сопровождения фотографа или оператора, тогда редактор просит самостоятельно подготовить иллюстрации к будущему материалу. Уметь делать хорошие снимки – весомый плюс в копилку репортерских навыков. Научиться этому совсем не сложно, нужны опыт и базовые знания.

1. Накануне съемки продумайте, что именно будете снимать. Для этого нужно набросать примерный план будущего материала, какие кадры помогут проиллюстрировать текст? Обязательно нужно сделать фотографии тех, у кого будете брать комментарии при освещении события.

2. Не избегайте кадров помимо запланированных – спонтанные снимки только украсят ваш репортаж.

3. Ловите эмоции на лицах, движения, мелкие детали – все то, что максимально передаст атмосферу события и его настроение. Например, если это парад, снимайте улыбки детей, слезы умиления на лицах стариков, плакаты и знаковые надписи.

4. Репортажные снимки должны быть способны существовать и независимо от текста – уберите буквы и снимки расскажут все о происходящем, это важное правило для снимков в этом жанре. Каждый кадр должен говорить со зрителем.

5. Ищите интересные ракурсы, избегайте снимков «в лоб», даже человека, у кого берете интервью, постарайтесь подловить с непривычной стороны.

6. Следите за тем, чтобы случайно не испортить снимок. Проверяйте, не отражаетесь ли вы в очках собеседника или в окнах зданий, нет ли тени на асфальте.

7. Банально, но важно – не забудьте получить разрешение на съемку, если таковое требуется.

8. Если вы работаете на массовом развлекательном мероприятии, снимайте не только артистов, важнее порой лица зрителей, их эмоции. Ловите объективом курьезные моменты, гримасы, смешные позы.

9. Снимайте разные планы, в погоне за хорошими кадрами, не забудьте сделать общий план.

10. Следите за композицией на будущем кадре, думайте не только о том, что в центре.

11. При съемке мероприятий с иллюминацией или световыми шоу не используйте вспышку – она искажает задуманное оформление.

12. Используйте штатив, особенно для съемки с помощью мобильных телефонов – далеко не все камеры обладают достаточной стабилизацией изображения.

Анна Коротченкова

Как найти информацию в интернете

7webИскать факты, события, явления или информацию о них можно в реальном мире и виртуальном. Интернет занимает все больше места в нашей жизни, и количество информации, которую можно получить в интернете, растет очень быстро, считает известный журналист и продюсер Би-Би-Си Марк Григорян.

Обычно у каждого журналиста с течением времени вырабатывается привычка обращаться к некоторому числу источников, которые, по его мнению, являются самыми оперативными и дают наиболее полную информацию.

Но надо помнить: хотя информация, взятая из какого-либо источника может представляться нам совершенно точной, для того, чтобы мы были профессионально по-журналистски в ней уверены, она обязательно должна подтверждаться из другого источника, не связанного с первым.

Потенциальные источники информации в интернете можно разделить на три типа:
— Источники, связанные с профессиональной журналистикой – информационные агентства, сетевые СМИ, вебсайты традиционных СМИ.
— Справочные источники – словари, энциклопедии, базы данных.
— Социальные сети.

Информационные агентства

Как правило, информационные агентства распространяют новости по подписке. Но большинство агентств выставляет информацию и на сайте – правда, с некоторой задержкой.

На сайтах некоторых агентств можно провести поиск специфической информации, в том числе, по ключевым словам, часто также по датам, регионам и тематике.

Сетевые СМИ

Это средства массовой информации, существующие только в интернете. Информационные сетевые СМИ схожи с агентствами, так как публикуют свои материалы оперативно. Однако у них есть и важное преимущество – интерактивность. На сайтах многих сетевых СМИ читатели могут комментировать материалы.

Правда, такое комментирование часто превращается в пустой обмен колкостями (или хуже – ругательствами), но это можно отнести, скорее, к издержкам интерактивного общения в интернете.

Сайты средств массовой информации

В эту категорию входят сайты газет, теле- или радиокомпаний. Сайты крупных мировых газет сейчас функционируют как самостоятельные сетевые СМИ.

Правда, не все газеты могут себе позволить содержать такие продвинутые и самостоятельные сайты. Многие ограничиваются тем, что просто выставляют в интернет печатную версию газеты. Может случиться, что последний номер газеты окажется в интернете не полностью или с опозданием.

Некоторые газеты вводят платный доступ к своим материалам в интернете. Так поступают, например, Times и Sun.
Но это все равно важный источник информации для журналиста.

На сайтах теле- и радиокомпаний, как правило, можно увидеть и услышать большую часть их продукции – не только отдельные новостные сюжеты, но и целые программы. Обычным делом стала уже параллельная трансляция всего эфира по интернету, за исключением некоторых художественных фильмов, что связано с проблемой авторских прав.

Многие профессиональные журналистские сайты активно используют возможности представления информации в мультимедийном формате – выставляют аудио- и видеофайлы, фотографии и слайд-шоу. При освещении важных событий ведущие сайты часто пользуются форматом «live», когда читателям сайта предоставляется возможность следить за событиями в режиме реального времени.

К минусам всех перечисленных сайтов можно отнести некоторую задержку в публикации информации (кроме освещения в режиме «live»). Она происходит потому, что информагентства заинтересованы в том, чтобы их материалы сначала получали подписчики, и лишь потом их выставляют в открытый доступ, а сетевые СМИ, в свою очередь, должны сначала обработать получаемую информацию.

Кроме того, «обычные» СМИ не всегда выставляют свои материалы в открытый доступ в полном объеме.

Современные поисковики, такие как Google, Bing, Yahoo или Yandex, имеют специальный формат поиска по новостям, где индексируются материалы, появляющиеся на сайтах информагентств, газет или в сетевых СМИ.

И наконец, есть базы данных в интернете, где можно по ключевым словам искать информацию, опубликованную в СМИ. Самой популярной такой базой данных на английском языке является LexisNexis, имеющая, кстати, и возможности поиска по-русски. Но информация этой базы данных доступна только по подписке. В открытом доступе ее нет.

Онлайн справочники, словари, энциклопедии

Без онлайн справочников и энциклопедий сегодня трудно представить работу журналиста. В повседневной работе то и дело приходится проверять написание имен и фамилий, географических названий или исторические данные о том или ином событии.

В интернете есть онлайн-версии множества словарей и энциклопедий, в том числе, например, БСЭ – Большой советской энциклопедии, энциклопедии Брокгауза и Эфрона, десятков словарей и справочников, начиная со справочников по правописанию и пунктуации, заканчивая, скажем, Вокально-энциклопедическим словарем или Полной энциклопедией пород собак. Все большим авторитетом пользуется Википедия, хотя определенную информацию, взятую оттуда, надо перепроверять.

Социальные сети

Важность социальных сетей для работы журналиста нельзя недооценивать. Они уже не только средство для ведения личных или корпоративных блогов, не просто платформа для общения с друзьями или виртуальными «френдами», а способ быстро обмениваться информацией, связанной с событиями общественной значимости.

Все более универсальным источником информации становится Twitter, куда агентства и сетевые издания выставляют ссылки на самые последние новости и статьи. Twitter является той самой платформой, откуда мы узнаем, например, о массовых задержаниях в ходе уличных акций, о ходе судебных прений или о выходе в свет новой книги.

Иметь свои странички на Twitter считается сейчас необходимым для крупнейших политиков, кинозвезд, знаменитостей в самых разных областях. Даже у Папы римского есть несколько страничек – на разных языках.

Преимуществом Twitter является его быстрота и оперативность: сообщение объемом не более 140 знаков пишутся быстро и загружаются в интернет при помощи мобильных телефонов.

Не менее важны и интересны и другие социальные сети. Это, в первую очередь, Facebook, и Google+, а также популярные среди русскоязычных пользователей ВКонтакте и Живой журнал, он же Livejournal.