Задачи и цели интервью

Интервью – один из жанров журналистики, который на первый взгляд может показаться лёгким. Ведь нужно всего лишь договориться со спикером, а потом задать ему вопросы по списку. На самом деле это не так. Искусством интервью журналист может овладеть, но без опыта и знаний будет сложно.

Интервью принято делить на несколько этапов. К ним относятся: подготовка, проведение интервью и его завершение. Подготовка к интервью определяет успешность будущей встречи. На этом этапе журналист собирает информацию, происходит первый контакт со спикером. На этой стадии нужно постараться расположить к себе собеседника, объяснить цели интервью, чтобы спикер тоже смог подготовиться.

В свою очередь определение целей интервью поможет создать в итоге полезный и интересный материал, максимально раскрыть тему.

Как правило, перед встречей со спикером редактор проверяет ориентировочный список вопросов и спрашивает у журналиста, как он видит основную цель. Чтобы понять, насколько состоятельны задуманные задачи, следует ответить на следующие вопросы:

— Какие результаты, какой эффект вы хотите получить от интервью?
— Почему для интервью вы выбрали именно этого спикера? Перечислите все темы, о которых можно с ним поговорить, даже отличные от первоначальных.
— Чем лично вам интересен данный спикер?
— А чем может быть интересен аудитории? Какой именно аудитории он может быть интересен? Совпадает ли данная аудитория с читателями вашего издания?
— Совпадают ли ваши цели с ожиданиями спикера? Будет ли он готов обсудить все интересующие вас вопросы? Если есть щекотливые моменты, которые бы вам хотелось раскрыть в беседе – подготовьте вопросы-зацепки, чтобы подготовить спикера и понять, готов ли он раскрыться в этих вопросах.

Бывает так, что изначально персона кажется интересной на первый взгляд благодаря своему имиджу или статусу, но совершенно безразличной для большинства. Всегда следует разделять личные интересы и интересы читателей. Как вариант, можно провести опрос среди читателей, каких героев они бы сами хотели увидеть на страницах любимого издания.

Анна Коротченкова

Мультимедийное мышление журналиста

Работа мультимедийного журналиста проходит в 4 этапа: поиск информации, её обработка, создание материала с использованием различных мультимедийных инструментов и публикация.

Журналисты и редакции ищут и собирают свой арсенал инструментов, с помощью которых можно хорошо передать историю. Как правило, это интернет-сервисы, но могут быть и отдельные программы для компьютера и приложения для смартфона. Например, интернет-сервис, с помощью которого на фотографиях можно передать обстановку до и после, передвигая курсор мышки (допустим, на первом фото будет здание до землетрясения, а на втором — после); приложения для быстрой и качественной обработки фото и видео; сайт для создания инфографики и т.д.

Более того, некоторые инструменты устаревают, стартапы закрываются и вам нужно искать другие решения для своих задач. К тому же, ранее созданные материалы могут после этого неправильно отображаться и их надо исправить. Всё это добавляет хлопот, но неизбежно. По этой причине лучше отдавать предпочтение таким решениям, которые уже не зависят от сторонних сервисов. Условно говоря, лучше разместить на сайт готовое изображение инфографики, а не встраивать сформированное на стороннем сайте, которое может в любой момент «слететь».

Лучше отдавать предпочтения безусловным лидерам, таким как Гугл и Яндекс, их сервисы тоже иногда закрываются, но происходит это редко и у них качественные продукты. Развивайте в себе мультимедийное мышление. В современном мире журналист должен думать мультимедийно, то есть не просто писать текст, а думать как можно преподнести свой материал в более выгодном виде. Может дополнить его аудиоподкастом, а может снять небольшое видео, сопроводить актуальной инфографикой, провести онлайн-трансляцию и т.д.? Быть универсалом, крутым современным журналистом — это не только оказать большую помощь своей редакции, но и повысить свою востребованность на рынке труда, зарабатывать больше денег и сделать свою работу более интересной.

Курсы журналистики, подготовка к поступлению на журфак

Марина Рудская

Идет седьмая неделя моего обучения на курсе «Будущий профессионал». Чему я уже научилась в Школе журналистики? За это время я узнала много нового, даже несмотря на частую нехватку времени прилежно учиться.

Думаю, самым большим открытием за время обучения для меня стало то, что фотография является немаловажным элементом при создании журналистских материалов. Я получила задание – сделать несколько интересных, ярких фото; уловить эмоции окружающих людей или просто любопытные детали. Не скажу, что задание оказалось для меня простым. Сейчас очень трудно фотографировать людей – в силу ограничений многие остаются дома, остальные же ходят в масках. Экспрессии, эмоций вокруг немного. С горем пополам я задание выполнила и даже теперь, спустя несколько недель, когда я куда-то иду или еду, я ищу повод для фото.

Также мне было важно получить теоретический материал. Например, учебные статьи о написании заголовков и лида, справки о рекомендуемых объемах материалов. Всю жизнь я писала интуитивно, имея весьма абстрактное представление о необходимой форме и объеме заданного текста. Согласитесь, гораздо легче написать хороший, качественный текст, точно зная, как это сделать.

Наконец, я получаю от своего наставника различные дополнительные материалы – фильмы, видео-уроки и т.д. Эти ресурсы помогли, помогают и, я уверена, будут помогать мне расширить свой взгляд не только на журналистику, но и на окружающий мир.

Нет редакции — нет проблем: советы и рекомендации по преодолению изоляции

Когда COVID-19 заставил редакции закрыть свои двери, журналистам пришлось работать из дома. Три репортера делятся своими источниками вдохновения и особенностями такой работы в статье Journalism.co.uk.

Когда во всем мире впервые было объявлено о карантине и ограничениях, многие журналисты столкнулись с неизвестностью. Как делать и выпускать качественные новости с ограниченным доступом к редакциям, социальным дистанцированием и значительно меньшим количеством проходящих мероприятий?

Тем не менее, отрасль продолжает развиваться, и многие нашли выход из сложившейся ситуации.

Для Витсе Веллинга, видео- и мобильного журналиста голландской телекомпании Omrop Fryslân, репортажи с телефона уже много лет являются стандартной рабочей процедурой. Однако пандемия многому его научила. Даже если вы никуда не можете пойти, ваши гости и собеседники могут прислать вам свои цитаты и небольшие видео.

«В этой пандемии рабочий процесс мобильной журналистики, наконец, стал более распространенным, — говорит он. — Телефон оказался идеальным инструментом в этой ситуации, потому что он всегда с вами, вы можете использовать его для записи, редактирования и отправки материалов. Это означает, что мы, как журналисты, можем попросить людей снимать себя, когда с ними невозможно встретиться. Я думаю, что это останется и после пандемии».

Для тех, кому приходилось выходить на улицу, мобильная журналистика стала преимуществом. Веллинга отметил, что смартфон можно легко протереть дезинфицирующим раствором, что является плюсом во время пандемии.

Поиск вдохновения через необходимость

Пандемия коронавируса привела к запрету на международные поездки. Иностранный корреспондент-фрилансер Лу-Хай Лян застрял в чужой стране, в Японии, когда были введены ограничения. Он был вынужден полностью пересмотреть свой распорядок дня. Но по необходимости он также максимально использовал свое неудобное положение, черпая вдохновение из своей новой реальности.

«Это заставило меня резко сэкономить и оставаться на одном месте в течение долгого времени. И то, что я застрял в одном месте так долго, также помогло мне сосредоточиться на моем фрилансе, — говорит он. — Я поддерживал свою продуктивность, потому что мне приходилось это делать. Необходимость здесь была самым большим мотиватором».

Вся эта ситуация послужила основой для трех больших статей о его стране пребывания.

Имитация студийного качества звука из дома

Многие журналисты не обращали внимания на ситуацию с работой на дому в начале пандемии. Регулярной процедурой стали импровизированные настройки подкастеров, записывающих звук в шкафах, и все другие домашние хитрости, чтобы попытаться подражать их обычным студийным условиям.

Кристоферу Фину, руководителю отдела подкастов шотландского издательства DC Thompson, стало ясно, что стандартное оборудование не подходит.

Создание подкастов с использованием компьютерных микрофонов или даже встроенных микрофонов для наушников привело к несчетному количеству часов на редактирование финального фрагмента, чтобы довести его до стандартного качества.

Поэтому Фин приобрел для своей команды 40 профессиональных микрофонов, мотивируя это тем, что «это были инструменты, которые мы могли затем развернуть в более богатой звуковой среде в будущем. Так что их нельзя было просто положить в ящики и забыть. Журналисты могут использовать их для сбора новостей «в поле «.

Но его команде также нужна была подходящая платформа, поэтому они начали использовать платформу удаленной записи Zencastr, которая является полезным инструментом для проведения интервью и записи гостей на месте для улучшения качества звука.

Основные принципы журналистики. Как их сформулировали в США

В 1997 году в США Комитет заинтересованных журналистов начал общенациональный диалог между гражданами и журналистами с целью выявления и разъяснения принципов, лежащих в основе журналистики. После четырех лет исследований, включая 20 общественных форумов по всей стране и национальный опрос журналистов, они выпустили Заявление об общей цели, в котором определены девять принципов. Они легли в основу книги «Элементы журналистики», написанной директором Комитета заинтересованных журналистов Томом Розенстилом и старшим советником этой организации Биллом Ковачем.

В этом Заявлении об общей цели говорится, что после тщательного изучения журналистами характера журналистики в конце двадцатого века они предлагают общее понимание того, что определяет журналистику.

«Основная цель журналистики — предоставить гражданам точную и надежную информацию, необходимую им для функционирования в свободном обществе. Это включает в себя множество ролей, помогающих определять сообщество, создавая общий язык и общие знания, определяя цели сообщества, героев и злодеев. Эта цель также включает другие требования к СМИ, такие как быть развлекательными, служить сторожевым псом демократии, предлагать голос безмолвным», — говорится в заявлении.

Согласитесь, весьма необычная трактовка. Со временем журналистские организации США разработали девять основных принципов для решения описанных задач. Кратко перечислим их:

  1. Журналисты должны говорить правду
  2. Необходимо быть лояльными, терпимыми к людям и мнениям, которые отличаются от наших убеждений
  3. Тщательно проверять информацию
  4. Сохранять независимость насколько это возможно
  5. Мониторить действия власти и оценивать их справедливо
  6. Предоставлять слово тем, кому есть что сказать, особенно тем, кто видит проблемы в обществе и готов указать на них
  7. Преподносить важную информацию интересно, повышая интерес к проблемам и их решению
  8. Сохранять правильные пропорции всех важных тем, не уделять преувеличенное внимание одним проблемам и не игнорировать другие
  9. Каждый журналист должен чувствовать личную ответственность и формировать у себя правильные этические нормы

Эти основные принципы, в том или ином виде, повторяются во всех списках, хартиях и этических кодексах не только в США, но и во всех странах мира.

Лекция Владимира Познера о журналистике (видео)

Любая публичная фигура, будь то Владимир Путин, Дональд Трамп или Алла Пугачева, вызывают у людей разные чувства и к ним разное отношение у разных людей. Познер – не исключение. Для одних он является «иконой» журналистики, другие нещадно подвергают его критике. И, тем не менее, для нас он является авторитетом, хотя бы по следующим причинам:

• Он 60 лет работает в журналистике.
• У него своя авторская программа на федеральном канале, а это, если проводить параллели со спортом, всё равно что быть олимпийским чемпионом.
• Публично, на встречах со студентами и в интервью, он всегда заявляет о важности самых главных стандартов журналистики – объективности и непредвзятости. И в этом мы с ним полностью согласны.
• Раньше он занимался пропагандой, но признал свою ошибку, покаялся и сейчас старается быть независимым.
• Он реализовался как журналист и профессионал на все 100 процентов.

А это его лекция о журналистике, в которой немало ценных мыслей:

Нужна публикация в СМИ для поступления на журфак

Спасибо читателям сайта и подписчикам наших страничек в соцсетях Инстаграм и ВКонтакте за хорошие вопросы. Мы видим ваш интерес, отвечаем на вопросы, публикуем ответы на сайте и корректируем информацию на наших курсах. В результате выигрывают все.

Пользователь Инстаграма dkalmyhanov написал нам о том, что он собирается поступать на журфак и ему очень нужна статья в газете для портфолио. «Что делать? Как выбрать тему? Как подступиться к решению этой задачи?» — задается вопросом он и тысячи других абитуриентов.

Постараемся помочь советом. Надеемся, вы озадачились этой проблемой заранее, потому что для её решения потребуется некоторое время. Возьмите разные местные газеты, а также найдите в интернете местные новостные порталы и почитайте их. Обратите внимание на то, о каких новостях они пишут. Заметьте, что они пишут не о чем попало, что взбрело в голову журналиста, а о новостях (о том, что произошло недавно, что актуально). Например, об открытии детского садика, поездке президента или о новом заводе. Поэтому ваша задача — найти новость и написать об этом.

Что это может быть? Например, школьный концерт, победа одноклассника в интересном конкурсе или городская выставка. Найдите какое-то событие и напишите об этом. Поговорите с людьми, сделайте фото. А дальше – высылайте свой материал в редакцию. Есть еще один хороший проверенный способ – просто «сдаться» в редакцию. Прийти и сказать: «я хочу поступать на журналистский факультет, хочу уже сейчас публиковаться, дайте мне, пожалуйста, задание». Волонтеры-внештатники, которым можно не платить, нужны многим реакциям. Вас отправят на какое-нибудь мероприятие и вы напишете об этом.

Также вы можете обратить внимание на наш онлайн-курс «Будущий профессионал», на котором мы целенаправленно готовимся к поступлению на журфак. Мы регулярно проводим мозговой штурм и пишем рекомендации нашим студентам, которые помогут на стадии подготовки и при последующем поступлении на журфак. Несколькими из них поделимся со всеми:

  • Проверяйте время от времени информацию о поступлении на журфак на сайте вуза, в которой хотите поступать. В любой момент, совершенно неожиданно для вас, они могут поменять предметы, баллы и другую важную информацию.
  • Возьмите с собой воду и перекус. Очень часто вузы организуют вступительные испытания таким образом, что абитуриентам приходится по много часов дожидаться своей очереди. В самых запущенных случаях эта история может тянуться с раннего утра до позднего вечера.
  • Не поддавайтесь влиянию тех, кто выходит из аудитории и делится своим опытом. Люди разные и у них разные мнения. Вас будут пугать злыми членами комиссии, давать бестолковые советы и подрывать веру в свои силы. Верьте в себя и не поддавайтесь панике толпы.
  • Еще есть время принять участие в конкурсах статей, литературных конкурсах и т.д. Документ о победе или хотя бы об участии в таких конкурсах добавит вам авторитета в глазах приемной комиссии.
  • Уделите внимание своему портфолио. Сделайте красивую, креативно оформленную папку с файлами, в которую положите резюме, свои публикации, грамоты и т.д.

По ту сторону СМИ: из чего складывается ценовая политика редакции

То, что журналистская информация это товар, вполне понятно, хотя может и звучать грубо с точки зрения высокой миссии репортера. Но с позиции коммерции и издательского бизнеса это так. Этот товар поставляют на информационный рынок его производители в виде готового произведения. А покупают его потребители журналистской информации.

Цена на товар определяется в процессе рыночных отношений между аудиторией и изданием, как наиболее удачная, взаимовыгодная для продажи и покупки. Конечно, изначально эта стоимость неодинаковая. Представители СМИ хотят максимально заработать, а при этом аудитория минимально заплатить. К тому же, в настоящее время существует множество бесплатных онлайн-изданий, которые могут похвастаться своей оперативностью. Поэтому платным СМИ резонно не делать цену за издание непомерно высокой.

В целом ценовая политика каждого конкретного издания определяется оптимизацией цены. Конечно, издатель будет стремиться одновременно и сохранить прибыль, и угодить читателю. Но есть понятие предельной цены снижения, чтобы расходы не стали больше доходов, иначе издание разорится. Кроме того, снижение цены может привести к снижению качества продукции. Например: придется заменить бумагу и краску на более дешевую и  будет неудобно и не так приятно читать, сократят штат журналистов и станет меньше времени на то, чтобы добывать эксклюзивную информацию и будут отрабатывать текущую повестку. А может и вовсе придется сократить зарплатный фонд, а талантливые именитые журналисты не захотят работать, как говорится, за копейки. Поэтому и представителям издания, и покупателям информационного товара следует знать, за что и почему они платят.

Но в основном издатели ориентируются на спрос на конкретный продукт. Чем он выше, тем будет и выше цена издания. Даже если спрос на товар не меняется, то цена будет расти.

Также на ценовую политику СМИ относительно своего продукта влияет маркетинг, а также платежеспособность аудитории, которая предпочитает конкретный информационный продукт. Чем она ниже, тем меньшую цену приходится ставить на цену за товар. И тут важно продумать заранее, способно ли издание поддерживать самоокупаемость с учетом своей целевой аудитории. Тут влияют и информационное наполнение, и имидж издания, и количество рекламы, и стиль исполнения верстки. С повышением авторитета издания и степени влияние на общество, СМИ может позволить себе повысить стоимость за единицу продукта.

Ценовая политика конкретного СМИ обычно состоит из трех направлений: сотрудники издания, закупка необходимого товара для производства, распространение и продажа информации.

Анна Коротченкова

Фейки, фактчекинг, медиаграмотность

Современный мир принес в нашу жизнь интернет, гаджеты, свободно распространяемую информацию и море фейковых сообщений. За последние 12 месяцев только в российской части интернета и только по теме коронавируса Роскомнадзор заблокировал более тысячи фейковых новостей и сайтов. По всем темам и во всех странах такой лживой информации миллионы и миллионы публикаций, сообщений и видео.

На наших онлайн-курсах мы разбираем тему фейков, учимся отличать правду от лжи (проводить так называемый фактчекинг) и используем разные инструменты для этого. Вот как понимает проблему фейковой информации и актуальность этой темы наша талантливая ученица Юлия Волох:

«Фейк — это ложная информация, подтверждение которой нельзя найти в интернете. Фейки распространяются разными способами. Кому-то сообщение с ложной информацией может прийти от доверчивого знакомого, который не задумается о подлинности информации и поспешит поделиться ею с вами. Также, в наше время, многие люди гонятся за тем, чтобы собрать вокруг себя некую шумиху и поэтому могут намеренно выложить в соцсеть фейк, чтобы набрать просмотры или лайки.

Фактчекинг — это проверка фактов, которые опровергают или подтверждают ту или иную информацию. Если человеку сообщают шокирующую информацию, благодаря факчекингу он сможет отличить фейк от правды. Журналисту важно отличать правду от подделок в первую очередь для того, чтобы самому избежать распространение ложной информации. Если читатели хотя бы раз усомнятся в издании, и увидят что они публикуют фейк, то их доверие заметно уменьшится».

Всё верно, проблема ложной информации существует и становится всё более актуальной, любому человеку надо развивать у себя критическое мышление, подвергать сомнению любые сообщения, быть медиаграмотным и уметь проводить хотя бы элементарный фактчекинг. Иначе можно стать жертвой мошенников, потерять деньги, а то и здоровье, оказаться в плену недостоверной информации. И всё это многократно важно для журналистов, которые сами транслируют информацию обществу. И дело здесь не только в моральном аспекте (вы можете ввести в заблуждение тысячи людей), но и в прямой ответственности журналиста перед законом — за ложную информацию можно расплатиться своим авторитетом, штрафом или даже стать фигурантом уголовного дела.

История журналистики. Подготовка к журфаку

Вопросы об истории мировой и отечественной журналистики любят задавать люди из приемной комиссии, а значит надо быть к ним готовым. Да и вам, как будущему профессионалу, будет не лишним знать с чего всё начиналось. На наших курсах «Будущих профессионал» и «Подготовка к журфаку» мы уделяем этой теме внимание.

Слово «журналистика» пришло в русский язык из французского, куда ранее перекочевало из латыни и первоначально означало «ежедневное известие».

Прообраз первой газеты появился в 59 году до нашей эры (1-ый век до нашей эры) в Риме, это были ежедневно выпускаемые глиняные дощечки с информацией и новостями. Такие дощечки выставлялись в публичных местах, где римляне могли их читать.

Потом появились рукописные свертки. Например, в Китае в 8-м веке местная знать читала рукописные листы с новостями.

Предпосылкой к развитию журналистики стало изобретение немецкой печатной технологии Иоганна Гутенберга, который в 1450 году (15-ый век) сделал первый печатный станок. Через несколько десятков лет в Германии стали выпускать новостные брошюры для элиты. Здесь уже не обходилось без страшилок в духе «желтой прессы», например, публиковались пугающие рассказы о графе Дракула, при этом реальные исторические события переплетались с вымыслом.

Но прогресс раньше шел очень медленно и первой настоящей газетой считается издание, выпущенное в 1605 году (17-ый век) в Страсбурге.

В России первый номер печатной газеты «Ведомости» вышел в свет 2 января 1703 года (18-ый век, 13-го января по новому стилю). Поэтому именно в этот день (13 января) сейчас в России отмечают профессиональный праздник журналистов – День российской печати.

В России журналистика прочно вошла в общественную жизнь в начале 19-го века. Поначалу это были официальные издания, в которых сообщалась информация об указах. Затем появились печатные издания, в которых переплетались журналистика и литература.

В своё время Александр Пушкин написал немало журналистских материалов и публиковался в разных изданиях, основал журнал «Современник». Но тексты поэта не были информационными сообщениями, скорее это были эссе с размышлениями на разные злободневные темы.

Николай Некрасов также выпускал свой журнал, а Михаил Салтыков-Щедрин был редактором журнала «Отечественные записки». Авторы писали эссе, фельетоны, рецензии и статьи. Это были не художественные произведения, а тексты о событиях и о текущей ситуации, поэтому их уже можно смело отнести к журналистике.

Интерес к новостям у людей был всегда, но были факторы, которые сдерживали распространение печатной прессы и развитие журналистики – дорогой процесс печати и высокая стоимость бумаги, высокий процент безграмотного населения, сложности с логистикой (неразвитость транспорта, плохие дороги). По мере того как всё больше людей учились читать, стоимость производства газет снижалась, а доставлять тиражи в другие города стали на железнодорожном транспорте — стремительно стала развиваться и журналистика.

На нашем сайте опубликовано несколько статей по истории журналистики, воспользуйтесь поиском на сайте, чтобы их найти.