Есть ли место эмоциям в журналистских текстах

Спасибо студентам наших онлайн-курсов, которые задают свои вопросы и не дают нам скучать и расслабляться. «Может ли журналист высказываться в своих материалах эмоционально?». На этот вопрос не ответишь «да» или «нет», поэтому расскажем подробнее.

Золотым стандартом журналистики мы считаем сообщения информационных агентств (кроме пропаганды, она сейчас есть почти во всех СМИ). Посмотрите, например, сообщения ТАСС — tass.ru, есть там место эмоциям? Может ли журналист ни с того, ни с сего в сообщении про теракт покрыть матом террориста? (мы, конечно, утрируем). Террорист, который взорвал мирных людей — очень плохо поступил? Да. Так почему же мы его не «песочим», не материм, не проклинаем в сообщениях информагентств? Потому что не в этом заключается миссия журналистики, мы сообщаем о новостях, о событиях, о происшествиях, о принятых законах и т.д., мы даем другим людям высказаться.

Эмоций у читателя и без наших ремарок хватит, лента новостей весьма не скучная со всеми этими выборами в США, взрывами, противостоянием Запада и России, местными какими-то событиями.

Это некий «золотой стандарт», а потом появляются полутона. Например, работает человек в городской газете и посетил сельскохозяйственную ярмарку. Должен ли он написать свою заметку в стиле информагентств? Нет, это будет слишком скучно. Видите, от вида СМИ тоже зависит. И начинает журналист в свой текст про ярмарку вставлять что-то вроде этого — «бабулька, отведав мед, осталась довольна» и «на ярмарке царила атмосфера праздника».

Мы бы рекомендовали в основу своих материалов вкладывать информацию в духе сообщений информагентств, а потом добавлять лирики и эмоций столько, сколько считаете уместным в данном случае.

YouTube: почему надо начинать вести свой канал сегодня

Сандра Ковалькова, Евгений Захаров

Сейчас одной из самых популярных интернет-площадок является видеохостинг YouTube. Благодаря созданию этой платформы люди, снимающие и публикующие собственные видеоролики, становятся популярными и получают доход.

Но не только отдельные люди создают видеоконтент, но и целые организации, в том числе СМИ, делают видео, привлекают аудиторию и извлекают из этого прибыль и разные выгоды.

Блогеры-ютьюберы сейчас «рулят». Например, большая популярность у Юрия Дудя, есть много и других журналистов, общественных деятелей и блогеров, количество подписчиков которых составляет от 500 тысяч до нескольких миллионов человек. Видеоблогинг увлекает всё большее число пользователей интернета, у кого-то получается продвинуться в этом деле, а у кого-то нет.

В чем их мотивация и какие дивиденды получают от своей деятельности? Во-первых, публикуя ролики разных жанров, они открывают в себе творческое начало, учатся чему-то новому каждый день и узнают, на что способны. Ютьюберы имеют возможность поделиться с аудиторией своими знаниями, опытом, своим внутренним миром. Создавая канал с нуля, они развивают себя в качестве фотографа, режиссера, сценариста, монтажера. Они могут снимать веселые скетчи (комедийные видео с двумя-тремя действующими лицами), обзоры на недавно приобретенные вещи, влоги о жизни блогера, маленькие сериалы и многое другое. В общем, YouTube — это место творческой самореализации.

С ростом аудитории подписчиков растут и возможности. Если количество подписчиков на канале превышает несколько тысяч, то блогер начинает получать деньги от интернет-сервиса за показ рекламы, но суммы там весьма скромные. Поэтому блогер самостоятельно ищет рекламодателей и может повысить свой доход в несколько раз. Иногда они соглашаются бесплатно получать разную продукцию для рекламы. Конечно, тут желательно быть предельно честным и рекомендовать только стоящие товары. Иначе после приобретения некачественной продукции аудитория разочаруется, покинет канал, а блогер останется не с самой лучшей репутацией.

Ещё один плюс — это новые знакомства и ведение активной жизни. Когда блогеры публикуют свои ролики, они получают обратную реакцию: просмотры и подписчиков. Чем больше количество этих двух факторов, тем популярнее становится ютьюберы. Их начинают приглашать на мастер-классы, выставки, различные мероприятия, за счёт чего жизнь становится ярче и интересней. Они знакомятся с известными людьми, им предлагают сняться для обложки журнала или дать интервью на телевидении. Жизнь делится на до и после. День блогеры проводят на всевозможных встречах и мероприятиях, а, приходя домой, они садятся снимать видео и монтировать их.

Кстати о популярности. Миллионная аудитория »фанатов» делают ютьюберов новыми знаменитостями, которые встают на одну ступень с популярными актерами и певцами. Они снимаются в фильмах, записывают новые синглы, продюссируют собственные премьеры и пишут книги. Главное, что нужно для приобретения популярности на YouTube, — это снимать те ролики, которые хотят видеть на канале подписчики.

Здесь-то и кроется один из минусов »профессии» ютьюбер. Очень часто блогерам приходится выпускать видео по желаниям слушателей. Дело в том, что иногда те ролики, которые ютьюберы снимают сами и которые им нравятся, не пользуются спросом у потребителей. Тем самым число просмотров падает, подписчики уходят и блогер остается один с любимыми видео и без аудитории.

Еще качественный контент требует больших затрат. Для улучшения роликов необходимо приобретать дорогую технику. Хороший фотоаппарат, штатив, программа для редактирования видео, микрофон для записи звука — всё и многое другое обходится ни в один десяток тысяч рублей. В придачу ютьюберы тратят много времени, а иногда и целые дни, чтобы снять качественный пятиминутный ролик. А для более крупных проектов требуется ещё больше времени. Недели и месяцы работы, чтобы выложить в сеть всего лишь одно видео.

Но, несмотря на всё это, плюсов остается больше чем минусов. И если вы давно хотели стать видеоблогером, то стоит попробовать. Сделав первый шаг, вы уже станете героем. Ваши старания, труд и любовь к своему делу могут привести вас к Олимпу YouTube. Видеохостинг YouTube открывает нам талантливых и творческих людей, о которых мы бы никогда не услышали, если бы не эта »мировая паутина видеороликов».

Но поймите и почувствуйте отличие блогинга  от журналистики. Журналист сообщает информацию и делает это отстраненно, независимо, не навязывая своё мнение. А блогер активно продвигает себя и своё мнение. Блогеры гордятся тем, какие они умные и всё могут сказать, а журналисты считают, что мысли блогера гроша ломаного не стоят, это всё равно что слушать прохожего. Это мы так упрощенно говорим. Можно еще так сформулировать: журналист — это робот, профессионал, который работает по алгоритмам и каким-то стандартам высокой журналистики, он не спикер, не демагог, он добывает информацию, приводит её к правильной форме и передаёт её людям. А блогер может писать и говорить что хочет и как хочет, лишь бы было интересно и увлекательно.

Правила хорошего текста для сайта

Ангелина Склярова, Евгений Захаров

Эти советы будут полезны начинающим журналистам, блогерам, копирайтерам и всей пишущей братии. Как написать интересный текст? Попробуем в этом разобраться.

  •  Выбор темы. Если вы начинающий копирайтер или рерайтер, то выбирайте темы, в которых разбираетесь и которые вас интересуют. А если начинающий журналист, то начинайте с написания новостных заметок, их можно довольно просто написать по пресс-релизу или посетив мероприятие, здесь можно браться практически за любую тему.
  • Текст должен быть содержательным, интересным и простым одновременно. Старайтесь не использовать сложные термины. А если это делаете, то не забывайте их пояснять. Убирайте из своего текста все пустые и ничего не значащие фразы вроде «более того», «как говорилось ранее», «однако» и прочие. Если их можно убрать и смысл не меняется, то они не нужны.
  • При написании своего текста не уходите от темы. Не отходите от основной мысли, которую хотите передать своим текстов. В ходе работы прочитывайте свой текст пару раз, прочитайте еще раз после написания. Еще хорошо в итоге распечатать свой материал и прочитать его с бумажного носителя. Вы сразу увидите ошибки и недочеты, которые не заметили ранее.
  • Следите за связью между предложениями и абзацами. Всё должно быть логично, переходы должны быть плавными. Вам нужен цельный текст, а не набор «разноцветных кирпичей». Используйте фразы и слова, которые могут соединить разные части текста.

Мы назвали 4 легких, но эффективных приема/правила, которые можно с успехом использовать.

И напоследок напишем об одном любопытном интернет-сервисе. Многие начинающие журналисты пробуют использовать Главвред glvrd.ru, который по идее должен дать дельные советы, что поможет вам сделать ваш текст лучше. Мы никогда не использовали этот сервис и не рекомендовали его. Но тестировали. Вставили один из наших журналистских материалов и сайт дал советы, которые сделают этот текст лучше в плане рекламной статьи, но хуже в плане журналистики. В тоже время сервис дал и пару хороших советов. Наш вывод: если вы журналист и хорошо освоились в этой сфере, то можно его использовать, некоторые рекомендации отметая, а некоторые используя.

Лучшая информация об истории журналистики

Сцена в Шантитауне, Нью-Йорк, 4.03.1880 г

В материалах на нашем сайте мы концентрируемся на практической информации, но и уделяем немного внимания истории журналистики, особенно на курсах по подготовке к журфаку (абитуриентам надо сдавать дополнительные вступительные испытания, а в ходе собеседования звучат вопросы об истории журналистики).

О более ранних этапах говорится в наших других статьях, а сейчас поговорим о периоде с 19-го века. В первое время фотографии в печатных изданиях не публиковались, что было связано со сложностями печатного процесса. В середине 19-го века в газетах и журналах появились подобия фотографий – по реальным фотографиям делали гравюру и уже с её помощью делали оттиск на бумаге. Качество изображений оставляло желать лучшего, а о репортажной съемке пока речь не шла.

Прогресс раньше шел неспешно и фотожурналистика в привычном для нас виде появилась только спустя несколько десятков лет. Считается, что первая фотография была опубликована 4 марта 1880 года в американской газете The Daily Graphic (вы можете увидеть её в начале этой статьи). По мере того, как фотоаппараты становились легче и функциональнее, развивалась и фотожурналистика, а в газетах стали публиковаться не только студийные снимки, но и снятые с места событий (репортажная фотография).

Журналистика советского периода на первом этапе не отличалась качеством и была идеологическим рупором. Постепенно в ней стало всё больше профессионалов, которые хоть и работали в условиях цензуры, но делали свою работу на высоком уровне.

С развалом СССР стало больше свободы, цензура стала не такой навязчивой и это с одной стороны дало возможность журналистам открыто обсуждать многие проблемы, но в тоже время качество журналистики пошатнулось, издания заполонила сенсационная «чернуха», а крупные средства массовой информации перешли в руки очень богатых людей. Средства массовой информации стали условно независимыми, но по факту зависели от олигархов. В наши дни ситуация не намного стала лучше — государственные СМИ принадлежат государству, а крупные частные СМИ — состоятельным людям и компаниям.

В ходе собеседования вас могут спросить о том, как называется главная телевизионная премия в России. Она называется ТЭФИ, название происходит от словосочетания «телевизионный эфир». Учреждена эта премия была в 1994 году.

Кстати, Всемирный день печати отмечается ежегодно 3 мая.

Средства массовой информации «четвертой властью» впервые назвали в Великобритании. Первой властью считается законодательная власть, второй – исполнительная, а третьей – судебная. Но называют СМИ четвертой властью просто из-за её огромного влияния на общество, реальной властью она не обладает.

Изобретение интернета стало для журналистики таким же невероятным толчком вперед, как в своё время изобретение печатного станка. Новости всё больше уходят в онлайн-формат и их можно бесплатно прочитать или посмотреть в видео в любой момент в новостной ленте на своем смартфоне.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Школа журналистики (@journalism_training)


В современной России качество журналистики вновь вышло на высокий уровень, но, к сожалению, проблемы есть. Главными проблемами можно назвать зависимость журналистов от собственников СМИ, пропаганду, давление на журналистов и средства массовой информации.

Мнение спикеров и мнение журналиста

Как мы любим повторять, основа журналистики — это рассказ о событиях, информирование общественности о происходящем. Но даже в новостных заметках нередко звучат мнения интервьюируемых. В их коротких комментариях могут быть оценочные суждения, которые вполне допускаются.

Простые примеры. Построен новый детский садик и представитель системы образования говорит о том, что это прекрасно и в какой-то мере поможет решить проблему нехватки дошкольных учреждений. Всё хорошо, гармонично, даже не надо искать альтернативное мнение, чтобы соблюсти баланс. А вот если речь идёт о какой-то проблеме — крыши домов протекают, КСК ничего не делают, жители недовольны, то здесь уже надо привести мнения разных сторон.

Итак, мы описали факты о какой-то проблеме и привели мнение разных экспертов. Журналист, конечно, может привести и своё мнение, особенно если он чувствует себя экспертом в этой области, но сделать это нужно аккуратно, дозированно, не навязчиво. Основная миссия журналистики заключается в информировании людей о происходящем, но есть еще одна важная роль — журналист обращает внимание властей на проблемы. Смысл некоторых материалов — «смотрите, здесь дороги не качественные», «смотрите, в полицейских участках по-прежнему применяют противозаконные методы», «смотрите, государственные деньги расходуются не эффективно». Журналист может предложить своё решение, если оно у него есть. Но в большинстве материалов мы просто информируем о событиях или обращаем внимание властей и общества на проблемы.

Да, настоящий журналист не напишет, что такой-то депутат прав, а такой-то нет, тем более не будет говорить о своей принадлежности к партии. Но это идеальный вариант журналисткой непредвзятости. Конечно, бывают ситуации, когда надо или хочется подчеркнуть правоту одной стороны и указать на слабость другой. Наверное, такие методы нарабатываются с опытом.

Например, сеть такой манипулятивный метод, когда включают в свой материал цитату из 10 слов «неправильной» стороны и пишут целых два абзаца «правильной». Или, зная что сильнее на человека оказывают влияние первое и последнее мнение, журналист может не устраивающее его мнение поместить куда-то посередине, а нужные — в начало и в конец. Или вы можете сразу после нелепого утверждения спикера привести какой-то факт, который ставит под сомнение сказанное им. Не говорить, что он дурак, а просто привести факты. Например, спикер говорит об успешной борьбе с коррупцией. А вы сразу после его слов приводите статистику роста таких нарушений. И читатели понимают кто тут лжет или ошибается.

Как написать аналитическую статью?

Валерия Новикова, Евгений Захаров

Журналистские тексты можно разделить на информационные и аналитические. Первые повествуют о событиях, а во вторых идет анализ фактов, событий, делаются выводы и прогнозы. Каждое событие для журналиста-аналитика — звено цепочки, которое к чему-то ведёт.

Безусловно, написать новостную заметку проще, чем серьезный аналитический материал. Но не боги обжигают горшки — пробуйте и рано или поздно будет получаться. Хотя тут надо учитывать личные особенности и предрасположенности человека — один прекрасно работает «в поле» и пишет заметки, а другой любит потрудиться много часов над серьезным текстом в редакции.

  • Примерная структура аналитического материала:

— постановка проблемы;
— факты о проблеме;
— мнения сторон, различные точки зрения;
— выход из ситуации согласно мнению экспертов;
— выводы журналиста и его прогнозы.

Если в новостной журналистике мы не злоупотребляем своим мнением, то в аналитике оно допускается или даже желательно. Это же отход от правила объективности, скажете вы. Не совсем так. Аналитические жанры подразумевают, что автор текста имеет достаточные знания по теме, сам является экспертом, соответственно, может делать грамотные выводы. Но не забывайте о важном моменте в аналитике — об аргументация. Каждый тезис автор должен подкреплять фактами, цифрами, статистикой, чтобы не быть голословным.

  • Что потребуется журналисту-аналитику?

— широкий кругозор;
— доскональное изучение темы, о которой пишет;
— лояльность ко всем точкам зрения по данному вопросу;
— контакты экспертов, их готовность дать комментарий;
— готовность брать на себя ответственность, делать выводы и прогнозы.

Для аналитических журналистов важны эксперты, незаинтересованные в какой-то определённой трактовке ситуации. Они высказывают нейтральное мнение, не продиктованное издержками профессии и должности. Это могут быть учёные, педагоги, юристы, экономисты, политологи. Также важно в аналитике мнение участников процесса, то есть заинтересованных сторон. Их обычно подают в тексте одно за другим, чтобы читатель сам мог видеть различия в точках зрения. Простой пример: статья о выборах. Сначала идёт комментарий представителя «Единой России», потом КПРФ, затем какой-нибудь незарегистрированной партии, а в выводе журналист опирается на мнение заведующего кафедрой политологии.

Индивидуально и грамотно: правила написания эссе

При поступлении на журфак, при приеме на стажировку в редакцию, а также во многих литературных конкурсах требуется написать эссе. Далеко не многие имеют большой опыт написания работ в этом жанре, поэтому следует знать основные правила работы над эссе.

Эссе представляет собой творческий материал в форме прозы, который отражает личную позицию автора эссе. Чаще всего его пишут с элементами разговорной речи в рамках литературных норм. Эссе может быть о себе, а может содержать индивидуальную позицию относительно какого-либо явления, ситуации в прошлом, настоящем и будущем.

Основной признак эссе – наличие конкретной темы и ее проблематики. В эссе раскрывается личность автора путем раскрытия его мировоззренческих особенностей, отношения к ситуации. Важную роль играет аргументирование, описание деталей. Если эссе пишет будущий или уже состоявшийся журналист, то оценивающий работу большой акцент сделает также на стиль повествование, умение раскрыть тему и грамотно оформить свои мысли.

В учебных заведениях дают в качестве заданий написание эссе для развития творческого и критического мышления, навыков изложения своих мыслей, умения анализировать ситуации и давать им личную оценку. Часто перед тем, как приступить к написанию эссе, приходится близко и глубоко изучить всю информацию относительно заданной темы.

В эссе выделяют:
— введение, где обозначается тема и проблематика;
— основная часть, где содержатся тезисы автора с доказательными аргументами;
— заключение, где подводится итог, и автор делает выводы.

Помимо этих основных частей, следует составить предварительный план, разбив его на более мелкие части. Последовательно в вашей работе должно идти введение, затем часть с объяснением, почему вас волнует выбранная тема – обязательно с аргументами. Затем этап более углубленных рассуждений, где автор опирается на конкретные факты и доказательную базу.

Если в информационном пространстве есть противоположенные вашей точки зрения, используйте их для отражения всех сторон выбранной темы. Аргументируя на их фоне свою позицию, ваша точка зрения будет выглядеть более обстоятельной и покажет читателю вашу индивидуальную позицию.

В заключение помимо выводов допустимо выразить и свои чувства относительно своего мнения. Это сделает вашу работу более яркой и индивидуальной.

Анна Коротченкова

Заголовок, подзаголовки и канцелярский язык

Многие начинающие журналисты пишут не самые хорошие заголовки. Не хватает опыта и навыков. Самый надежный и универсальный совет — читайте новости качественных СМИ, например, информагентств и популярных глянцевых журналов. Во-первых, вы сразу заметите разницу заголовков интернет-изданий и печатной прессы. Во-вторых, методом подражания научитесь придумывать и писать хорошие заголовки.

Наши студенты нередко присылают скучные заголовки, которые встречаются в официальных отчетах, но не являются журналистскими заголовками. Нельзя назвать статью или новостную заметку просто «5-ый фестиваль народной песни» или «Объем экспорта в 2020 году». Если пишем для интернет-изданий, то в заголовке должна быть новость, событие, действие. Например, «Товарооборот России и Казахстана уменьшился на 5 процентов». А если пишем для газеты или журнала, то заголовок должен быть интересным, например «Товарооборот немного иссяк».

Сам текст вашего материала не должен быть слишком скучным и официальным. Если пишете по унылому пресс-релизу, то надо его разбавить чем-то живым и интересным. Научитесь отличать казенный язык от живого журналистского. Чиновники пишут, например, «Государственная политика подразумевает борьбу с любыми проявлениями коррупционных правонарушений во исполнение указаний президента…», а журналист напишет «Власти проводят борьбу с коррупцией, о необходимости этого ранее заявил президент».

Когда журналистский материал большой, то потребуются еще и подзаголовки, которые разобьют статью на 2-3 части по смыслу. Здесь в независимости от вида СМИ хорошо пойдут «газетные», художественные заголовки вроде «Невыгодный кредит», «Слово не воробей» или «Несостоявшееся покушение». Кстати, разбивающие по смыслу подзаголовки всегда пишем после лида (первого абзаца) текста, они могут быть и ниже по тексту, но точно не сразу после заголовка.

Боимся вас запутать, но иногда используется подзаголовок между заголовком и лидом, то есть сразу после заголовка. Это не подзаголовок, разбивающий текст по смыслу, а уточняющий подзаголовок. Не путайте такой подзаголовок и лид. Этот подзаголовок лишь поддерживает заголовок, а в лиде раскрывается больше подробностей, больше дополнительной информации. Начинающим журналистам можно ориентироваться на еще более простое правило: в таком подзаголовке одно предложение, а в лиде — несколько.

Допустим, у нас длинный текст на тему развития сельского хозяйства. Пусть в нем пусть будет два разбивающего текст по смыслу подзаголовка — «Новый министр — новая программа» и «Прогресс есть». После первого подзаголовка пишем о приходе нового министра и о новой программе развития сельского хозяйства, а после второго пишем о статистике и успехах развития отрасли. Это просто навскидку придуманные примеры.

Способы заработка журналистов в СМИ

Нас удивляют особенности некоторых книг и курсов по журналистике, в которых ни слова не говорится о доходах и способах заработка для журналистов. На наших курсах мы уделяет этой теме достаточное внимание.

В этом тексте давайте рассмотрим очевидные доходы журналиста – заработная плата при работе в штате редакции и гонорары на внештатной работе, а также такие ресурсы как стажировки, гранты, обучение, участие в конференциях и т.д.

На какие деньги и ресурсы может рассчитывать начинающий и опытный журналист?

1. Работа в штате редакции газеты, информационного агентства, интернет-портала. Это стабильная работа, с фиксированной оплатой труда. Также дополнительно в некоторых редакциях оплачивают гонорары в зависимости от сложности материала или количества знаков.

2. Внештатная работа. Вы свободный человек, пишете в свободное время в своё удовольствие. Можете работать удаленно через интернет, публиковаться в СМИ, которые расположены в других городах, других странах ближнего и даже дальнего (при знании иностранного языка) зарубежья. Оплата, как правило, меньше в сравнении с работой в редакции.

На днях наш онлайн-студент задал вопрос, который можно сформулировать примерно так — «зачем редакциям мои новостные заметки, особенно если они не уникальные, а написанные по пресс-релизам и сообщениям других СМИ?». Попробуем ответить на этот вопрос на примерах. Редактор и штатные журналисты могут и сами написать это, но все заняты своей работой и если вы сотрудничаете с ними и вам поручили писать новости по какой-то теме, то их от вас и ждут — пусть и не эксклюзивных, но собранных из надежных источников и переписанных своими словами для уникальности текста. Но, как правило, от журналиста ждут своих авторских материалов, а для этого надо посетить какое-то мероприятие или в современных условиях посмотреть вебинар, посетить онлайн-встречу, взять комментарии у экспертов. Есть еще аналитическая журналистика, в ней вы сопоставляете факты, делаете выводы и прогнозы.

3. Следующим пунктом можно назвать бесплатное дополнительное образование. Возможно, вы не знаете, но есть большое количество фондов, государственных и международных организаций, которые время от времени проводят семинары и тренинги, в которых могут принять участие журналисты, в том числе начинающие. Эти мероприятия не только бесплатны, но и часто участникам оплачивается проезд и проживание, иногда платят гонорары. Вся задача состоит в том, чтобы найти объявления о таких проводимых мероприятиях, отличить настоящего организатора от «пустышки», подать заявку на участие и ждать приглашения. На участие в таких семинарах есть небольшой конкурс, примерно 2-3 претендента на одно место. Но подав несколько заявок на разные мероприятия, вы практически гарантированно примите участие в одном из них. Учитесь находить сайты, на которых публикуются такие объявления.

4. Далее идет участие в конкурсах статей. Вы можете принять участие в них даже если вы не журналист. Проводится масса конкурсов для блогеров и начинающих авторов. Для участия вам нужно написать материал по подходящей теме и разместить его на своем блоге или даже на своей страничке в социальной сети. Находить информацию о таких конкурсах нужно на сайтах, посвященных журналистике, конкурсам, грантам.

5. Гранты – это тема уже посложнее. Ряд организаций выдают индивидуальные гранты для журналистов. Вам нужно немного углубиться в эту тему, почитать, чтобы понять что такое индивидуальный грант, заявка на грант, дедлайн и т.д. Сложного здесь ничего нет. Принцип прост – вам дают безвозмездно деньги на написание статей определенной тематики. Иногда темы материалов вам предлагают, иногда вы их предлагаете самостоятельно. Это может быть что угодно – от российско-казахстанских отношений до освещения творчества Александра Сергеевича Пушкина. Чтобы претендовать на гранты иностранных фондов, не имеющих представительства в вашей стране, нужно знать иностранный язык.

6. Собственный блог или сайт, раскрутив который вы сможете получать деньги от рекламы. Сложный путь, но его уже прошли сотни журналистов. Возможно, это получится и у вас.

7. Процент от подписки. Сотрудничая со СМИ в качестве журналиста, вы можете предлагать организациям подписываться на вашу газету или журнал, оформлять электронную подписку и получать 5-15 процентов от привлеченных денег. В случае с частной газетой это даст вам небольшую прибыль. Но я знаю человека, который являясь собственным корреспондентом крупной государственной газеты, который встречался с руководством полиции, городской мэрии, судов и т.д. и убеждал их сотрудников подписаться и получал в итоге большие деньги от своей редакции.

8. Копирайтинг и рерайтинг. Время от времени журналисты могут подрабатывают копирайтерами (пишут тексты для сайтов и рекламных агентств) и рерайтерами (переписывают своими словами чужие тексты).

Друзья, приглашаем вас пройти обучение на наших курса, о которых вы можете прочитать на главной странице нашего сайта. Для нашей общественной организации это привлечение средств на повседневные расходы, такие как интернет, канцелярские товары, благотворительные акции, проведение семинаров. А для — качественное обучение, помощь журналиста-тренера, сертификата о пройденном обучении. всё это может помочь вам при трудоустройстве или поступлении на журфак, получении грантов, участии в тренингах и т.д. Сколько бы лет не прошло после этого курса, вы всегда сможете при необходимости включить в своё резюме или CV пункт о пройденном обучении и полученном сертификате.

Словарь журналистских терминов

Анонс – это предварительное оповещение о каком-то предстоящем событии. Как правило, в пресс-релизах сообщают либо о том, что произошло, либо о том, что произойдет (анонсы). Примеры информационных поводов анонсов – «такого-то числа состоится открытие нового завода», «в Санкт-Петербурге в эти выходные пройдет выставка работ такого-то фотохудожника» и т.д.

Также анонс будущего материала может быть опубликован в СМИ. Например: «читайте в следующем номере об изменениях в пенсионной системе». В телевизионной журналистике анонсами называют краткие сообщения о материалах, которые запланированы в программе. В этом случае главная цель анонса — заинтриговать зрителя, заинтересовать его, чтобы он не переключился на другой канал во время рекламы.

Брифинг – короткая пресс-конференция для журналистов, посвященная одному вопросу. Например, брифинг по поводу новых карантинных ограничений или по случаю произошедшего землетрясения. На брифинге сначала спикер даёт краткую информацию, потом журналисты задают свои вопросы. Иногда такое мероприятие сразу начинают с вопросов.

Бэкграунд – предыстория события, дополнительные подробности. Как правило, бэкграунд идет в конце материала. Например, в случае с новостью об открытии нового филиала банка, в бэкграунде можно сообщить год основания банка, сколько у него уже есть филиалов и т.д. В случае с падением самолета, в бэкграунде можно сообщить были ли ЧП у этой авиакомпании ранее, сколько авиакатастроф происходит в России и мире.

Верстальщик – человек, который занимается вёрсткой газеты.

Вёрстка – процесс расположения текстов и иллюстраций на газетной полосе. Верстальщик в графической программе подбирает шрифты, формирует колонки и т.д. Где будет находиться тот или иной материал, какие к нему будут фотоиллюстрации – это решает редактор, а верстальщик делает всю техническую часть. Этот газетный термин был заимствован и телевизионщиками, где вёрсткой называется сборка воедино телепрограммы из всего отснятого материала.

Видеоряд – набор разноплановых кадров в сюжете. Например, если видеосюжет о проливном дожде, то можно показать людей с зонтиками, лужи, мокрого кота, порванный от шквального ветра рекламный плакат и т.д. Всё вместе – это видеоряд.

Выходные данные – это опубликованные на сайте или в газете/журнале данные об издании (название СМИ, номер лицензии, дата регистрации, тираж и т.д.)

Вычитка – процесс исправления ошибок и опечаток после редактуры. Редактор уже внес свои правки, а затем корректор делает «вычитку» — прочитывает текст и исправляет ошибки.

Глянец – вид красочных журналов, отпечатанных на глянцевой бумаге.

Гражданская журналистика. Деятельность людей, которые не являются журналистами, но которые пишут для СМИ на актуальные злободневные темы. Некоторых общественников и блогеров можно назвать гражданскими журналистами.

Дедлайн – окончательный срок сдачи журналистских материалов редактору. Также дедлайнами называют окончательные сроки приема статей и грантовых заявок на конкурс.

Джинса (жаргонизм) – заказная рекламная статья. Сейчас «джинса» говорят довольно редко. Надо понимать, что рекламная статья рекламной статье — рознь. Если это материал, отмеченный значком «PR» или опубликованный с пометкой «оплачено рекламодателем», то всё нормально, здесь нет обмана читателя. А если это скрытая реклама, поданная как новость, то фактически происходит обман потребителя информации. Такой прием иногда используется, но осуждается настоящими профессионалами журналистики.

Желтая пресса – вид журналистики, специализирующийся на скандальных новостях, слухах, подробностях личной жизни знаменитостей. Осуждается многими профи, так как не несет пользу обществу, даёт непроверенную информацию, не брезгует публикацией фейков.

Закадровый текст – голос корреспондента, звучащий «за кадром». В это время корреспондента не видно, идет видеоряд, который озвучен его голосом.

Интервью – жанр журналистики, беседа журналиста и интервьюируемого.

Источник – обозначение людей и организаций, которые поставляют информацию журналистам.

Клевета — распространение заведомо ложных сведений, порочащих кого-либо, является преступлением.

Колонка – так называют столбец в печатном СМИ или рубрику, в которой пишет конкретный автор. Например, редакторская колонка – там пишет редактор.

Копирайт – знак, обозначаемый как ©. Указывает на частную интеллектуальную собственность, защищенную от незаконного копирования. Такой знак, поставленный, например, после телевизионной передачи, указывает кому принадлежат права на этот информационный продукт.

Корректор – сотрудник редакции, который проводит «вычитку» текста. Как правило, это очень грамотный бывший журналист или человек с филологическим образованием.

Корректура – процесс «вычитки» текста и исправления ошибок. Корректуру не стоит путать с редакторской правкой. Редактор может в процессе чтения журналистского материала исправить ошибку, но его главная задача заключается в другом. Он оценивает стиль текста, информацию, может что-то изменить или добавить.

Лид – первый абзац журналистского текста (после заголовка). Он очень важен, так как люди его видят первым и решают читать ли им дальше или нет. В лиде нужно захватить внимание читателя. Лиды бывают разные, но самый популярный и классический – просто рассказать кратко самое главное о событии.

Материал — обобщенное название продукта, произведенного журналистом.

Новые медиа — термин, применяемый для обозначения интерактивных электронных изданий. К традиционным СМИ относятся печатная пресса, телевидение и радио, а новые медиа – это сайты, на которых используется весь комплекс мультимедийной журналистики – текст, фото, видео, графики и т.д.

Опрос – общение журналиста со случайно выбранными людьми. Как правило, заранее заготавливаются один или несколько вопросов, которые журналист задает всем опрашиваемым. Цель таких опросов — выявить мнение, например, жителей города, по актуальным проблемам.

Папарацци — журналист, снимающий фото и видео известных людей без их разрешения. Такая деятельность не всегда законна и относится к желтой прессе.

Петличный микрофон, петличка (жаргонизм) — вид маленького микрофона, который крепится на воротник журналиста.

Пилот — пробный выпуск телепередачи.

Подводка — речь журналиста перед телесюжетом, которая подводит зрителя к новости. Это что-то вроде лида в печатном тексте.

Пресс-конференция, прессуха (жаргонизм) – мероприятие, проводимое для журналистов. Пресс-конференции организуют люди или организации, которые хотят что-то сообщить представителям СМИ.

Пресс-релиз – текстовое сообщение, подготовленное для СМИ и журналистов.

Репортаж материал, подготовленный с места событий. В ходе репортажа журналист находится на месте событий и подробно описывает происходящее.  

Сетка, сетка вещания – в телевизионной журналистике это расписание программ, их последовательность.

Спикер человек, который что-то рассказывает. Например, проводящий пресс-конференцию или лектор.

Стендап – часть телесюжета, в которой корреспондент появляется в кадре и что-то говорит, обращаясь к зрителям.

Статья — жанр журналистики, в которой автор старается проанализировать какую-то ситуацию или проблему, выявить закономерности, сделать выводы.

Фотобанк – хранилище фотографий в интернете. Бывают платные и бесплатные фотобанки, на которых соответственно можно скачать изображения платно или бесплатно.

Фрилансер – журналист или фотокорреспондент, не состоящий в штате СМИ, но получающий гонорары за свои материалы.

Хромакей – технология замены фона на видео. Людей снимают на зеленом фоне, который затем в компьютерной программе заменяют на интересное изображение или видео. Хромакей применяется на телевидении и при съемке художественных фильмов, а также активно используется видеоблогерами.

Штат — постоянный состав редакции СМИ, эти люди получают заработную плату. Стажеры и фрилансеры в штат редакции не входят.

Эксклюзив – уникальная информация, которой нет у других СМИ.

B2B-издания (би-ту-би издания, business to business) – СМИ, которые создают информационные материалы для бизнеса.

B2C-издания (би-ту-си издания, business to consumer) – обычные СМИ, создающие материалы для обычных зрителей и читателей.

Подготовлено Школой журналистики