Как писать новости

журналистика и написание новостей

Достаточно усвоить эту теорию, присмотреться к новостям на сайтах информагентств и поучиться писать самостоятельно. Вы увидите, что каждая ваша новая заметка будет лучше и лучше.

Правильно написать новость – настоящее искусство. Но научиться этому не сложно. Прежде чем начнём раскрывать алгоритм написания, вспомним, что такое новость.

Новость – актуальная, свежая информация, полученная из Ваших собственных источников. При написании новости Вы должны держать в голове следующие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Такой способ поможет Вам не забыть некоторые аспекты, которые нужно обязательно упомянуть в своей статье.

Новостная заметка — самый важный жанр, основа всей журналистики новостная заметка, или говорят «информационная заметка». Как мы уже писали в первом уроке, в заметке вы кратко рассказываете о каком-то произошедшем событии. бъем новостной заметки небольшой меньше одной страницы печатного текста.

Написать информационную заметку не сложно. Не забывайте, в журналистском материале должен быть информационный повод (это событие, что-то что произошло например, открылся детский сад, закрылся завод или в ваш город приехал известный человек). В новостной заметке должен быть заголовок, лид, подробности и бэкграунд. Каждому из этих компонентов заметки будет посвящен отдельный урок. Пока что запомним:

Заголовок это название материала, он привлекает внимание читателя, даёт первичную информацию. Заголовок новостной заметки это как вывеска у магазина. Это анонс материала.

В лиде мы кратко сообщаем о произошедшем событии и упоминаем о чем пойдет речь далее. Два-три предложения для лида вполне достаточно. Никаких лишних подробностей в нём не должно быть.

Бэкграунд это заключительная часть новостной заметки, в которой мы можем рассказать о предыстории этого события или дать справочную информацию по рассматриваемой теме. Уместите бэкграунд в небольшой абзац.

Чтобы научиться хорошо писать, делать качественные журналистские материалы, нужно читать прессу. Сейчас многие издания имеют свои сайты и при наличии интернета вы можете в любое время ознакомиться с последними новостями. Я рекомендую вам читать каждый день газетные статьи и новости информационных агентств. Выбирайте ту информацию, которую вам интересно читать, которая будет вам полезна. Отмечайте, запоминайте удачные заголовки, правила оформления цитат и другие детали. Мы не будем рекомендовать конкретные издания, поскольку вы живете и работаете в другом городе или даже в другой стране. Вам проще определиться с выбором СМИ.

Не перегружайте себя информацией! Достаточно прочитывать несколько публикаций в день. Позволим себе на мгновение отойти от темы журналистики и посоветовать один из приёмов тайм-менеджмента, позволяющий сократить утечку нашего бесценного времени. Очень часто электронная почта и чтение новостей в интернете отнимают безумно много времени. Заранее определитесь сколько минут вы выделяете на чтение газет и новостей (например, 15 или 30 минут). После того как выделенное время истекло, безжалостно закрывайте все газеты, журналы и страницы интернет-браузера и возвращайтесь к ним только завтра или во второй половине дня. Попробуйте что-нибудь написать, потренируйтесь, даже если вы далеки от журналистики и не работаете в СМИ. Это не домашнее задание, но если вы потренируетесь таким образом, то получите определенный опыт.

Структура новости. Начнём с того, что залог правильно написанной новости – чёткое следование структуре, т.е.:

пирамида треугольник

1. Заголовок, который должен обращать на себя внимание и заставить читателя не переворачивать страницу газеты, а остановиться на вашей новости. Статья на по теме: Какие бывают заголовки.
2. Лид – отвечает на вопросы что, где, когда, кто сделал, как и.т.д. Прочитайте Как написать лид.
3. Содержание новости – этот пункт, собственно, и раскрывает то, что анонсировалось в лиде, со всеми подробностями и деталями.
4. Бэкграунд – вспомогательная информация, которая чаще всего носит справочный характер, например, предыстория описываемого события. О бэкграунде подробнее.

Многие начинающие журналисты сталкиваются с проблемой написания заголовка. Помните, что он должен «продавать» новость читателю, «попадать в десятку». Во всяком случае, существуют несколько видов заголовков:

1. Стандартный: не привлекает особого внимания, чётко и ясно описывает суть новости, без «желтизны».

Чаще всего журналисты используют такой тип заголовка, когда событие само по себе интересно аудитории и не требует особого усиления для привлечения внимания.
Пример: Курс рубля поднялся на Х позиций.
Правительство обещает поднять пенсии на Х рублей.

2. Заголовок – интрига: обычно такой заголовок содержит недосказанность, у читателя появляется мотивация узнать, чем же закончилось дело. Именно этот эффект вызывает желание прочитать Вашу статью.
Пример: Несколько известных московских ВУЗов лишены аккредитации (специально не указываем названия образовательных учреждений)
В США сменился лидер конгресса.

3. Заголовок – вопрос : точно сможет заинтересовать читателя и отлично работает на привлечение внимания, но не следует злоупотреблять таким типом заголовков, например, обилие таких первых строк покажется странным читателю, и тогда получится противоположный эффект.
Пример: Снижение пенсий по всей стране. Что ответить народу Путин?
Какие изменения в ЖКХ ждут россиян в новом году?

4. Заголовок – комментарий: содержит цитату главного героя новости. Подобные примеры можно наблюдать на сайтах известных личностей или на обложке журнала.
Пример: Алла Пугачёва: «Я вернулась на сцену!»

Часто начинающие журналисты путают лид новости и её содержание. Но тут тоже всё довольно ясно.
Для начала выберем тот вопрос, о котором мы рассказывали выше, и выделим его в лиде. С ответа на главный выбранный вопрос будет начинаться и лид, и само содержание.

Например, вы выбрали вопрос «Что?», то есть с него мы должны начать заполнять наш лид: « Повышение оплаты на услуги ЖКХ вызвало бурную реакцию среди россиян, в региональных правительствах тысячи претензий и петиций от жителей».

Принято писать лид в телеграфном стиле, чтобы чётко изложить суть новости без лишних подробностей, но нужно обязательно упомянуть важные факты Вашей новости.
Пример: Банк Х в 2017 году обещает низкие проценты на выдачу кредита до 7% годовых.
Внимание, в лиде указаны название банка и процент, который больше всего интересует читателя.

С написание содержания новости не возникает особых проблем: здесь нужно написать 2-3 абзаца, полностью раскрывающие событие. Допускается упоминание большего количества деталей и фактов, помогающие читателю усвоить новость.
Пример: «У россиян появится возможность взять кредит под малые проценты. Будут открыты специальные программы кредитования для молодых семей и пенсионеров с еще более выгодными условиями – до 5%.
Чтобы взять кредит в банке Х, жителям больше не нужно приносить с собой кипу документов, требуется заполнить заявление-анкету, паспорт и справку, подтверждающее Ваше финансовое состояние и трудовую занятость».

Последний пункт, но не менее важный – бекграунд. Обычно это дополнительная информация, носящая справочный характер, которая помогает читателю узнать больше о том, или ином человеке, компании или акции.
Пример: Банк Х был открыт в 1924 году для помощи населению страны после разрушительной Гражданской войны».

Кстати, журналист не должен забывать о безопасности в интернете. Краткие рекомендации по безопасности в интернете:

— Сомневаетесь в подлинности полученного электронного письма? Свяжитесь с отправителем по телефону или мессенджеру. То есть получив информацию по одному каналу связи, можно перепроверить её по другому каналу.

— Имейте другой электронный адрес, отличный от основного, для регистрации на вебинары и на сомнительных сайтах.

— Используйте проверенные менеджеры паролей, это удобно и повышают вашу безопасность.

— Выкладывайте в интернет как можно меньше личной информации, которая может быть использована злоумышленниками — фотографии документов, имена детей, своё местонахождение в данный момент и т.д.

— Старайтесь не использовать общественный wi-fi.

Что такое лид и врезка?

Лид (на изображении отмечен цифрой 1)– это первый абзац журналистского материала. Это краткий текст, который располагается между заголовком (подзаголовком) и основным текстом. Как правило, лид сообщает суть материала, самые главные подробности. Но бывают и другие лиды — интригующие, цитатные и т.д.

Печатается лид, как правило, жирным шрифтом. Задача лида заключается в том, чтобы зацепить внимание читателя, вовлекая его в дальнейшее чтение. Как правило, лид отвечает на вопросы «что?», «кто?», «где?», «как?».

В самом начале своего журналистского пути мы рекомендуем писать лиды, в которых кратко даётся самая важная информация. Такой лид хорош и для печатных и для интернет-изданий. Позже вы сможете поэкспериментировать и с другими видами лидов.

Наши студенты нас спрашивают: «есть разница в лидах для газет и интернет-изданий?» Большой разницы между видами СМИ нет. Если в заголовках есть четкое отличие между печатными и интернет-изданиями, то в лиде его практически нет. Повторим на счет «цепляющих» и необычных заголовков: мы бы не советовали вам сильно на этом концентрироваться. Лучше дать людям четкую и качественную информацию, а не увлекаться созданием интриги в лиде.

Что такое врезка (на изображении отмечена цифрой 2)?  Врезка – это элемент композиции журналистского материала, обособленно расположенный в начале, внутри или внизу газетной полосы. В интернет-изданиях используется редко, часто применяется в газетах и почти всегда в глянцевых журналах. Представляет собой краткое пояснение, яркую цитату, комментарий, вывод или таблицу, вынесенные в рамку или набранные отличным от основного текста шрифтом.

Виктория Педан, Евгений Захаров

Журналистика: призрачная мечта или реальность?

Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос о выборе жизненного пути. Кто-то отвечает на него без затруднения — ведь он всю жизнь мечтал создавать произведения искусства и с раннего детства оттачивал навыки академической живописи или, к примеру, ощущал желание спасать человеческие жизни и поступил в медицинский институт. Как понять, является ли журналистика вашим призванием?

Профессия журналиста – это, прежде всего, активная деятельность, которая требует от человека не только умения писать грамотные и интересные тексты, но и определенных личностных качеств. Ниже мы приведем примеры нескольких из них.

1. У вас крепкое ментальное здоровье. Эмоциональные нагрузки – частое явление в работе журналиста. Факторы, способные негативно отразиться на состоянии психики, можно обсуждать долго, начиная от банального ненормированного графика, недосыпа и заканчивая получением моральной травмы при создании шокирующих новостных материалов (освещение терактов, актов насилия и т.д). При выборе этой профессии Вы должны осознавать, что ее специфика требует моральной устойчивости.

Если Вы тяжело справляетесь со стрессовыми ситуациями, но идея стать журналистом Вас не покидает, попробуйте подыскать для себя альтернативные варианты работы. К примеру, копирайтинг также связан с обработкой информации и написанием текстов. Ключевым различием работы журналиста и копирайтера является цель создания контента: первый информирует окружающих о произошедших событиях, второй – дает аудитории сведения о продукте (услуге или организации) в коммерческих целях.

2. Вы открыты к общению с другими людьми. Главными героями любого новостного повода практически всегда являются люди. Спикеры, очевидцы, эксперты помогают журналисту выяснить детали события, о котором он пишет заметку. Взаимодействие с ними необходимо. Если Вы предрасположены к интроверсии, работа в сфере журналистики регулярно может вызывать у Вас неловкость и ступор. Как же любить свое дело, если при выполнении рабочих обязанностей Вы постоянно сталкиваетесь с дискомфортом?

3. Вы можете быть скептичным. Журналист обязан смотреть на каждый новостной повод, взятый за основу его статьи, трезвым и непредвзятым взглядом – ведь цель его работы донести до читателя объективные данные. Собственные интересы и мнения, о которых прямо-таки хочется кричать, лучше приберечь для личного блога. Последите за собой, за тем, как Вы делитесь произошедшими в Вашей жизни событиями с близкими. Если Вы заметите за собою склонность приукрашать свой рассказ для того, чтобы он звучал интереснее, то знайте – прежде чем стать акулой пера, Вам предстоит проделать большую работу над собою и своими привычками.

4. Вы любознательны. Если человек чем-то всерьез увлекается, то очевидно, что он постоянно будет искать новые данные об объекте своего интереса. Широкий кругозор и наличие множества интересов из разных областей – неотъемлемые качества хорошего журналиста. Знания и жизненный опыт помогают не только оценивать факты с разных сторон, но и определяют область журналистики, в которой Вы, возможно, сможете работать. Проявление пассивности и нежелание учиться – худшие враги начинающего журналиста.

Если вдруг Вы не обнаружили у себя каких-то из приведенных выше качеств – не печальтесь и не опускайте руки. Везде можно найти компромиссы. Вспомните слова Теодора Рузвельта: «Лучший подарок в жизни — это возможность много трудиться на работе, которая того стоит», и смело идите к своим целям.

Марина Рудская

«Журналистика для меня — профессия мечты»

Анна ГерасимоваПриветствую всех, меня зовут Аня и я из Москвы. Сейчас, когда мне 14 лет, я осознала, с какой профессией мечтаю связать жизнь. Мой выбор пал на журналистский факультет, так как я люблю излагать свои мысли в письменной форме, быть в центре событий, узнавать самые горячие новости, доносить их до остальных и, конечно, общаться с люди, задавая им вопросы и интересуясь их мнением. Поэтому журналистика для меня — профессия мечты.

И как только я поняла, в какой профессии буду чувствовать себя, как рыба в воде, то сразу же начала активные поиски вузов на просторах интернета. Мой выбор остановился на 4 учебных заведениях, однако окончательного варианта у меня нет, так как нужно взвесить все «за» и «против», трезво оценить свои шансы на поступление, поэтому на данном этапе я решила положить все свои силы на учебу.

К сожалению, у меня нет ничего, что можно было бы включить в портфолио, и никогда мне не выпадала возможность писать какие-либо статьи. Порой писала что-то исключительно для себя, иногда комментировала творческие начинания моих друзей. Но с недавнего времени я стала исполнять обязанности журналиста в школе — буду писать о событиях, которые у нас происходят, и публиковать на нашем сайте, что послужит неплохой практикой.

Из своих личных качеств, которые мне помогут достигнуть желаемого, я бы отметила свою коммуникабельность в общении, целеустремленность и желание постоянного саморазвития, поиска новой информации, а также усидчивость, ведь я готова потратить все свое время, но сделать то, что необходимо.

Я верю в свои силы и готова вступить в мир журналистики!

Анна Герасимова

Журналистское образование в Москве

девушка с ноутбуком обучение журналистика

Москва — город, в котором вы сможете получить одно из самых лучших журналистских образований. Для этого вы можете пойти учиться в университет, либо начать посещать специальные курсы. В этой статье мы разберем где и как можно стать журналистом.

Если вы хотите получить диплом о высшем образование по специальности «журналистика», то нужно подобрать подходящий вуз. Первый в списке — это МГУ имени М.В. Ломоносова, об его известном факультете журналистки слышали многие. Обучение на бакалавриате здесь длится 4 года на очной форме и 5 лет на очно-заочной. Необходимые предметы ЕГЭ: иностранный язык, литература, русский язык. А также необходимо пройти творческое испытание, в ходе которого необходимо продемонстрировать свое умение интерпретировать заданную тему, ответить на хитрые вопросы о журналистике и вашей мотивации поступления, написать эссе (уточняйте подробности на сайте МГУ или в приемной комиссии).

Также факультет журналистики есть в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Предметы ЕГЭ аналогичные, что и в МГУ, но творческое задание другое, с ним можно ознакомиться на сайте hse.ru.

Тем, кто уже имеет какое-либо образование и не хочет тратить 4 года, советуем обратить внимание на курсы. двух заведений: «МПЦПО при телецентре «Останкино» и «Первая Медиа академия МИРБИС». Обучение проходит 12 месяцев, после которого вы получите диплом о профессиональной переподготовке. Вступительных экзаменов нет.

Сейчас много курсов журналистики, можно найти на любой вкус и цвет. Дистанционное образование — хорошая альтернатива. Есть и медиацентры, и кружки для детей. Вообще журналистика — это и интересное хобби, а может быть и работой, и увлечением, и дополнительным заработком. Да и простому человеку полезно быть медиаграмотным, отличать фейки и вымыслы от правды.

Онлайн курсы по журналистике позволяют в сжатые сроки изучить теорию и попрактиковаться. Например, наша Школа журналистики проводит качественное обучение, которое дает возможность удачно стартовать в журналистике.

Решили поступать на жуфрак? Значит надо готовиться к дополнительным вступительным испытаниями (ДВИ). Приглашаем вас на наши подготовительные курсы «Будущий профессионал». Фома обучения дистанционная — каждую неделю мы отправляем текстовые уроки и видео, в уроках есть несложные задания. Тренер в любое время отвечает на ваши вопросы по электронной почте. Наши ученики пишут тексты, которые мы публикуем на сайте Школы журналистики. Выдаем два сертификата («Основы журналистики» и «Подготовка к журфаку») и рекомендательное письмо. А еще мы дарим нашим учащимся дарим любую (по вашему выбору) бумажную книгу на тему журналистики.

Примерная программа курса «Будущий профессионал»: подготовка к написанию сочинения, подготовка к собеседованию, жанры журналистики (новостная заметка, статья, интервью), журналистика данных, общественно-политическая обстановка в мире, работа в штате СМИ и внештатное сотрудничество, гранты и конкурсы, медиаграмотность и фактчекинг, другое.

Репутационный PR и менеджмент

Репутация – не пустой звук, как для специалиста конкретной профессии, так и для целой компании. В первом случае речь идет о личном бренде – как человека будут воспринимать потенциальные работодатели. А во втором — о бренде компании, ведь именно от репутации зависит лояльность клиентов. Конечно, наряду с привлечением клиентов, организация всегда будет работать и с их оттоком. Для этого обычно привлекают специальных сотрудников.

С появлением социальных сетей стало проще рассказать о своем бренде, но и потребителям стало легче узнать о недостатках продукции. Рекламщики, в том числе и коммерческие журналисты стараются сделать так, чтобы привлечь клиента, рассказать о плюсах товара. А репутационные менеджеры должны быть тут как тут, когда покупатель вдруг обнаружит некие минусы.

В чем же заключается их работа? В отличие от журналистов и рекламщиков, им необязательно обладать талантом к художественному написанию текстов. Но крайне важны познания в психологии, социологии, грамотность. Их задача – отслеживать отзывы о продукции, компании в социальных сетях, чтобы вовремя стараться нейтрализовать негативную оценку, публично ответить претензионному клиенту, предложить помощь, извиниться, помочь решить вопрос тоже публично, чтобы остальные читатели видели, что компания дает обратную связь и проявляет лояльность к клиенту. Иногда такой подход действует на потенциальных клиентов, как отдельный тип рекламы. Такая компания кажется уже заочно проверенной и вызывает доверие. Также менеджеры благодарят за хорошие отзывы, тем самым выстраивая долгосрочные отношения с клиентами.

Чаще всего на такие должности берут журналистов, социологов, психологов, рекламщиков.

Иногда компании используют не самый лучший подход для улучшения своей репутации. На различных базах для фрилансеров они размещают задания, например, написать положительный отзыв об их продукции. Это совсем не честно, ведь человек, который оставляет отзыв, в действительности никогда ей не пользовался. Это не совсем корректно и с позиции автора такого отзыва – вводить в заблуждение своих читателей.

По сути, на этом строится и работа блогеров, которые берутся за рекламу продукции, понимая что им нужно о ней рассказать. Такая нативная реклама пользуется популярностью, но, увы, не всегда правдива.
При этом есть ситуация и более ужасающая, когда заказывают отзывы заведомо негативные, чтобы нанести урон репутации компаний-конкурентов.

Анна Коротченкова

В журналистику из другой профессии

Посетители сайта Школы журналистики заходят на него с разными целями, но их объединяет одно – узнать больше о журналистике. Кто-то проходит курсы, другие готовятся к поступлению на журфак, другие читают нужные им статьи. Многие задумываются о работе журналистом и ставят перед собой вопрос: «обязательно ли учиться на журфаке, чтобы работать в СМИ?» Ответ на этот вопрос очевиден, если мы посмотрим на биографии известных российских журналистов. Текст подготовил наш онлайн-студент Линар Ханипов.

 

журналист Владимир ПознерВладимир Познер

Образование: биолого-почвенный факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Известного в России и за её пределами журналиста можно  назвать главным примером «акулы журналистского пера» без диплома журфака.

Напишем его биографию в один абзац текста. Родился Владимир Познер в Париже (Франция), в семье российского эмигранта и француженки. Сейчас ему 87 лет. В годы Второй мировой войны семья Познера, спасаясь от фашистской Германии, которая оккупировала Францию, бежала в США. В 1952 году они переехали в СССР. В возрасте 27 лет Познер устроился на работу в Агентство печати «Новости», позже был радио- и телевизионным ведущим. Наибольшую известность приобрел во времена, когда был ведущим телемоста «СССР-США», в 1980-е годы советские граждане с большим интересом смотрели эти передачи. После распада Советского Союза несколько лет жил в США, затем вернулся в Россию. Сейчас ведёт свою авторскую программу «Познер» на Первом канале.

Здесь мы хотим сделать небольшое пояснение. Большинство людей, далеких от мира журналистики, думают, что сейчас он работает на телеканале, трудоустроен там и получает зарплату. Нет, он создаёт программу и продаёт её телеканалу. У него есть договоренность, что он делает для них выпуски, а они их покупают. Это совершенно другой уровень дохода и всё-таки больший уровень свободы.

В наши дни, когда Познер, уже добился всех вершин, какие может желать телевизионный журналист, он продолжает активную деятельность. В том числе у него есть свой сайт pozneronline.ru, в Инстаграме instagram.com/pozneronline он делится своими мыслями и отвечает на вопросы, пишет книги, снимает документальное кино.

Познер не стал специалистом по физиологии человека, имея на то соответствующий диплом. Сначала он нашёл себя в лингвистической деятельности, зарабатывая на жизнь переводами. Затем его пригласил к себе на работу секретарём Самуил Маршак. А вскоре Познер стал работать журнаистом.

Он считает систему подготовки в школе журналистики Колумбийского университета (Columbia University Graduate School of Journalism) лучшей в мире. Не потому что там собраны лучшие преподаватели, внимая которым, можно научиться писать блестящие тексты. По мнению Познера, невозможно стать полноценным журналистом без жизненного опыта за плечами. А в школу журналистики вышеупомянутого университета поступают взрослые состоявшиеся люди, уже имеющие иное высшее образование. То есть, уже чего-то добившись в жизни в другой сфере, они вновь становятся студентами, переучиваются с осознанием того, что работа в СМИ – их настоящее призвание.

 

журналист Алексей ПоповАлексей Попов

Нет высшего образования.

От общеполитической – к спортивной журналистике.

Старт профессионального пути Алексея Попова стремителен, как разгон Феррари. Его карьера началась в 17 (!) лет. Свой журналистский талант он продемонстрировал в начале девяностых, когда в нашей стране только-только стали освещать новости о Формуле-1.

В 1991 году юный Алексей, увлекающийся автогонками, прочитал статью в одной крупной спортивной газете об этапе «королевских гонок». Его удивил сам факт появления подобной информации в наших СМИ, но не меньше он удивился некомпетентному содержанию материала. И возмущённый юноша-максималист отправился в редакцию, нашёл автора и указал ему на допущенные ошибки и промахи. Журналист (оказавшийся, кстати, заместителем главного редактора) отреагировал на критику предложением в стиле футболистов нынешней сборной России – попробовать сочинить статью самому. Тем самым он открыл дверь Алексею Попову в журналистскую профессию. На следующий день нашего героя ждала приятная неожиданность: его текст оказался на страницах газеты с подписью «Алексей Попов».

С того дня его карьера шла неизменно по восходящей, и сегодня Попов – значимое лицо в журналистском клубе чемпионата мира Формула-1. Как успешная личность без какого-либо высшего образования, он акцентирует внимание на саморазвитии, подчёркивая, что зачастую самообразование эффективнее «целого года безделья и пяти бессонных ночей на подготовку к сессии».

 

журналист Евгений ДзичковскийЕвгений Дзичковский

Образование: Ставропольское высшее военное инженерное училище связи.

Смена профессии – психологически нелёгкое решение, требующее смелости и уверенности в собственных силах. А переквалифицируясь в журналиста, становясь человеком публичным, серьёзно рискуешь репутацией. Чтобы сделать подобный шаг, необходимо обладать мужеством. Коим наш следующий герой определённо обладает. Евгений Дзичковский, видный спортивный обозреватель, пришёл в журналистику из Вооружённых Сил.

33-летний старший офицер Дзичковский служил в Ракетных войсках стратегического назначения, на ядерном щите страны. Но и при суровой дисциплине у него находилось время на увлечение спортом. Будучи неплохим атлетом, закалённым армейской подготовкой, свою спортивную страсть он удовлетворял чтением любимой газеты «Спорт-Экспресс», не пропуская ни одного номера. И однажды наткнулся на объявление о конкурсе, который успешно прошёл и получил приглашение на стажировку.

Карьера журналиста Дзичковского начиналась с неодобрения со стороны руководства ВС РФ, откуда подполковников неохотно отпускают просто так на сторону, тем более в СМИ. Пришлось фанату спорта писать слёзный рапорт с прошением об отставке, дабы не упустить шанс трудоустроиться в любимую газету.

«Я выбрал не СМИ, а «Спорт-Экспресс». Это была моя религия: любил спорт, но «Спорт-Экспресс» – ещё больше. Как болельщик и читатель».

Руководство хоть и грозило серьезными последствиями за досрочное расторжение контракта, но в итоге пошло навстречу. И супруга подполковника поначалу уговаривала его от кардинальных перемен, не понимая, как можно уйти с военной службы в СМИ.

– Ну куда ты идёшь? В армии уже чего-то добился. Тут придётся начинать с нуля, а деньги те же.

– Ты не понимаешь. Даже если вообще не будут платить, всё равно уйду. Меня в «Спорт-Экспресс» берут!

Через несколько лет жена признала его правоту.

Евгений Дзичковский проработал в «СЭ» 15 лет. Из-за разногласий с новым руководством, покинул издание. Спустя некоторое время начал работать на другое авторитетное спортивное СМИ.

 

О представительницах прекрасного пола

Нельзя оставить без внимания женщин, которые реализовались в журналисткой профессии без учебы на журфаке. Мотивы решений стать журналистом часто объясняют словами: «Я училась/учился в техническом вузе, и понимала/понимал, что работа инженером – не моё. Хотелось интересной работы, где не будет ни минуты скуки».

журналист Ирада ЗейналоваНи минуты скуки и море адреналина – так характеризует свою деятельность популярная ведущая и репортер ТВ Ирада Зейналова. В качестве будущего инженера-технолога по металлам и сплавам, она была направлена на стажировку и защиту диплома в США, Пенсильванию. Того требовала новизна её специализации, так как в альма-матер – МАТИ им. К.Э. Циолковского – в то время не было соответствующего оборудования.

Хорошо попрактиковавшись в английском, спустя пару лет, Зейналова получила приглашение поработать переводчиком на телевидении. Устроилась без мыслей о журналистике. Но стоило попробовать – и затянуло. Как признаётся сама Ирада, адреналин репортёрской деятельности держит её в тонусе весь день.

журналист Мария КонюковаКак и Ирада Зейналова, петербургская журналистка Мария Конюкова тоже училась на инженера. Окончание престижного вуза сулило работу по востребованной специализации и более-менее стабильную зарплату. Но это не мотивировало 22-летнюю выпускницу СПбГПУ.

«Шёл 1994 год. Меня смущало то, что я буду проводить время за чаепитиями, перемежающимися с вялой инженерной деятельностью в некоем НИИ, правда, в тепле и безопасности… С плохо преодолеваемым отвращением я писала дипломную работу в своём техническом вузе…»

Спасением от меланхолии послужило объявление в городской газете. Мария с воодушевлением откликнулась на предложение пройти журналистский мастер-класс с последующей стажировкой.

 «Я была приятно удивлена, узнав, что тружусь бок о бок не только с выпускниками «профильного» факультета, но и с журналистами, закончившими Политех, Технологический институт, физфак университета и другие совсем негуманитарные вузы: оказывается, я не одинока во Вселенной! Некоторые коллеги оказались даже кандидатами технических наук. Жертвы убеждения «инженеры-то никогда не пропадут» не пропали на самом деле. Но не как технари. Поразительно, но я десятки раз видела людей, которые из инженеров переквалифицировались в журналистов, писателей, артистов. А вот свидетелем обратного перехода не была ни разу. Видимо, технарей на самом деле намного больше. И из тюбика, до отказа набитого инженерами, хорошими и разными, нет-нет да и «выдавится» какая-нибудь «акула пера».

Вышеприведённые истории убедительно доказывают, что для начала журналистской карьеры необязательно учиться на журфаке. Главное здесь – высокая мотивация и большое желание работать в СМИ, стремление к саморазвитию. Кстати, основами теории и практики работы журналиста можно овладеть на курсах Школы журналистики. Но мы не отговаривает тех, кто хочет поступить на журфак. Если человеку нравится журналистика, если он стремится к ней уже в 16-17-18 лет, то это его путь. И этот путь будет проще, чем у человека без диплома журфака. А саморазвитием, курсами и практикой можно устранить все пробелы с жизненным и трудовым опытом, о которых говорилось в этой статье.

Мультимедийная журналистика, сторителлинг и лонгрид

Сегодня расскажем о мультимедийном формате журналистских материалов, сторителлинге и лонгриде.

Мультимедийный формат — это когда одновременно используются при подготовке материала разные мультимедиа, то есть текст, видео, аудио, инфографика и т.д. и т.п.

А сторителлинг – это рассказывание историй. Это прием, с помощью которого можно поведать о чем-то интересном этому миру.

А вот сами журналистские материалы, написанные как истории, называются лонгрид. Да, опять английское слово – longread, что дословно означает «долгое чтение» или «длинное чтение».

Рассмотрим пример лонгрида из русскоязычной прессы. Сайт газеты «Комсомольская правда» предлагает нам историю «Америка заколоченных небоскребов». Посмотрите её на сайте kp.ru/best/msk/move/real-usa/ . Согласитесь, интересно посмотреть-почитать материал в  таком формате?

Посмотрите несколько видео, в том числе об универсальном журналисте, в котором демонстрируется как слаженно работает редакция и используются разные форматы для подачи материала и текст, и видео, и фото, и карикатуры.

В современных редакциях уже работают не только журналисты, редактор, корректор, верстальщик и фотокорреспондент. Им помогают веб-дизайнер, художник и сотрудники, которые работают с видео/аудио материалами и социальными сетями. Вы не должны быть универсальным журналистом, умеющим делать всё, но нужно, по крайней мере, знать об этом в общих чертах.

Например, первые шаги в этом направлении можно сделать в программах, встроенных в ваш Windows, которые есть на каждом компьютере. В зависимости от версии вашей операционной системы они называются по-разному. Например, в Windows-10 это «Фотографии» и «Видеоредактор». С их помощью можно обрезать, повернуть, улучшить изображение и видео.

Не составит особого труда найти и подходящие приложения для мобильного телефона в Play Market для Android и App Store для iPhone. Например, нормальным приложением для монтажа видео является приложение InShOt. Ведите более активно свой профиль в Instagram, это тоже хорошая практика. Если вы освоите изготовление инфографики и приобретете другие полезные навыки вам это, безусловно, пригодится в будущем.

Чтобы сделать инфографику не обязательно владеть в совершенстве графическими компьютерными программами. Вполне можно обходиться специальными сервисами в интернете. Например, сайт https://infogr.am создан специально для этой цели. Он англоязычный, но разобраться в нем можно и без знания иностранного языка.

Для создания видеоинфографики тоже есть специальные сайты, например, этот http://www.powtoon.com. Ознакомьтесь с предложенными сайтами, попробуйте что-нибудь сделать, поучитесь.

Журналисту пригодятся многие знания. Следующий совет не обязателен, но можно, например, освоить «слепой» набор текста всеми пальцами.

Как написать интересный текст

Вы знаете сколько времени в среднем тратит человек на то, чтобы оценить нравится ему видео или нет? 3 секунды! А если видео ему нравится, то в среднем смотрит его 20 секунд. Эти цифры взяты не с потолка, а являются результатом серьезных исследований. С текстом ситуация аналогичная.

Человек смотрит мельком заголовок. Если он его заинтересовал, то читает первое предложение под ним. Затем вскользь пробегает глазами по тексту. И только если ему всё нравится, тема и информация кажется ему актуальной, то прочитает материал подробнее, но целый час он читать его точно не будет.

Поэтому тексты должны быть короткими. Пресс-релизы — не более одной страницы печатного текста, новостная заметка — 4-5 коротких абзацев, а пост в Инстаграме — еще короче. Да, есть лонгриды, мультимедийные истории, но это должна быть очень интересная история и нужно всячески удерживать внимание читателя графиками, фотографиями, видео и т.д. В иных случаях с большим текстом надо бороться, нещадно его сокращая.

Но жизнь — сложная штука, бывают нюансы. Например, вы получаете гонорары за количество слов и знаков в материале. Это радикально меняет ситуацию, но всё равно нужно соблюсти баланс — и денег заработать больше, и не замучить читателя очень длинным текстом.

Напоследок ответим на 3 вопроса наших читателей — о конкурсах, текстах и потоке мыслей.

Когда принимаете участие в конкурсах статей, то внимательно читайте условие конкурса, обращайте внимание на дедлайн (срок, до которого статья должна быть опубликована и подана заявка на участие в конкурсе).

Следующий вопрос: как оценить текст — хороший или плохой? Смотря какой текст мы оцениваем. Например, каждый день мы работаем с большим количеством пресс-релизов (сообщения, которые подготовили разные организации для СМИ и журналистов). Самые худшие из них — это те, которые написаны сложным канцелярским языком. Например, «В своем послании президент предлагает усилить ответственность должностных лиц государственных органов за совершение любых коррупционных правонарушений» — это очень плохо, лучше написать «Президент предложил усилить наказание за коррупционные нарушения».

Очень плохо, когда в одном пресс-релизе, статье или сообщении в соцсети много разных мыслей и всё в кучу. Один текст должен нести одну главную мысль. Например, построен частный детский сад. И всё в тексте говорит только об этом — когда и где построен, сколько туда будут ходить детей и т.д.

Плохо, когда в тексте много цифр, люди не понимают их, читать такой текст сложно. Построено в регионе 2 детских садика, их будут посещать 500 детей, потрачено на строительство 10 млн долларов — это максимальное количество цифр в материале, больше не надо.

Хороший текст написан простым языком, в нём мало цифр, в нём одна основная мысль. Тема должна быть актуальной, интересной для многих. Например, пособие по рождению ребенка — это интересует сотни тысяч жителей страны. А вот выставка породистых собак — это уже не так актуально.

Третий вопрос от нашей студентки касался потока мыслей, с которыми сложно разобраться. Бесконечный поток мыслей — это хорошо. Пишите их сразу в текстовом редакторе, а потом перечитайте и подумайте что тут важное, а что нет. Плохое удаляйте, хорошее — оставляйте. Спросите себя: это важно? это интересно? что важнее и интереснее — это или это — и делайте выбор в пользу лучшего. Учитесь с простого — с написания информационной заметки, с написания поста в Инстаграме. И постепенно совершенствуйте свои навыки по написанию хороших текстов.

Тренды в журналистике и новых медиа

Назовем некоторые тенденции, которые начинают преобладать в последние годы и которые, безусловно, будут играть всё большую роль в будущем.

Виртуальная реальность (VR). Человек одевает шлем и видит, например, Гранд-Каньон, аудиторию МГУ или строение атома. Он может смотреть в разные стороны, перемещаться, взаимодействовать с виртуальными объектами. Эта технология стремительно набирает популярность. Сейчас VR-шлемы стоят дорого и они недостаточно удобны, а в ближайшем будущем это будут удобные и недорогие VR-очки. И, как всегда, СМИ хватаются за любую набирающую популярность новинку. Не далек тот день, когда посетитель сайта сможет не только прочитать про теракт и посмотреть фотографии, но и виртуально пройтись по месту, где произошло ЧП.

Дополненная реальность (AR). Это разновидность виртуальной реальности. Тот же шлем, но на дисплее вам показывается то, что действительно находится перед вами, плюс картинка дополняется виртуальными объектами. Например, вы видите свою комнату, но на стуле сидит Петр I, который рассказывает о событиях тех лет. Или, смотрите на самолет, и видите его внутреннее устройство. Простой пример использования этой технологии журналистами: на мероприятии вы смотрите на спикера, система распознает его лицо и на экране всплывает подсказка: «бывший глава МВД такой-то, ныне руководитель общественного фонда такого-то».

Развлекательный контент. Об этом мы уже говорили в наших уроках. СМИ и развлечения сливаются воедино. Люди хотят читать и смотреть легкий и интересный контент, а средствам массовой информации нужна аудитория. Поэтому будет еще больше ток-шоу, юмористических программ, викторин и т.д. К сожалению, серьезные новости будут идти лишь в паузах, где-то между выступлением стендап-комика и откровениями популярных людей.

Геймификация. Это использование элементов игры, еще один тренд современного мира. Например, игру в том или ином виде используют в образовании. Лучше не просто рассказать о революции 1917-го года, а предложить поиграть в игру «император и революционеры». Через игру люди охотнее взаимодействуют с контентом, непринужденнее воспринимают информацию. В журналистику геймификация осторожно, но начинает входить. В будущем таких материалов будет больше. Примеры навскидку: «отгадай с каким счетом проиграли российские футболисты, варианты ответов: …», «кликни на неинтересные новости и взорви их (больше новости этой темы не появятся в вашей ленте)», «сообщи о новости в вашем городе и получи возможность выиграть приз».

Искусственный интеллект. Роботы уже пишут и говорят. Пока программы справляются лишь с написанием прогнозов погоды, спортивных сводок и простых информационных заметок, но с каждым годом их возможности растут. Компьютер есть компьютер, с ним не посоревнуешься – уже создан алгоритм, который может создать 3 тысячи (!) простых новостных заметок за 1 секунду, оперируя разными данными и сообщениями СМИ. Виртуальные дикторы пока не совершенны, но в самое ближайшее время они станут идеальными, у них будет прекрасная дикция и безупречная мимика. Переживать не стоит, они не заберут всю деятельность у журналиста – роботам отдадут самую рутинную и нудную работу, а творческая и интересная останется в наших руках.

Дата-журналистика (журналистика данных). Автоматическая обработка больших баз данных. Если сейчас журналист вглядывается в отчеты и таблицы, сам делает выводы и пишет конечный текст, то в обозримом будущем компьютерная программа сама проанализирует данные, например, цены на недвижимость или суммы налоговых сборов, и составит на их основе грамотный текст.

Новости идут за тобой. Звучит печально, но СМИ могут стать просто поставщиками контента. Популярность социальных сетей и мессенджеров приводит медиаэкспертов к выводу о том, что журналистские материалы будут поставляться напрямую туда, где пользователь проводит много времени. С учетом интересов человека, ему прямо в соцсети ВКонтакте или в мессенджере WhatsApp покажут новостную заметку информагентства или видеосюжет местного телевидения. Образно говоря, СМИ просто будут продавать свой контент популярным интернет-площадкам.