Лиз Корбин, глава отдела новостей EBU, выступила с докладом на конференции Института конструктивной журналистики «24 часа будущего журналистики»:
НАДЕЖДА
В английском футболе есть фраза, которая гласит: «Это надежда, которая тебя убивает». Это означает, что лучше не надеяться, что ваша команда выиграет, потому что, когда они проигрывают, терпеть это становится намного труднее.
Но что такое жизнь без надежды? Конечно, никто не стал бы следить за футбольной командой, если бы действительно не было никакой надежды на победу.
Пережив 2020 год, возможно, теперь у вас может возникнуть соблазн согласиться с тем, что те, у кого было меньше надежд на этот год, были избавлены от глубины разочарований. Надежды на путешествия, надежда на времяпрепровождение с семьей и друзьями, надежда на новые приключения, надежда на крепкое здоровье.
Но похоже, что люди заранее настроены на надежду. Ждать с нетерпением. Планировать. Узнавать новое. Работать, чтобы все стало лучше. Мы ничего не можем с собой поделать.
И, вопреки мнению некоторых, журналисты тоже люди. По отдельности вы никогда не встретите более обнадеживающего человека, чем журналист. Мы делаем свою работу, потому что надеемся изменить ситуацию к лучшему. Мы сумасшедшие часы работаем и мучаемся над каждым словом и изображением, потому что верим, мы надеемся, что это сделает жизнь кого-то где-то лучше.
Вот почему меня всегда удивляет то, что мы, журналисты, известны тем, что думаем негативно, всегда ищем худшее в людях; за указание на то, что неправильно, редко на то, что правильно; за то, что всегда критикуем и редко хвалим; или за то, что тратят тысячи слов на обсуждение того, что кто-то сказал, и недостаточно на то, что кто-то сделал.
И, без сомнения, вас, вероятно, не было бы здесь сегодня, если бы у вас не было надежды на светлое будущее журналистики. Надежда изменить этот стереотип. Быть лучше.
И убивает ли нас надежда? Нет, надежда поддерживает нас в живых и мотивирует.
Мы знаем, что информация, которую мы ежедневно получаем на работе, — это сила. И что лучший способ использовать это — расширить возможности всех остальных, убедившись, что у них есть доступ к самой качественной информации.
2020+
Если 2020 год был хорошим годом для чего-либо, можно утверждать, что он был хорош для общественной журналистики. Это журналистика, которая делается, финансируется и контролируется общественностью для общественности. В Европейском вещательном союзе я работаю с более чем 60 редакциями общественных служб. В то время как производство почти во всех остальных сферах вещания упало, выпуск новостей увеличился более чем на 20%. Аудитория вечерних выпусков новостей увеличилась на 250%. На короткое время телеаудитория обратила вспять спад последних 30 лет — даже молодые люди смотрели вечерние новости.
Но, конечно же, наиболее устойчивым успехом были цифровые платформы. Младшая аудитория, ориентированная на цифровые технологии, впервые открыла для себя бренды общественных СМИ.
Идея о том, что национальные вещатели — это динозавры, неспособные к быстрому изменению и обреченные на забвение, исчезла в 2020 году. Журналисты даже удивились тому, насколько быстро они адаптировались и насколько креативны они были в условиях жестких ограничений COVID.
Да, это было утомительно, да, это было неприятно, даже опасно. Но это имело значение, это было оценено по достоинству, и это спасло и изменило жизни. И если это то, на что вы надеетесь в этом бизнесе, 2020 год был успешным.
После нескольких грубых лет альтернативных фактов, войны против экспертов и экспоненциального роста нерегулируемых платформ, которые разрушили бизнес-модель коммерческой журналистики … факт в том, что люди внезапно вспомнили, что правда имеет значение.
Эта правда действительно может означать разницу между жизнью и смертью.
Важно то, откуда мы получаем нашу информацию. Журналистика и общественные СМИ бесценны.
И я не знаю как вы, но, несмотря на то, что мы устали и в синяках от 2020 года, это определенно положительный момент.
В конце концов, нападения на журналистов и их ценности, которые мы отстаиваем, не прекращаются. Фактически, пандемия выявила худшее в тех, кто любит стрелять в посланника, когда им не нравится сообщение.
И спрос на информацию был ненасытным — мы не успевали. Сколько бы качественной журналистики мы ни создавали в этом году, людям хотелось большего.
Итак, чем это положительный момент? Наши бюджеты ниже, чем когда-либо. Все делают больше за меньшие деньги. Репортеры теле- и радиовещания выходят в прямой эфир со своих телефонов. И все же, прежде чем вы скажете, что стандарты снижаются, посмотрите старую телевизионную новостную программу, первую полосу старой газеты, послушайте старый документальный фильм по радио и затем скажите мне, снижаются ли стандарты. Они не снижаются.
Потому что журналисты всегда хотят улучшить ситуацию. Они всегда хотят совершенствоваться.
Мы надеемся, что мы больше не будем находиться в режиме кризиса, но смелые идеи и решения, навязанные нам кризисом, должны продолжаться. Это должен быть решающий момент для журналистики.
ИЗМЕНЕНИЕ
Никто не сомневается в том, что мы живем и отчитываемся в то время, когда песок так быстро движется под нашими ногами, что мы часто задаемся вопросом, как мы вообще остаемся в вертикальном положении. Или мы ловим себя на том, что преследуем постоянно отступающий прилив, только чтобы заметить цунами на горизонте и в конечном итоге отчаянно бежать в противоположном направлении.
Изменения должны быть постоянными, это не должно быть борьбой, и они должны быть устойчивыми в рамках нашей повседневной работы.
СМИРЕНИЕ
Для начала нам нужно быть более скромными. Это означает отказаться от наших предубеждений о том, как следует вести журналистику.
В журналистике нет правил, в ней есть ценности. Вероятно, поэтому, если вы говорите большинству журналистов, что они не могут что-то сделать, то они изо всех сил стараются доказать, что могут.
Но это означает, что мы никогда не должны зацикливаться на рассказе определенных типов историй или использовании определенных типов рассказывания историй. Мы должны придерживаться наших ценностей, но должны экспериментировать.
Итак, когда ARD, производители самого высокого рейтинга и самого официального новостного бренда Германии, Tagesschau, решили поэкспериментировать с TikTok, я могу только представить себе удивленные лица. Но это сработало.
Почему вы занялись новостным бизнесом? Что именно в журналистике заставило вас подумать — «это моё»?
К счастью, я не из тех надоедливых людей, которые говорят, что попали в журналистику случайно. Я решила стать журналисткой, потому что не могла придумать ничего более интересного. И я до сих пор не могу придумать ничего интереснее, чем быть журналистом.
Каждый день разный. И хотя нам всем трудно измениться, мы должны напоминать себе, что именно перемены привели многих из нас сюда в первую очередь. Нам не нужна была работа, которая была бы одинаковой изо дня в день.
Когда вас просят указать вашу профессию в официальной форме или что-то еще, вы говорите «журналист» с оттенком гордости. Думаю, теперь, когда я редактор, руководитель отдела новостей, мне это нравится еще больше. Журналист больше не входит в мою должность, но это моя профессия, это мое призвание.
Это также огромная привилегия — не только быть свидетелем событий, которые действительно меняют ход истории, но и нести тяжелую ответственность за предоставление точной и беспристрастной информации.
Чтобы добиться успеха, сообщество — все мы — должно иметь как можно более широкий диапазон голосов, и оно должно быть уверенным, что все голоса будут услышаны. Быть скромным — значит знать, что ваша точка зрения не единственная. Как бы долго вы ни занимались этим бизнесом, вам всегда есть чему поучиться, и человек, который вас учит, вероятно, не такой, как вы.
Чтобы служить нашей аудитории, нам нужно быть ими, нам нужно знать, каково это быть на их месте. Конечно, вы не можете прожить чью-либо жизнь, кроме своей, но вместе мы можем добиться большего успеха в этом.
ВДОХНОВЕНИЕ
Сегодня я хочу, чтобы вы почувствовали вдохновение. Я хочу, чтобы после тяжелого года вы знали, насколько важно то, что вы делаете. И лучшее, что вы можете делать каждый день, — это отличная журналистика, которая затрагивает как можно больше людей и оказывает влияние.
Но, к сожалению, это не единственное, что нам нужно делать в наши дни. Пусть наша журналистика, конечно, говорит сама за себя, но мы также должны отстаивать себя и свои ценности. Мы не можем стоять в стороне, поскольку коммерчески финансируемая журналистика разоряется из-за вышедшей из-под контроля индустрии рекламных технологий. Поскольку общественные СМИ подвергаются нападениям или компрометации со стороны своих правительств. Поскольку компании социальных сетей, более крупные в финансовом и политическом плане, чем некоторые страны, становятся неприкасаемыми. Где потребители стали товаром. А качественные новости изо всех сил пытаются заявить о себе на фоне шума корпоративных интересов и политического вмешательства.
Многие из людей, с которыми я работала на протяжении своей карьеры, — самые умные люди, которых я когда-либо встречала. Но самые умные никогда не осознают, что они самые умные, потому что они всегда сосредотачиваются на том, что нужно улучшить, они пытаются улучшить ситуацию.
Не переставайте надеяться, не упускайте этот момент, помните о своих ценностях, будьте скромными. И самое главное, примите перемены. Будущее журналистики зависит от вас!
Если Вам понравился материал, поделитесь им: